Ответственность за преступления экстремистского характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение сущности феномена экстремизма, основных признаков преступлений экстремистского характера для выработки наиболее эффективных мер противодействия и профилактики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
– осветить проблему экстремизма с криминологических и социологических позиций, сформулировать его определение, а также выявить признаки и причины экстремизма;
– провести классификацию экстремизма и охарактеризовать его основные виды;
– определить соотношение понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность»;
– сформулировать понятие преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности;
– провести уголовно-правовой анализ преступлений экстремистского характера, выявить основные признаки составов таких преступлений;
– выявить основные причины и факторы, способствующие возникновению экстремизма и детерминирующие совершение преступлений экстремистского характера;
– исследовать основные общесоциальные и специально-криминологические меры противодействия и профилактики экстремизма и преступлений экстремистского характера.

Работа содержит 1 файл

Разрывы.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

     Во-вторых, в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности организаций (или их структурных подразделений) признаков экстремизма, органами прокуратуры либо юстиции должно быть вынесено этой организации предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности с указанием конкретных оснований его вынесения и при необходимости срока для устранения указанных нарушений, составляющего не менее двух месяцев.

     В-третьих, в случае распространения через  СМИ экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) государственным органом, осуществившим его регистрацию, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо прокурором должно быть вынесено предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности с указанием конкретных допущенных нарушений и, в случае, если возможно принять меры по их устранению установлением срока для устранения нарушений, составляющего не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

     Следует отметить, что хотя Федеральный закон  содержит множество норм, регулирующих противодействие экстремистской деятельности, всё же он нуждается в доработке, как в части повышения эффективности норм, так и в направлении недопущения нарушения прав и законных интересов граждан и их организаций.

      Одним из важных направлений противодействия экстремизму, который также закреплён в Федеральном законе, является противодействие финансированию и иному содействию экстремистской деятельности. Суть таких мероприятий сводится к перекрытию каналов финансирования экстремистских организаций и проведению акций с целью ограничения, подрыва и ликвидации их экономической и социальной базы.

      В последнее время появилась тенденция  к выделению такого направления  профилактики, как осуществление  мер информационно-аналитичесчкого обеспечения. Такие меры направлены на прогнозирование возникновения проявлений экстремизма, а также на обнаружение экстремистской деятельности, в том числе организованной. В данном вопросе почти неисчерпаемым потенциалом обладают интернет-технологии. Это объясняется тем, что на просторах глобальной сети можно размещать большие объёмы данных, динамично управлять информационными потоками, предоставлять доступ к таким данным неограниченному кругу лиц. Актуальность вопроса возросла в связи с появлением концепции Веб 2.0, возникновение которой принято связывать со статьёй «Tim O'Reilly — What is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года48.

     Суть  концепции заключается в отходе от старых представлений статичности  контента веб-сайтов в сторону того, что каждый пользователь участвует  в создании контента, грань между создателями и потребителями информации стирается. Таким образом, Веб 2.0 приобретает свойства демократичности и анонимности. В итоге интернет-технологии могут либо существенно осложнить противодействие экстремистской деятельности, поскольку контроль направленности и содержания информационных потоков становится почти невозможной задачей, либо напротив способствовать ему, так как любой пользователь может добавить информацию способствующую нейтрализации экстремистской угрозы.

      Соответственно, существует два основных направления деятельности государства и его правоохранительных органов. Согласно первому, интернет подвергается полицейскому регулированию в малой или большей степени (вплоть до использования мер, применённых в Китае), создаются необходимые закрытые информационные системы, которые правоохранительные органы используют для противодействия экстремистской деятельности. Альтернативный подход предполагает сотрудничество государства с гражданами – пользователями Интернета, реализацию своеобразного гражданского противодействия экстремистской деятельности.

      Итак, проведённое исследование показало, что противодействие экстремизму  на специально-криминологическом уровне представляет собой широкую систему  мер, направленных на выявление. ослабление, устранение и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих возникновению проявлений экстремизма. Необходимо отметить, что в данном параграфе приведены лишь некоторые мероприятия и направления профилактики экстремизма. Тема противодействия указанному феномену обширна и может (и должна) стать отдельным предметом для многих научных исследований.

 

Заключение 

      Экстремизм  и преступная экстремистская деятельность остаются достаточно сложными проблемами для правовой науки. Учёные и специалисты  на настоящий момент не могут прийти к общему мнению не только в отношении основных направлений и методов противодействия рассматриваемым явлениям, но также формулирования их сущности и признаков. В то же время без выработки единого и обоснованного научного подхода эффективное законодательное регулирование невозможно. При таких обстоятельствах представляется необходимым дальнейшее изучение как самого экстремизма, так и его отдельных видов и проявлений. Для того, чтобы избежать политизирования вопроса противодействия экстремистской деятельности, особенно важно изучение экстремизма не только с позиций криминологии, но и с использованием методологического аппарата таких наук как философия, социология, политилогия, общественная психология, а также прибегая к возможностям математической статистики.

     В результате решения задач, поставленных в работе, удалось придти к следующим  выводам.

  1. Принципиально важным представляется разделение экстремизма и экстремистской деятельности. При этом экстремизм понимается как социально-негативное мировоззрение, для которого характерна склонность к крайним взглядам в тех или иных вопросах социальной жизни, стремление кардинально изменить либо разрушить существующие порядки в соответствии с такими взглядами. Экстремизм как самостоятельный феномен не является предметом уголовно-правового регулирования, однако противоправная экстремистская деятельность, для которой экстремизм становится идеологической основой и трансформируется в её мотив, уголовно наказуема. Определение экстремистской деятельности закреплено в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" и фактически сводится к перечислению составов преступлений, однако для всех этих преступлений характерен экстремистский мотив.
  2. Экстремизм и эсктремистская деятельность обладают рядом присущих им характерных черт. Для экстремизма это отрицание иных, отличных взглядов, позиций, точек зрения, нивелирование других общественных ценностей и норм, правовой нигилизм; стремление к уничтожению либо изменению устоявшихся общественных отношений и институтов в соответствии с доминирующей идеей; экстенсивное развитие экстремистской структуры, распространение экстремистской идеологии, привлечение новых последователей; апеллирование к чувствам, предрассудкам, инстинктам людей, к иррациональной составляющей психики. Экстремистской деятельности присущи деятельный характер; противоправность; специальная вредоносность. Данная деятельность запрещена законом, деяния образуют составы преступлений, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ, экстремистская деятельность также направлена на причинение вреда основам конституционного строя, конституционным основам межличностных отношений, создание угрозы причинения такого вреда. Признаки экстремизма и экстремистской деятельности обуславливают их сущность и социальную опасность.
  3. Причины экстремизма заложены не только в психологических особенностях человека, то есть носят не только субъективный характер, но так же являются следствием определённых социальных противоречий, образующих их объективную составляющую. Из комплекса причин можно выделить идеологические, социально-экономические, социально-политические, организационно-управленческие, а также воспитательного и правового характера.
  4. Классификацию видов экстремистской деятельности целесообразно строить, учитывая конкретную сферу общественных отношений, на причинение вреда которым направлены экстремистские действия. Используя социологический подход к выделению указанных сфер, следует различать экстремизм в сфере экономических отношений; социальной организации государства; политических отношений; в духовной сфере.
  5. Под преступлениями экстремистского характера понимаются виновные общественно опасные деяния, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и общественный порядок, общественную нравственность, основы конституционного строя и безопасность государства, мотивированные идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненавистью либо враждой. Ответственность за такие преступления предусмотрена отдельными статьями Уголовного кодекса РФ.
  6. Проведённый анализ наиболее составовов преступлений УК РФ, для которых наиболее характерна экстремистская направленность, а именно ст. ст. 239, 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, позволяет обозначить их основные признаки. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ, многосоставен и состоит из основного объекта – общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность в части запрета на создание, руководство религиозными и общественными объединениями, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний и дополнительных объектов – жизни и здоровья человека, права на свободу передвижения, на создание религиозных и иных общественных объединений и участие в них, на фактическую реализацию прав и обязанностей. Объектом преступления, предусмотренного ст. 280 являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества и государства в целом. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 282 включает в себя общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества и государства в части конституционного запрета на разжигание расовой, национальной и религиозной вражды, а также недопущения дискриминации. Непосредственным объектом для состава ст. 282.1 является группа общественных отношений, обеспечивающих безопасность государства (а также общества) от преступлений экстремистской направленности. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 282.2 совпадает с объектом состава ст. 282.1, дополнительный объект состоит из общественных отношений, обеспечивающих исполнение решений суда. Составы рассмотренных статей являются формальными и беспредметными.
  7. Объективная сторона ст. ст. 239, 2821, 2822 характеризуется активным действием. В диспозиции данных составов речь идёт о "создании", "руководстве" и "участии" в объединении, посягающем на личность и права граждан, экстремистском сообществе и экстремистской организации соответственно. Статья 280 устанавливает ответственность за призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282 характеризуется действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц. Изучение рассмотренных составов сопряжено с решением таких дискусионных моментов, как определение физического и психического насилия, последствий их применения к индивиду; отделение религиозных, общественных и иных объединений от экстремистских сообществ и организаций; определение призывов к осуществлению экстремистской деятельности и отграничение последних от высказываний и других форм использования права на свободу слова и мысли; установление фактического содержание деятельности, направленной на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц; противодействие экстремистской деятельности в СМИ и сети Интернет.
  8. Субъектом основных составов изучаемых преступлений, ответственность  за которые предусмотрена ст. ст. 239, 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Анализ особенностей субъективной стороны данных преступлений позволяет придти к выводам о том, что зачастую достаточно сложно определить возможность волевого поведения и свободу целеполагания лица при совершении указанных преступлений в случаях, когда оно подверглось психическому насилию или воздействию; определить наличие умысла на достижение преступных целей, указанных в ст. 282 УК РФ. Без решения этих вопросов представляется маловероятным решение дела в соответствии с принципами вины и справедливости. Для определения возможности волевого поведения лица на момент совершения преступления предлагается привлекать экспертов в области судебной психологии, когда это представляется необходимым. При определении умысла на совершение действий, направленных на возбуждение ненависти, вражды либо унижение человеческого достоинства, представляется целесообразным учитывать такие обстоятельства, как систематичность деятельности и смысловую целостность и направленность текстового содержания такой деятельности, если его возможно определить.
  9. Эффективное противодействие экстремистской деятельности невозможно без одновременной профилактики распространения экстремистских идей в обществе. Противодействие экстремистской деятельности целесообразно проводить как на общесоциальном, так и на специально-криминологическом уровне. При этом профилактика на общесоциальном уровне заключается в деятельности государства, общества и их институтов, направленной на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной и других сферах.
  10. При этом профилактика на общесоциальном уровне заключается в деятельности государства, общества и их институтов, направленной на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной и других сферах. К общесоциальным мерам предупреждения экстремизма можно отнести нормализацию социально-психологической атмосферы в обществе; формирование установок толерантного общественного сознания; разработку и реализацию образовательных программ, направленных на получения системных знаний о национальных, религиозных и иных культурных процессах в обществе; повышении компетентности средств массовой информации при освещении ими событий, связанных с экстремистскими явлениями; общее оздоровление правосознания граждан, пропаганда уважения закона, правопорядка, развитие правовой культуры и ответственного образа деятельности; создание государственной идеологии, способствующей созданию такой системы общественных ценностей, в которой будет признаваться ценность человеческой личности, нетерпимость к любым актам насилия; использование позитивного потенциала этнических и религиозных обычаев и традиций; создание и развитие условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; формирование и развитие принципов и идей гражданского общества, в том числе принципов федерализма и местного самоуправления; стабилизация и развитие экономической сферы государства; создание условий политической стабильности, обеспечивающей достаточный уровень согласованности действий разнообразных социальных групп и государства как внутри страны, так и в её внешних отношениях; взаимодействие с неправительственными организациями, гражданами и их объединениями.
  11. Специально-криминологическое предупреждение преступлений экстремистского характера заключается в целенаправленном выделении, устранении, ослаблении, нейтрализации криминогенных факторов, связанных с отдельными видами преступного поведения. К числу специально-криминологических мер профилактики экстремизма можно отнести предупреждение формирования и распространения экстремистских убеждений и идеологии экстремистской деятельности; разрешение конфликтных ситуаций между социальными группами; комплекс мер, направленных на противодействие организованным формам экстремистской деятельности; противодействие финансированию и иному содействию экстремистской деятельности; осуществление мер информационно-аналитичесчкого обеспечения.

     Проведённое исследование позволило обозначить наиболее значимые детерминанты проявлений крайних взглядов в области расово-этнических и конфессиональных взаимоотношений  и равноправия. Выявление характерных  черт причинного комплекса экстремизма позволяет сделать вывод, что он достаточно специфичен, состоит из взаимосвязанных причин и условий, представляющих благоприятную почву для существования указанного явления и его развития.

      В завершение следует отметить, что  настоящая работа не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов проблемы определения сущности экстремизма и экстремистской деятельности, противодействия экстремистской деятельности и, в частности, уголовно-правовых мер противодействия. Данная работа является попыткой рассмотрения основных, наиболее важных с точки зрения автора, вопросов.

 

Библиографический список 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
  2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Шанхай. 15 июня 2001 г. (ратифицирована Федеральным законом "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" № 3-ФЗ от 10 января 2003 г.).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992 г. 8 февраля.
  5. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. № 70. 2005 г. 7 апреля.
  6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Российская газета. 2003 г. 16 декабря.
  7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002 г. 30 июля.
  8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности российской федерации» // Российская газета. 2000 г. 18 января.
  9. Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» // Российская газета. 1995 г. 25 марта.
  10. Постановление ГД ФС РФ от 19 марта 1999 г. № 3802-II ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации»» // СЗ РФ. 05.04.1999. № 14. Ст. 1690.
  11. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы» // СЗ РФ. 22.03.1999. № 12. Ст. 1484.
  12. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»» // СЗ РФ. 03.09.2001. № 36. Ст. 3577.
 

Учебники, комментарии, монографии

  1. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М., 2007.
  2. Боголюбова Т.А. Расследование и предупреждение преступлений, предусмотренных ст. 280 УК РФ: методическое пособие. М., 2004.
  3. Большая энциклопедия. М., 2005. Том 30.
  4. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М., 2005.
  5. Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003.
  6. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб. 2002.
  7. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. 2000.
  8. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 2000.
  9. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М., 2006.
  10. Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм: криминологический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Рязань. 2006.
  11. Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал.А. Религия и политика. Учебное пособие. М. 2006.
  12. Обществознание: Учебное пособие / Н.А. Власенко, В.П. Лютый, Б.Н. Мальков и др.; Отв. ред. В.Е. Сафонов. М., 2003.
  13. Павлинов А.В. Насильственный экстремизм. М., 2004.
  14. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2003.
  15. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам: Учебное пособие. М., 1997.
  16. Серебренникова А.В. Уголовный Кодекс ФРГ. М., 2001.
  17. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
  18. Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2005.
  19. Феномен эсктремизма. Под редакцией А.А. Козлова. СПб., 2000.
  20. Фролов Е.А. Предмет преступления: Понятие, виды и значение для квалификации: Учебное пособие. Волгоград, 1976.
 

Периодическая литература

  1. Егорова Н. Служащий как специальный субъект преступления в уголовном праве России // Уголовное право. 2004. № 2.
  2. Истомин А.Ф., Лопаткина Д.А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. №7.
  3. Конышева Л. Понятие психически беспомощного состояния жертвы преступления // Российская юстиция. 1999. № 4.
  4. Сазонов И.А. Политический экстремизм и проблемы его категориального осмысления // Вестник МГУ. Политические науки. 2000. № 1, 2.
  5. Что такое Веб 2.0. Тим О'Рейли. Пер. Натальи Казаковой // Компьютерра. 2005. № 37.

Информация о работе Ответственность за преступления экстремистского характера