Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение предмета доказывания, субъективной стороны преступления в целом, и мотива в частности, как элемента предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также особенностей доказывания мотивов.
Рассмотрение будет осуществлено с использованием общенаучного метода анализа, т.е. от общего к частному и выстроено путём решения следующих задач:
-рассмотрение понятия предмета доказывания;
-определение субъективной стороны, как элемента предмета доказывания;
-рассмотрение непосредственно мотива, как элемента предмета доказывания.
Введение…………………………………………………………………..……...……3
Глава 1. Предмет доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………….….….6
1.1. Понятие предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними…….…………………………………….….…6
1.2. Элементы состава преступления, имеющие психологическую природу, определяющие установление мотивов преступного деяния….................................18
Глава 2. Мотивы преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..30
2.1. Мотив преступления: правовые и психологические аспекты………….30
2.2. Мотив преступления как элемент предмета доказывания……………...48
2.3. Особенности доказывания мотивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….…....….56
Заключение……………………………………………………..……………..………67
Список использованной литературы………………………………………….......…71
Приложения…………………………………………………….…………………......76
Метод
обобщения независимых
В
ходе доказывания мотивов
Несомненное значение при установлении мотивов преступлений имеет метод беседы, входящий составной частью в тактические приёмы многих следственных и судебных действий, и, прежде всего, допроса. Ввиду того, что мотивы преступлений недоступны непосредственному наблюдению или эксперименту, от беседы с обвиняемым зависит очень многое. Здесь следователь и суд своими вопросами заставляют подозреваемого или обвиняемого углубляться внутрь собственного сознания, вскрывать и описывать свои внутренние состояния при совершении преступлении, мотивировать его и выразить это в речи. Однако это ни в коей мере не означает, что показаниям обвиняемого о мотивах преступления следует придавать исключительное значение. Показания этих лиц о мотивах, совершенных ими преступлений как доказательства не имеют заранее установленной силы и могут быть положены в основу вывода следователя и суда о мотивах преступления только лишь при подтверждении их совокупностью имеющихся доказательств по делу.
Необходимо отметить, что применение беседы и иных методов, в которых непосредственным источником данных о мотивах преступлений являются сами подозреваемые или обвиняемые (анализ дневников, писем, записок, высказываний и т.д.), представляет немалую сложность. Однако эти методы нельзя считать чисто субъективными, а данные, полученные с их помощью, - заведомо ложными, хотя в основе этих методов и лежит самонаблюдение лица, совершившего преступление72.
Для того чтобы беседа в ходе допроса несовершеннолетнего обвиняемого была эффективной, заранее необходимо сформулировать вопросы. Беседа требует варьирования одних и тех же вопросов с тем, чтобы обвиняемый ясно понял, о чем его спрашивают, и чтобы можно было проверить достоверность ответа. При этом каждый последующий вопрос должен задаваться с учётом ответа на предыдущий и т.д.
В процессе отдельных следственных и судебных действий может применяться также и естественный эксперимент, прежде всего в плане создания ситуации, в которой могут проявляться определённые качества мотивационной сферы обвиняемого или подозреваемого.
«Нормативный»
характер применения психологических
методов, а также экстремальность
самого события преступления и экстремальность
расследования и судебного
Необходимо отметить, что и при экспертном исследовании применение тестовых методик, ассоциативного эксперимента и других, используемых в настоящее время и в нашей стране и за рубежом для исследования структуры мотивации, будет вызывать значительные затруднения. Обвиняемый при таком исследовании зачастую будет осознавать не только наличие испытания, но и то, что от этого зависит его судьба. Поэтому «испытуемый будет умышленно искажать показатели, подгоняя их под систему «выгодную» с его точки зрения, либо прямо и умышленно мешать исследованию»73. Применение обычных тестов затруднительно и вследствие того, что они точно диагностируют человека только в нормальном состоянии. Состояние же несовершеннолетнего обвиняемого в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства постоянно характеризуется крайним напряжением всех проявлений психики. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о выработке и совершенствовании методик, предусматривающих скрытое диагностирование, где система подачи испытаний должна быть незаметна для самого испытуемого74. Эти методики вполне приемлемы и для следователя и суда, т.к. формально не запрещены нормами УПК и не несут в себе психологического насилия или обмана.
Таким
образом, подводя черту под
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом исследования в работе стал предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних, субъективная сторона преступления, мотив совершения преступления, как элемент предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними. Особое внимание в работе уделено особенностям доказывания мотивов преступления.
Проведённое исследование указанной темы дало возможность сделать следующие выводы:
-
под предметом доказывания по
делам о преступлениях
- составные элементы предмета доказывания, имеющие психологическую природу тесно взаимосвязаны с элементами состава преступления, имеющими психологическую природу; к ним следует отнести установление мотива преступного деяния; форму вины в виде умысла либо неосторожности, цели преступного посягательства, которые подлежат обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних;
-
рассмотрение мотива в
-
доказывание мотивов
-
мотивы преступления не могут
быть предметом экспертного
-
доказывание мотивов имеет
-
все мотивы преступлений
Применительно
к расследованию дел о
В
соответствии с международными обязательствами
российская система правосудия в
отношении несовершеннолетних направлена
в первую очередь на обеспечение
того, чтобы любые меры воздействия на
них были всегда соизмеримы как с особенностями
их личности, так и с обстоятельствами
правонарушения, а также содействовали
их перевоспитанию, для чего очень важно
правильно установить мотивы противоправного
поведения несовершеннолетних.
Список использованной литературы