Мотив преступления совершаемого несовершеннолетним, как элемент предмета доказывания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение предмета доказывания, субъективной стороны преступления в целом, и мотива в частности, как элемента предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также особенностей доказывания мотивов.

Рассмотрение будет осуществлено с использованием общенаучного метода анализа, т.е. от общего к частному и выстроено путём решения следующих задач:

-рассмотрение понятия предмета доказывания;

-определение субъективной стороны, как элемента предмета доказывания;

-рассмотрение непосредственно мотива, как элемента предмета доказывания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...……3

Глава 1. Предмет доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………….….….6

1.1. Понятие предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними…….…………………………………….….…6

1.2. Элементы состава преступления, имеющие психологическую природу, определяющие установление мотивов преступного деяния….................................18

Глава 2. Мотивы преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..30

2.1. Мотив преступления: правовые и психологические аспекты………….30

2.2. Мотив преступления как элемент предмета доказывания……………...48

2.3. Особенности доказывания мотивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….…....….56

Заключение……………………………………………………..……………..………67

Список использованной литературы………………………………………….......…71

Приложения…………………………………………………….…………………......76

Работа содержит 4 файла

Мотив преступления, совершаемого несовершеннолетним, как элемент предмета доказывания.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

     Пекинские правила ориентируют на то, что  до вынесения компетентным органом  власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.

     Доклады о результатах социального обследования, о которых идет речь в п.16 Пекинских  правил, оказывают, как свидетельствует  зарубежная практика, незаменимую помощь в судебном разбирательстве уголовных  дел несовершеннолетних. Суд для  формирования полной картины о произошедшем должен знать о социальном положении, бытовых условиях проживания несовершеннолетнего, наличии у него семьи и взаимоотношениях в ней, учебе в школе (работе), воспитании подростка и т.д. С этой целью в некоторых странах, например, таких как Германия, созданы специальные социальные службы, службы пробации или используются сотрудники, выполняющие эти функции для судов, так как они необходимы для квалифицированной подготовки докладов о результатах социального обследования.

     В рамках реализации проекта программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних» в некоторых субъектах РФ (Ростовской, Саратовской областях и др.) введены новые должности - социальные работники при судах9. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности подростка, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве. Социальный работник взаимодействует с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при решении конкретных проблем подростка (по продолжению обучения, трудоустройству и т.п.). Но такая практика сложилась далеко не во всех субъектах РФ, главной причиной чего является отсутствие федеральной законодательной основы. Поэтому в целях выполнения Россией принятых на себя обязательств необходимо нормативно закрепить участие социальных работников в производстве по уголовным делам несовершеннолетних и содействовать реализации этого положения на практике.

     Нахождение  в неблагоприятной социальной среде, ежедневное наблюдение неблагополучных примеров тех или иных негативных проявлений образа жизни, привлечение с ранних лет к участию в асоциальных поступках неизменно влечет появление личностных деформаций, которые и предопределяют последующее поведение подростка10. Специально должны быть исследованы обстоятельства, способствовавшие рецидиву преступлений (отсутствие постоянной работы и заработка, иных средств к существованию, утрата жилища, наличие в семье психотравмирующих или тяжелых жизненных обстоятельств, неоказание социальной помощи или защиты органами милиции, опеки и попечительства и др.).11 

     Влияние на несовершеннолетнего  старших по возрасту лиц.

     При рассмотрении дел о преступлениях  несовершеннолетних, совершенных с  участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.

     Как отмечает Пленум Верховного Суда12, судам следует иметь ввиду, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления.

     Совершение  преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст.21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу ч.2 ст. 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения вреда.

     При подстрекательстве несовершеннолетнего  к совершению преступления действия взрослого лица, при наличии признаков  состава указанного преступления, должны квалифицироваться по ст.150 УК РФ, а так же по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении конкретного преступления.

     Если  совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного, а также направить в необходимых случаях частные определения по месту работы или жительства указанных лиц.

     Согласно  п. «е» ст.61 УК РФ к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического  или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего, в связи, с чем при выяснении судом факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми необходимо решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения. При этом судам следует устанавливать, что такая зависимость или принуждение имели место реально, а сами преступные действия несовершеннолетнего являлись вынужденными, поскольку его воля была подавлена неправомерными действиями взрослого, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления13. 
 

     Возможность несовершеннолетнего  в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими.

     Установление  факта отставания несовершеннолетнего  в психическом развитии имеет важное уголовно-правовое значение: если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (14 или 16 лет - в зависимости от состава преступления), но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не смог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч.3 ст. 20 УК РФ). В этом случае, если уголовное дело было возбуждено, уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ (ч.3 ст. 27 УПК РФ). По указанному основанию подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, признанного невменяемым (ч.1 ст. 21 УК РФ), ибо субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 19 УК РФ). Однако, в последнем случае суд может назначить несовершеннолетнему принудительные меры медицинского характера (гл. 15 УК РФ).

     Для установления возможности несовершеннолетнего  в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими, необходимо допросить законных представителей, педагогов, истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и т.д. Кроме того, являются обязательными назначение и производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы14.

     Вопрос  о наличии или отсутствии у  несовершеннолетнего отставания в  психическом развитии может быть поставлен на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке  должен быть поставлен вопрос о степени  умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту.

     В целях получения сведений о возможной  психической отсталости несовершеннолетнего необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц, истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого.15

     Определение формы вины в отношении психически неполноценных подростков также  имеет некоторую специфику. Так, лица с интеллектуальной неполноценностью, обнаруживающие примитивность формирования преступного побуждения, как правило, затрудняются его характеризовать. Это приводит к тому, что они без должной критики и осмысливания соглашаются с формой вины и мотивами, указанными в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении. С другой стороны, процесс осознания своих действий у психически неполноценных лиц бывает нередко "смазанным". В частности, у возбудимых психопатов бурная реакция в конфликтной ситуации - первичная форма поведения, не сопровождающаяся обычно обдумыванием. Даже у психически здоровых лиц степень осознания мотивов совершения преступления может снижаться в состоянии опьянения. Еще явственнее такое снижение наблюдается в состоянии опьянения у подростков, страдающих психическими недостатками (лицами, страдающими психическими недостатками, в состоянии опьянения совершено 86% преступлений)16.

     Особо следует отметить патологическую мотивацию. Известно, что юридическое и психологическое понятие мотива во многом не совпадает с юридическим понятием, не раскрывает внутренних причин правонарушения и, несмотря на одинаковую квалификацию преступлений, действия могут иметь совершенно разные психологические мотивы17.

     При необходимости исследования особенностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т.п.), по делу назначается комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.

     Говоря  об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, следует указать, что помимо общих для преступлений несовершеннолетних обстоятельств, способствовавших их совершению, таких, как отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, безнадзорность, нахождение в неблагоприятной для детской психики среде, отсутствие воспитательного воздействия со стороны школы и других учебных заведений, здесь должны быть проверены обстоятельства, повлиявшие на совершение преступления, связанные с наличием у подростка психических отклонений. Психиатры указывают, что именно в переходном (пубертатном) возрасте нередко впервые проявляются психические отклонения. Кроме того, дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена так значительно, что можно говорить о патологическом пубертатном кризе. Поэтому в такой ситуации есть необходимость устанавливать, не связано ли общественно опасное поведение несовершеннолетних с упущениями в работе медицинских учреждений, такими, как:

     - отсутствие внимания к проявляющимся  симптомам психических расстройств при наблюдении в поликлинических учреждениях, при проведении плановых осмотров;

     - ненадлежащее диспансерное наблюдение  несовершеннолетних, у которых ранее были выявлены органическое поражение головного мозга, черепно-мозговые травмы, наблюдались психиатрические симптомы при повышении температуры и т.п., а также недостаточность лечебных мероприятий в отношении больных с выявленными расстройствами, необоснованное снятие больного с диспансерного учета;

     - неоказание несовершеннолетнему  с психическими аномалиями медицинской и психологической помощи в социальной адаптации.

     Поведение обвиняемых с патологией психической  деятельности нередко бывает асоциальным  и до совершения преступления. Однако соответствующие меры к ним не принимаются по причине их психической неполноценности. В результате избегают ответственности лица, имеющие даже незначительные отклонения в психике. Следователь должен реагировать на факты подобного попустительства, поскольку, уверовав в свою безнаказанность, страдающие психическими недостатками лица могут в дальнейшем совершить тяжкие преступления18.

     Все это обусловливает необходимость  четкого формулирования рекомендаций для практических работников, а возможно и внесения соответствующих изменений в УПК РФ, которые должны быть выражены в следующих положениях:

  • по делам рассматриваемой категории тщательно выясняются также возможность самооговора обвиняемого, возможность участия других лиц в совершении преступления19;
  • прокурор, рассматривая поступившее от следователя уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 221 УПК РФ, а судья - поступившее от прокурора дело о несовершеннолетнем в соответствии со ст. 227 УПК РФ, обязаны проверить, выполнены ли органами предварительного следствия требования, изложенные в статье 421 УПК РФ.20
  • если психически неполноценный подросток не состоял на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, необходимо выяснить, в какой степени это способствовало совершению им правонарушения, имелись ли основания и принимались ли меры для постановки его на учет21.
 

     1.2. Элементы состава преступления, имеющие психологическую природу, определяющие установление мотивов преступного деяния 

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Утверждаю.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Мотив преступления совершаемого несовершеннолетним, как элемент предмета доказывания