Мотив преступления совершаемого несовершеннолетним, как элемент предмета доказывания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение предмета доказывания, субъективной стороны преступления в целом, и мотива в частности, как элемента предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также особенностей доказывания мотивов.

Рассмотрение будет осуществлено с использованием общенаучного метода анализа, т.е. от общего к частному и выстроено путём решения следующих задач:

-рассмотрение понятия предмета доказывания;

-определение субъективной стороны, как элемента предмета доказывания;

-рассмотрение непосредственно мотива, как элемента предмета доказывания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...……3

Глава 1. Предмет доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………….….….6

1.1. Понятие предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними…….…………………………………….….…6

1.2. Элементы состава преступления, имеющие психологическую природу, определяющие установление мотивов преступного деяния….................................18

Глава 2. Мотивы преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..30

2.1. Мотив преступления: правовые и психологические аспекты………….30

2.2. Мотив преступления как элемент предмета доказывания……………...48

2.3. Особенности доказывания мотивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….…....….56

Заключение……………………………………………………..……………..………67

Список использованной литературы………………………………………….......…71

Приложения…………………………………………………….…………………......76

Работа содержит 4 файла

Мотив преступления, совершаемого несовершеннолетним, как элемент предмета доказывания.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

     Метод обобщения независимых характеристик  может сыграть значительную роль и для получения объективной характеристики личности потерпевшего. Характеристика же личности потерпевшего, а следовательно, и характеристика его поведения и отношений, являются признаками, показателями, на основе которых устанавливаются мотивы преступлений.71

     В ходе доказывания мотивов преступлений следует использовать и биографический метод, заключающийся в собирании и изучении данных биографического характера, которые могут содержаться в различных официальных документах и в документах, исполненных самим обвиняемым.

     Несомненное значение при установлении мотивов  преступлений имеет метод беседы, входящий составной частью в тактические приёмы многих следственных и судебных действий, и, прежде всего, допроса. Ввиду того, что мотивы преступлений недоступны непосредственному наблюдению или эксперименту, от беседы с обвиняемым зависит очень многое. Здесь следователь и суд своими вопросами заставляют подозреваемого или обвиняемого углубляться внутрь собственного сознания, вскрывать и описывать свои внутренние состояния при совершении преступлении, мотивировать его и выразить это в речи. Однако это ни в коей мере не означает, что показаниям обвиняемого о мотивах преступления следует придавать исключительное значение. Показания этих лиц о мотивах, совершенных ими преступлений как доказательства не имеют заранее установленной силы и могут быть положены в основу вывода следователя и суда о мотивах преступления только лишь при подтверждении их совокупностью имеющихся доказательств по делу.

     Необходимо отметить, что применение беседы и иных методов, в которых непосредственным источником данных о мотивах преступлений являются сами подозреваемые или обвиняемые (анализ дневников, писем, записок, высказываний и т.д.), представляет немалую сложность. Однако эти методы нельзя считать чисто субъективными, а данные, полученные с их помощью, - заведомо ложными, хотя в основе этих методов и лежит самонаблюдение лица, совершившего преступление72.

     Для того чтобы беседа в ходе допроса  несовершеннолетнего обвиняемого была эффективной, заранее необходимо сформулировать вопросы. Беседа требует варьирования одних и тех же вопросов с тем, чтобы обвиняемый ясно понял, о чем его спрашивают, и чтобы можно было проверить достоверность ответа. При этом каждый последующий вопрос должен задаваться с учётом ответа на предыдущий и т.д.

     В процессе отдельных следственных и  судебных действий может применяться  также и естественный эксперимент, прежде всего в плане создания ситуации, в которой могут проявляться  определённые качества мотивационной сферы обвиняемого или подозреваемого.

     «Нормативный» характер применения психологических  методов, а также экстремальность  самого события преступления и экстремальность  расследования и судебного разбирательства  создают дополнительные трудности психологического исследования в ходе доказывания мотивов преступлений. Так, следователь и суд практически не могут применять метод лабораторного эксперимента или методики, связанные с использованием приборов, а также тестовые испытания.

     Необходимо  отметить, что и при экспертном исследовании применение тестовых методик, ассоциативного эксперимента и других, используемых в настоящее время и в нашей стране и за рубежом для исследования структуры мотивации, будет вызывать значительные затруднения. Обвиняемый при таком исследовании зачастую будет осознавать не только наличие испытания, но и то, что от этого зависит его судьба. Поэтому «испытуемый будет умышленно искажать показатели, подгоняя их под систему «выгодную» с его точки зрения, либо прямо и умышленно мешать исследованию»73. Применение обычных тестов затруднительно и вследствие того, что они точно диагностируют человека только в нормальном состоянии. Состояние же несовершеннолетнего обвиняемого в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства постоянно характеризуется крайним напряжением всех проявлений психики. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о выработке и совершенствовании методик, предусматривающих скрытое диагностирование, где система подачи испытаний должна быть незаметна для самого испытуемого74. Эти методики вполне приемлемы и для следователя и суда, т.к. формально не запрещены нормами УПК и не несут в себе психологического насилия или обмана.

     Таким образом, подводя черту под особенностями  доказывания мотивов преступлений несовершеннолетних, можно сделать соответствующие выводы:

  • «нормативный» характер применения психологических методов, создают дополнительные трудности психологического исследования в ходе доказывания мотивов преступлений несовершеннолетних;
  • при экспертном исследовании применение тестовых методик, для исследования структуры мотивации, вызывает значительные затруднения;
  • основные психологические частнонаучные методы, используемые при доказывании мотивов преступлений несовершеннолетних - наблюдение и эксперимент.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Предметом исследования в работе стал предмет  доказывания по делам о преступлениях  несовершеннолетних, субъективная сторона  преступления, мотив совершения преступления, как элемент предмета доказывания  по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними. Особое внимание в работе уделено особенностям доказывания мотивов преступления.

      Проведённое исследование указанной темы дало возможность  сделать следующие выводы:

      - под предметом доказывания по  делам о преступлениях несовершеннолетних следует понимать систему обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения уголовного дела и выполнения задач уголовного судопроизводства и которые подлежат установлению с помощью доказательств;

      - составные элементы предмета доказывания, имеющие психологическую природу тесно взаимосвязаны с элементами состава преступления, имеющими психологическую природу; к ним следует отнести установление мотива преступного деяния; форму вины в виде умысла либо неосторожности, цели преступного посягательства, которые подлежат обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних;

      - рассмотрение мотива в правовых  и психологических аспектах, как  элемента предмета доказывания,  позволяет сделать следующие выводы:

    • установление мотива обязательно по каждому уголовному делу;
    • несмотря на то, что традиционно мотивами считаются порождённые системой потребностей осознанные и оценённые побуждения (корысть, месть, ревность и т.д.), представляется целесообразным отдельно устанавливать по каждому уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего в качестве мотивов преступлений, так называемые, оправдательные тенденции преступного поведения, нейтрализующие внутренний нравственный контроль («отрицание ответственности», «отрицание вреда», «отрицание наличия жертвы», «осуждение осуждающих», «обращение к более важным обстоятельствам», «ориентация на еще более худшие образцы поведения» и т.д.);

      - доказывание мотивов преступлений  как специфическое психологическое  исследование предполагает применение специальных частных научных методов, таких как наблюдение, эксперимент, метод косвенного наблюдения, метод анализа результатов преступной деятельности, метод обобщения независимых характеристик, биографический метод, метод беседы; в ходе доказывания мотивов преступлений, в процессе производства отдельных следственных и судебных действий должны применяться вышеуказанные методы;

      - мотивы преступления не могут  быть предметом экспертного исследования, поскольку состояние несовершеннолетнего обвиняемого в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства постоянно характеризуется крайним напряжением психики, поскольку несовершеннолетний обвиняемый осознаёт не только наличие испытания, но и то, что от этого зависит его судьба, поэтому данное исследование будет научно некорректным; мотив следует устанавливать с помощью других доказательств;

      - доказывание мотивов имеет свои  особенности, выражающиеся в определённых  трудностях психологического исследования  в ходе доказывания мотивов преступлений несовершеннолетних и применения специальных тестовых методик, для исследования структуры мотивации;

      - все мотивы преступлений несовершеннолетних  можно классифицировать следующим образом:

    • «отрицание ответственности», когда несовершеннолетний считает себя не активно действующим лицом, а скорее объектом воздействия («были плохие товарищи»; «родители вовремя не остановили» и т.д.);
    • «отрицание вреда», когда, например, «вандализм» рассматривается самим подростком как озорство;
    • «отрицание наличия жертвы», когда причинённый вред выдаётся за справедливое возмездие или наказание (кража у плута-лавочника, месть несправедливому учителю и т.д.);
    • «осуждение осуждающих», когда подросток считает осуждающих несправедливыми («учителя имеют любимчиков»; «полиция продажна, жестока, глупа» и т.д.);
    • «обращение к более важным обстоятельствам», когда общепринятые нормы морали приносятся в жертву нормам, более значительным для несовершеннолетнего, например требования неформальной группы противоправной ориентации и т.д.;
    • «ориентация на еще более худшие образцы поведения» («я только хулиганю, а Иванов убил человека» и т.д.).

      Применительно к расследованию дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, и доказыванию их мотивов, следует  отметить, что принятые за последние годы нормативные документы по данной проблеме (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», «О положении семей в Российской Федерации» и др. устанавливают основы правового регулирования отношений в данной области, позволяют создать принципиально новую модель государственной системы профилактики и реабилитации несовершеннолетних.

     В соответствии с международными обязательствами  российская система правосудия в  отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию, для чего очень важно правильно установить мотивы противоправного поведения несовершеннолетних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     Нормативные правовые акты:

 
     
  1. Конвенция о правах ребенка. [Текст]: Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблей  ООН 20 ноября 1989 года // «Риор». М., 2010г.
  2. Минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН): // Департамент по защите прав детей Карагандинской области Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки республики Казахстан. - Режим доступа: http://www.balazan.kz/ (дата обращения 04.05.2010).
  3. Конституция Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения 04.05.2010).
  4. Уголовный кодекс РФ: федер. конституц. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.; одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения 04.05.2010).
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ; федер. конституц. закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ; принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.; Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения 04.05.2010).
  6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995г. №144-ФЗ; принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.; (ред. от 26.12.2008) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 04.05.2010).
  7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ; принят ГД ФС РФ 21.05.1999 г.; (ред. от 13.10.2009) . КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 04.05.2010).
  8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ; принят Гос. Думой ФС РФ 03.07.1998 г.; (ред. от 17.12.2009) . КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения 04.05.2010).
  9. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7; (ред. от 06.02.2007) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/software/systems (дата обращения 04.05.2010).

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Утверждаю.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Мотив преступления совершаемого несовершеннолетним, как элемент предмета доказывания