Ответственность за преступления экстремистского характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение сущности феномена экстремизма, основных признаков преступлений экстремистского характера для выработки наиболее эффективных мер противодействия и профилактики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
– осветить проблему экстремизма с криминологических и социологических позиций, сформулировать его определение, а также выявить признаки и причины экстремизма;
– провести классификацию экстремизма и охарактеризовать его основные виды;
– определить соотношение понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность»;
– сформулировать понятие преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности;
– провести уголовно-правовой анализ преступлений экстремистского характера, выявить основные признаки составов таких преступлений;
– выявить основные причины и факторы, способствующие возникновению экстремизма и детерминирующие совершение преступлений экстремистского характера;
– исследовать основные общесоциальные и специально-криминологические меры противодействия и профилактики экстремизма и преступлений экстремистского характера.

Работа содержит 1 файл

Разрывы.doc

— 400.00 Кб (Скачать)
    1. Текст представляет собой особым образом организованную содержательно-смысловую целостность, имеет определённую направленность, общую концепцию.

     Использованные  языковые средства служат цели, которую  хочет достичь автор своими высказываниями. На практике это означает, что автор стремится подвести читателя к необходимости совершения действий определённого характера, направленного на унижения достоинства человека или группы лиц по какому-либо признаку. Такое содержание публикации свидетельствует о криминальной цели субъекта.

      Из-за определённых трудностей при применении состава ст. 282 УК РФ, некоторые авторы предлагают исключить признак цели из диспозиции статьи36. Подобное решение действительно должно упростить правоприменительную практику. Однако в таком случае может создасться легальная возможность для ограничения права на свободу мысли и слова, гарантируемого ст. 29 Конституции РФ. Данная статья Конституции РФ прямо запрещает пропаганду и агитацию (то есть целенаправленную деятельность), возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Приведённая формулировка представляется неслучайной. Она делает обязательным волевой компонент вины, поэтому исключение его в уголовном законодательстве не представляется обоснованным.

      В части 1 ст. 282.1 УК РФ содержится обязательная для данного преступления цель. Специальной  целью создания, руководства экстремистским сообществом является подготовка или  совершение преступлений экстремистской направленности (т.е. преступлений, мотивированных политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы). Таким образом обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава являются мотивы идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно мотивы ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. Разграничение между такими организованными формами как экстремистское, преступное сообщество, экстремистское объединение, посягающее на личность и права граждан, следует проводить также по целям и мотивам, свойственным этим преступлениям.

 

Глава III. Основные направления  противодействия экстремизму 

    §1. Общесоциальные меры предупреждения экстремизма 

      После определения сущности, видов и  причин экстремизма, закономерным шагом  представляется попытка изучить  вопрос о противодействии его  криминальным проявлениям. Задача предупреждения экстремизма становится особенно актуальной, учитывая антиконституционную направленность экстремистской деятельности, её способность к причинению вреда конституционным основам государственного строя, конституционным правам и свободам граждан. Неслучайно об опасности экстремизма и необходимости борьбы с его проявлениями упоминается в Концепции национальной безопасности 2000 года37, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы.

      Для наиболее полного и объективного изучения проблемы противодействия экстремизму необходимо отметить, что, во-первых, устранение экстремизма как такового полностью невозможно, в первую очередь в силу того, что экстремизм, также как и стрессовые состояния, является естественной реакцией индивида на кризисную («экстремальную») ситуацию. Однако это не отменяет возможности того, что количество и масштабность его проявлений можно снизить. Во-вторых, эффективная борьба с экстремистской деятельностью невозможна без одновременного противодействия экстремистским идеям, составляющим её идеологическую основу.

      Согласно  общепринятому в криминологии подходу, предупреждение преступности, в общем  виде, рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленная на устранение, ослабление или нейтрализацию её причин и условий с целью удержания преступности на социально терпимом уровне38. Учитывая сложность и многогранность проблемы, для её системного осмысления, представляется уместным выделить общесоциальный и специально-криминологический уровни профилактики экстремизма.

      В данной главе будут рассмотрены  некоторые варианты общесоциальных мер по профилактике экстремизма.

      Как было выяснено ранее, кризисный период жизни государства, неспособность  общественных институтов и отношений  удовлетворить базовые потребности людей, накопившиеся социальные и иные противоречия создают среду, способствующую возникновению экстремизма и явлений, с ним связанных. Таким образом, противодействие на общесоциальном уровне заключается в деятельности государства, общества и их институтов, направленной на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной и других сферах39. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами, направленными на развитие экономики, социальной защиты населения, обеспечение прав, свобод, интересов граждан, усилиями по созданию и защите системы позитивных нравственных ценностей, укреплению духа законности, правовой культуры и т.д.

      Необходимо  отметить, что для общесоциальных мер профилактика экстремизма не является основной задачей. Тем не менее, такие меры имеют существенное криминологическое  значение в противодействии противоправной экстремистской деятельности. Общесоциальные меры направлены на «оздоровление» общества, устранение причин и условий, способствующих возникновению экстремизма и его проявлений. Основываясь на предложенном ранее составе причинного комплекса экстремизма, среди основных направлений общесоциального предупреждения экстремизма следует выделить деятельность, направленную на нормализацию социально-психологической атмосферы в обществе. Такая деятельность должна проводиться не только на индивидуальном уровне, но и среди социальных групп, в том числе таких крупных общностей, как нации и религиозные группы. Социальная среда, в которой с молчаливого согласия большинства возможна дискриминация по национальному, религиозному, половому или иному признаку не только способствует возникновению и укреплению экстремистских идей, но и сама по себе является угрозой для России как единого многонационального и поликонфессионального общества.

      Для того, чтобы переломить сложившиеся  негативные тенденции необходимо сформировать установки толерантного общественного сознания. Толерантное сознание является условием для стабильного позитивного внутриобщественного взаимодействия, основой гражданского согласия в демократическом обществе. Осознание этого факта государственной властью привело к принятию в августе 2001 года Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»40. Данная программа восприналя определение понятия «толерантность», предложенное в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995)41. Согласно рассматриваемой программе, толерантностью является ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Декларация ЮНЕСКО также определяет толерантность как гармонию в многообразии, не только моральный долг, но политическая и правовая потребность, обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка, важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов, необходимый элемент воспитания. Внедрение в социальную практику норм толерантного поведения само по себе обладает профилактическим воздействием, а также служит основой для дальнейших антиэкстремистских мероприятий.

      За  время действия программы была создана  методика расчёта «индекса толерантности», который позволяет определять уровень  социальной напряжённости в регионах, разработаны принципы «контент-анализа» содержания публикаций в СМИ, который необходим не только самим журналистам, но в первую очередь органам надзора и прокуратуре. Кроме того, проведена экспертиза учебников; их проверяли на предмет выявления элементов агрессии и, с другой стороны, отмечали наглядные примеры воспитания чувств кооперации и взаимопомощи. В субъектах Российской Федерации были открыты собственные исследовательские и обучающие центры толерантности, разработаны специальные учебные программы в вузах и школах. Инициатива России была позитивно воспринята мировой общественностью. Однако в 2004 году программа была досрочно завершена по причине нехватки бюджетных средств. Тем не менее, целевая программа была важным шагом на пути борьбы с экстремизмом.

      Многонациональное устройство России порой может вызывать сложность в понимании всего многообразия культур её этносов, что порой может способствовать проявлениям нетерпимости. По этой причине необходима разработка и реализация образовательных программ, направленных на получения системных знаний о национальных, религиозных и иных культурных процессах в стране и их отражениях в общественном сознании и устройстве. Повышение такой образованности позволит сделать более успешной коммуникацию между представителями разных культур. В мероприятиях по установлению климата взаимопонимания и доверия как одного из принципов общественного развития должны принимать участие в первую очередь государственные органы (которые в процессе своей деятельности в том числе принимают нормативные акты), общественные институты, система образования. Стоит сказать отдельно о повышении компетентности СМИ при освещении ими событий, связанных с экстремистскими явлениями. Некорректные и предвзятые публикации существенно усложняют задачу профилактики экстремизма вплоть до того, что сами по себе могут возбуждать ненависть и вражду среди представителей различных наций и конфессий.

      Однако, учитывая, что проявления крайних  взглядов возможны в результате игнорирования  не только норм о равноправии людей, но и иных социальных, в том числе  правовых, в общесоциальном плане необходимо общее оздоровление правосознания граждан, пропаганда уважения закона, правопорядка, развитие правовой культуры и ответственного образа деятельности. Согласно изысканиям А.А. Чистякова, ответственный образ деятельности человека вырабатывается путём формирования у него позитивного отношения к социальным требованиям, выражаемого в признании справедливости, целесообразности и необходимости этих требований, а также их добровольного исполнения и стремления руководствоваться в своей деятельности интересами общества, его прогрессивного развития42.

      Продолжая рассматривать вопрос о воздействии  на общественную культуру необходимо также сказать о государственной идеологии. Для эффективного противодействия экстремизму представляется необходимым пересмотреть устоявшееся в 1990-ые годы общественное мнение, согласно которому государственная идеология связана с насилием над личностью и принуждением, которым нет места в демократическом государстве. Государственная идеология может и должна иметь положительную направленность, способствовать созданию такой системы общественных ценностей, в которой будет признаваться ценность человеческой личности, нетерпимость к любым актам насилия. Нахождению решения для этой задачи может способствовать интеграция России в мировое сообщество, совместная выработка и отбор ценностных ориентиров на международном уровне, поскольку «ценностный вакуум» не является уникальной проблемой России. В начале 1970-х годов в Канаде и Австралии признана в качестве официальной политика и идеология мультикультурализма – концепция, утверждающая правомерность и ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культурных форм. В рамках мультикультурализма непохожесть и отличительность перестают рассматриваться как «чуждое», становясь просто «другим». Мультикультурализм признаёт и защищает меньшинства, отказывается от ксенофобии, шовинизма, расовых предрассудков.

      Использование позитивного потенциала этнических и религиозных  обычаев и традиций даёт возможность представителям различных социальных групп лучше понять друг друга, узнать больше о другой культуре и, как следствие, улучшает общую обстановку, уменьшает вероятность возникновения трений и конфликтов. В этом плане продуктивными показали себя разнообразные публичные открытые общественные мероприятия, посвящённые культуре отдельных групп.

      Одним из центральных элементов системы  мер общесоциальной профилактики экстремизма  и иных негативных социальных явлений  является развитие и претворение  в жизнь принципа, закреплённого в ст. 7 Конституции РФ, создание и развитие условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Низкое развитие социально-экономической сферы способно катализировать массу самых разных социальных девиаций, в том числе и экстремизма. Социально-ориентированная политика государства создаёт благоприятные правовые и организационные условия для того, чтобы граждане собственными усилиями могли достичь достатка и того уровня жизни, который они желают. Рассматриваемый принцип предусматривает целый ряд средств конституционно-правового воздействия на общественные отношения и институты, чем создаёт необходимые предпосылки для здорового образа осуществления этих отношений всеми участниками. В таком случае нет никакой нужды для экстремализации общественного сознания.

Информация о работе Ответственность за преступления экстремистского характера