Ответственность за преступления экстремистского характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение сущности феномена экстремизма, основных признаков преступлений экстремистского характера для выработки наиболее эффективных мер противодействия и профилактики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
– осветить проблему экстремизма с криминологических и социологических позиций, сформулировать его определение, а также выявить признаки и причины экстремизма;
– провести классификацию экстремизма и охарактеризовать его основные виды;
– определить соотношение понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность»;
– сформулировать понятие преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности;
– провести уголовно-правовой анализ преступлений экстремистского характера, выявить основные признаки составов таких преступлений;
– выявить основные причины и факторы, способствующие возникновению экстремизма и детерминирующие совершение преступлений экстремистского характера;
– исследовать основные общесоциальные и специально-криминологические меры противодействия и профилактики экстремизма и преступлений экстремистского характера.

Работа содержит 1 файл

Разрывы.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

      В составе статьи также говорится  о причинении вреда здоровью. Вред здоровью в данном случае является прямым следствием применения насилия. Если последствия физического насилия достаточно очевидны для человека, не обладающего специальными познаниями в медицине, то для определения последствий психического насилия зачастую необходима экспертиза.

      Для формулирования диспозиции ст. 239, ст. 282.1 и ст. 282.2 УК РФ законодатель использует понятия из различных отраслей права: религиозное или иное объединение, иная организация (ст. 239, ст. 282.2 УК РФ), закреплённые в гражданском законодательстве; сообщество, организованная группа лиц (ст. 282.1 УК РФ), характерные для уголовного права. Таким образом, диспозиции статей 239 и 282.2 УК РФ являются бланкетными, причём формулировка диспозиции ст. 282.2 УК РФ позволяет привлекать к ответственности более широкий круг лиц за счёт формулировки «либо иной организации». Применения такого понятия является оправданным, поскольку экстремистские организации могут существовать практически в любой организационно-правовой форме, в том числе и в коммерческой.

      Деятельность  общественных объединений регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»19. Общественным объединением признаётся добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Важно, что общественные объединения могут осуществлять свою деятельность без образования юридического лица и государственной регистрации, для их создания достаточно принятия на общественном съезде или общем собрании объединения решения о его создании, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Однако для присвоения статуса юридического лица объединению необходимо пройти процедуру государственной регистрации.

      Религиозное объединение согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе  совести и о религиозных объединениях»20 – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут существовать в двух формах: религиозной группы и религиозной организации.

      Религиозная группа представляет собой добровольное объединение граждан, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры и осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

      В сущности, требования для создания религиозной группы ещё более  мягкие, чем для создания общественного объединения. Для организации религиозной группы достаточно согласия двух граждан, их желания совместно исповедовать и распространять ту или иную религиозную идею. Уведомление государственных органов или государственная регистрация не требуется.

      Религиозная организация в отличие от религиозной  группы – добровольное объединение  не только граждан Российской Федерации, но и лиц, постоянно и законно  проживающих на её территории, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры и зарегистрированное в установленном порядке в качестве юридического лица. Религиозная организация считается созданной с момента её государственной регистрации. До государственной регистрации религиозная организация может существовать как группа.

      Диспозиция  статьи 282.2 УК РФ включает в себя иные организации. Под иными организациями  согласно ст. 50 Гражданского кодекса  РФ понимаются коммерческие и некоммерческие организации.

      Коммерческие  организации – это хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Деятельность коммерческих организаций направлена в первую очередь на извлечение прибыли.

      Некоммерческие  организации – это потребительские  кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды. Деятельность некоммерческих организаций, напротив, не имеет основной целью извлечение прибыли и распределение её между участниками. Организации религиозно-экстремистского толка зачастую существуют в форме некоммерческих организаций, однако для того, чтобы пресечь финансирование экстремистской и террористической деятельности борьба с коммерческими экстремистскими организациями также необходима.

      В диспозиции ст. 282.1 УК РФ законодатель прибегает к уголовно-правовой терминологии, обозначая организованную форму  экстремистской деятельности как «экстремистское  сообщество». Содержание термина «экстремистское  сообщество» специально не закреплено в российском законодательстве. Поэтому представляется целесообразным использовать в качестве аналигочного понятие «преступное сообщество», которое раскрывается в Уголовном кодексе РФ. Статья 35 УК РФ определяет преступное сообщество как сплочённую организованную группу, созданную для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях.

      Гражданско-правовое и уголовное определение формы  организации лиц, занимающихся криминальной экстремистской деятельностью, может происходить параллельно. Таким образом, религиозная или общественная организация может одновременно представлять собой экстремистское сообщество, если она осуществляет соответствующую деятельность. Такое неясное разграничение составов существенно усложняет правоприменительную деятельность и создаёт потенциальную возможность для двойной квалификации деяния, что не допустимо в соответствии с принципами уголовного права.

      Статья 282.2 УК РФ признаёт экстремистской организацию, в отношении которой судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Схожее определение содержится и в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». Таким образом, организация деятельности или участие в общественном, религиозном объединении либо иной организации, деятельность которой была прекращена по другому основанию, отличному от экстремизма, не может составлять состава ст. 282.2 УК РФ.

      Объективная сторона ст. 239, ст. 282.1, ст. 282.2 УК РФ всегда характеризуется активным действием. В диспозиции исследуемых составов речь идёт о «создании», «руководстве» и «участии».

      Вопрос  о смысловом содержании рассматриваемых  действий достаточно описан в работах, посвящённых организованным формам преступной деятельности. Однако поскольку составы преступлений экстремистского характера носят формальный характер, необходимо определить, с какого момента участие в экстремистских организациях, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 239 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ, считается совершённым. Исходя из буквального толкования содержания упомянутых статей, ответственность наступает с момента вступления в экстремистскую организацию. Однако сомнительно, что простое заявление членства или бездеятельная принадлежность к экстремистской организации является достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности. Представляется логичным, если под участием будет пониматься совершение деяний, относимых к экстремистской деятельности, которой занимается преступная организация.

      В силу того, что состав статей 280 и 282 УК РФ формальный и вред преступлением  наносится общественным ценностям, то есть неопределённому кругу лиц, на практике достаточно сложно доказать факт унижения человеческого достоинства  или возбуждения ненависти либо вражды, что необходимо для квалификации. Вследствие этого изучение особенностей объективной стороны данных преступлений представляется особо значимой задачей.

      Объективная сторона анализируемых деяний характеризуется  действием.

      Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

      Призывом  считается воздействие на сознание, волю и поведение людей с целью  побудить их к совершению соответствующих  действий или воздержаться от определённых действий, сформировать побуждение к определённому виду поведения. Наиболее частыми видами призывов являются воззвания и лозунги. Примечательно, что последние зачастую содержат в себе определённое и недвусмысленное побуждение к конкретной деятельности, обращённое к широкому кругу лиц. Необходимо отличать воззвания и лозунги от выражения собственного мнения, высказываний о возможности и целесообразности осуществления экстремистской деятельности, которые не могут квалифицироваться по ст. 280 УК РФ.

      Существует альтернативная точка зрения, согласно которой призывы в данном случае принимаются за подстрекательство к совершению экстремистской деятельности в соответствии с институтом соучастия, существующим в уголовном праве. Однако ч. 4 ст. 33 УК РФ, раскрывающая содержание понятия подстрекательства, говорит о том, что подстрекательство – это склонение другого лица к совершению конкретного преступления, ответственность за которое предусмотрена статьёй Уголовного кодекса. В то время как экстремистская деятельность хотя зачастую носит криминальный характер, но сама по себе не образует состав отдельного преступления, а значит, призывы к осуществлению экстремистской деятельности не могут считаться подстрекательством.

      Объективная сторона состава ст. 282 УК РФ характеризуется действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц.

      Под «действиями» в данном случае следует  понимать фактически любой акт внешней  деятельности, нацеленный на возбуждение  ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Неверно было бы ограничивать действия речевым поведением или использованием продуктов творческой деятельности: текстов, изображений, аудио-, видеоматериалов. Целенаправленное умышленное осквернение памятников истории и культуры, предметов религиозного культа, национальных культурных ценностей, хулиганство, уничтожение имущества, нарушение общественного порядка – эти и другие действия могут быть направлены на возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства. В таких случаях противоправное деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

      Распространение среди населения взглядов и идей, возбуждающих чувство неприязни  или ненависти к людям другой национальности, расы, религиозного вероисповедания, образа жизни, быта, обычаев, культуры, семейного уклада, унижающих и оскорбляющих их, распространение дискриминационных оценок граждан в зависимости от их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности – одно из наиболее полных определений содержания объективной стороны рассматриваемого состава. Основания для дискриминации фактически не имеют значения, поскольку могут быть самыми разными. Важно, что действия должны иметь общий характер, быть направленными на разжигание ненависти между группами лиц.

      Объективная сторона состава преступления характеризуется  следующими видами деяний:

  1. Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды.
  2. Действия, направленные на унижение человеческого достоинства.
  3. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

      Такая деятельность может осуществляться в самых различных формах. Среди  основных можно выделить:

  1. Распространение листовок, инструкций, демонстрация плакатов, содержащих соответствующие оценки, призывы и лозунги.
  2. Выступления непосредственно перед публикой (собрание, митинги, шествия), а также обращения через средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания).
  3. Издание и распространение (продажа, раздача) книг, брошюр, статей, видео-, аудиоматериалов и т.д.

      Анализ  судебной практики показал, что 77% уголовных  дел, возбуждённых в Дагестане по ст. 282 УК РФ были связаны с распространением листовок и других печатных материалов21. Примечательно, что Дагестан, наравне с Башкортостаном, Татарстаном, Московской, Воронежской, Свердловской, Самарской областями, а также Санкт-Петербургом и Москвой занимает лидирующее место по количеству совершённых преступлений, связанных с возбуждением ненависти или вражды22. Опыт профилактики преступлений экстремистского характера на территории этих субъектов можно и нужно изучать для лучшего понимания явления и его механизмов.

      Распространение материалов экстремистского характера  можно разделить на два вида: это распространение собственных идей и взглядов (через публичные выступления, писательскую деятельность и т.д.) и распространение материалов других лиц, в частности, продажа, доставка или раздача листовок других авторов, газет, брошюр, видеофильмов; реклама подобной продукции. Второе более свойственно для националистических и ксенофобских организаций, деятельность которых можно охарактеризовать как экстремистскую. При этом торговля ксенофобскими материалами не образует состава ст. 282 УК РФ в том случае, если продавец не был осведомлён об их содержании и не преследовал цели, указанной в диспозиции.

Информация о работе Ответственность за преступления экстремистского характера