Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение предмета доказывания, субъективной стороны преступления в целом, и мотива в частности, как элемента предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также особенностей доказывания мотивов.
Рассмотрение будет осуществлено с использованием общенаучного метода анализа, т.е. от общего к частному и выстроено путём решения следующих задач:
-рассмотрение понятия предмета доказывания;
-определение субъективной стороны, как элемента предмета доказывания;
-рассмотрение непосредственно мотива, как элемента предмета доказывания.
Введение…………………………………………………………………..……...……3
Глава 1. Предмет доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………….….….6
1.1. Понятие предмета доказывания по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними…….…………………………………….….…6
1.2. Элементы состава преступления, имеющие психологическую природу, определяющие установление мотивов преступного деяния….................................18
Глава 2. Мотивы преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..30
2.1. Мотив преступления: правовые и психологические аспекты………….30
2.2. Мотив преступления как элемент предмета доказывания……………...48
2.3. Особенности доказывания мотивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….…....….56
Заключение……………………………………………………..……………..………67
Список использованной литературы………………………………………….......…71
Приложения…………………………………………………….…………………......76
По степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах деяния умысел может быть определённым (конкретизированным), который характеризуется наличием конкретного представления о качественных и количественных показателях важнейших свойств деяния, а также о каком-то индивидуально-определенном результате; и неопределённым (неконкретизированным), когда у виновного имеется не индивидуально-определенное, а обобщенное представление о результате деяния и об объективных свойствах деяния.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ч.1 ст. 26 УК РФ). Анализ субъективной стороны преступления предполагает установление не только формы вины, но так же вида неосторожности как в случаях, когда преступление является неосторожным, так и в случаях, когда неосторожность в соответствии с законодательным описанием преступления является возможной формой вины наряду с умыслом.
Законодатель различает два вида неосторожности: легкомыслие и небрежность.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ч.2 ст.26 УК РФ).
Первым признаком интеллектуального элемента легкомыслия является осознание общественной опасности своего деяния, того, что оно чревато вредными последствиями, содержит потенциальную угрозу причинения вреда общественным отношениям, поставленным под защиту уголовного закона.
Вторым признаком интеллектуального элемента является предвидение лицом абстрактной возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния. Т.е. осознавая абстрактную опасность такого рода деятельности, лицо представляет, что вообще подобные действия могут вызвать общественно опасное последствие, но исключает реализацию опасности в данном конкретном случае. Иными словами лицо, действующее по легкомыслию, в своем предвидении общественно опасных последствий абстрагируется от реально сложившейся ситуации и не распространяет на нее возможность наступления таких последствий.
Третьим признаком интеллектуального элемента является осознание субъектом фактического наличия сил и обстоятельств, способных, по его мнению, предотвратить наступление общественно опасных последствий. Это важный признак, без которого немыслим расчет избежать вредных последствий. Именно с наличием этого признака связана специфика волевого элемента легкомыслия, который характеризуется самонадеянным расчетом на предотвращение общественно опасных последствий.
В содержании волевого элемента легкомыслия заключается главное отличие от косвенного умысла. В косвенном умысле виновный сознательно допускает наступление вредных последствий и относится к ним одобрительно, то при легкомыслии отсутствуют и желание и сознательное допущение этих последствий, субъект относится к ним отрицательно.
Вторым видом неосторожности является небрежность.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (ч.3 ст.26 УК РФ).
Сущность этого вида неосторожной вины заключается в том, что лицо, имея реальную возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий своего деяния, не проявляет необходимой внимательности и предусмотрительности, чтобы совершить необходимые волевые действия для предотвращения указанных последствий, не превращает реальную возможность в действительность.
Интеллектуальное содержание небрежности характеризуется двумя признаками: отрицательным и положительным.
Отрицательный признак небрежности - непредвидение лицом возможности наступления последствий - включает в себя отсутствие осознания общественной опасности совершаемого действия (бездействия); отсутствие предвидения преступных последствий.
Положительный признак интеллектуального элемента небрежности состоит в том, что виновный должен был и мог проявить необходимую внимательность и предусмотрительность и предвидеть наступление фактических причиненных вредных последствий. Именно этот признак превращает небрежность в разновидность вины в ее уголовно-правовом понимании.
Небрежность
единственная разновидность вины, при
которой виновный не предвидит последствий
ни в форме неизбежности, ни в форме реальной
или даже абстрактной возможности их наступления.
Здесь вообще отсутствует позитивная
психологическая связь между субъектом
преступления и причиненными им преступными
последствиями. Именно ее отсутствие с
давних пор порождало у криминалистов
сомнение в обоснованности признания
небрежности виной в уголовно-правовом
смысле. Однако наличие положительного
признака как раз позволяет придать небрежности
качество уголовно-правовой вины.
Факультативными признаками субъективной стороны являются:
Мотив - порождённое системой потребностей осознанное и оценённое побуждение, принятое лицом в качестве идеального основания и оправдания своего преступного деяния27.
В процессе формирования желания ученые выделяют несколько этапов:
-
ощущение определённой
- превращение её в побуждение к действию, т.е. мотив;
-
постановку цели, достижение которой
должно прямо удовлетворить
-
желание (хотение) достичь
Цель - субъективное представление лица о преступном результате, которого оно стремится достичь своими действиями. Цель как признак субъективной стороны преступления связана не только с мотивом, но и с виной. Специальная цель деяния совместима только с прямым умыслом. Ни неосторожные преступления, ни преступления, совершение которых возможно с любой формой умысла, не включают в свой состав специальной цели, сформулированной законодателем. Для уголовно-правовой классификации целей преступления можно использовать те же критерии, что и для классификации мотивов.
Таким образом, вышесказанное подразумевает ряд выводов о форме вины, целях и мотивах:
Глава
2. Мотивы преступлений,
совершаемых несовершеннолетними
2.1.
Мотив преступления:
правовые и психологические
аспекты
Значение мотива в человеческом поведении вообще и общественно опасном поведении, в частности, многообразно и многопланово. Это именно тот признак, через который прослеживаются все связи и отношения, характеризующие конкретную личность и совершенные ею действия.
Сущность
мотивов преступлений невозможно понять
без выяснения психологической
сущности мотивов поведения
Психологические аспекты
Во всех случаях, когда хотят установить действительные причины поступка, выяснить истину по делу, стремятся к выяснению мотивов. Ведущая роль мотива обусловлена характером и спецификой человеческого поведения, а именно - его избирательностью и целенаправленностью. Мотив обуславливает сознательную, целенаправленную человеческую деятельность, является её субъективной основой и необходимостью. В то же время мотив часто выступает и как яркая характеристика той или иной личности, так как, по мнению многих психологов, личность определяется, прежде всего, направленностью29. В основе же этой направленности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой, основные, ведущие мотивы, подчиняя себе остальные, характеризуют строение мотивационной сферы личности30.
Подавляющее большинство психологов мотивом считает осознанное, т.е. отражённое во второй сигнальной системе, побуждение. Но возникает вопрос: что понимать под побуждением? Многие ученые, как психологи, так и юристы, утверждают, что все побуждения человека являются, в конечном счете, потребностями и их различными модификациями. Что же такое потребности, и какую роль они играют в мотивах человеческой деятельности?
Под потребностью следует понимать психическое отражение нужды субъекта (отдельного человека, группы или общества в целом) в определённых условиях жизни и развития, но не саму нужду, как утверждают некоторые психологи и философы31.
Нужда выражает реальные, объективно существующие отношения между средой и субъектом, потребность же - внутренне состояние субъекта, отражающее нужду. Кроме того, между нуждой и потребностью не всегда наблюдается полное соответствие. Так по отношению к конкретному человеку нужда может не отражаться как потребность, например, в патологических случаях, и в свою очередь потребность может образоваться не на базе нужды, а на базе сложного переплетения уже имеющихся у человека потребностей32.
Таким образом, при дальнейшем изложении под потребностью будет пониматься отражение человеком, в том числе и преступником, какой-либо нужды; определённое психическое отношение человека к условиям его жизни, сформировавшееся как на базе нужды, так и на базе имеющихся потребностей. При этом отражение нужды может происходить с разной степенью осознанности, с том числе и бессознательно.
Потребность
выступает как источник активности
личности по отношению к среде. Однако
положение о том, что потребность
играет роль мотива, будет верным только
в весьма ограниченных случаях. Для
превращения потребности в
Осознанно отражаться предмет потребности может в форме влечения, желания, интереса, склонности, идеала, мировоззрения и т.д. Но одного такого отражения, одного осознания предмета потребности недостаточно, чтобы идеальные побуждения стали мотивом, т.е. побуждением, осознанным, оценённым и принятым человеком в качестве идеального основания (и оправдания) своего поведения34.
Побуждения, порождаемые отражением объекта, являющегося предметом потребности, превращаются в мотив в процессе мотивации. Мотивация здесь понимается как соотнесение внутренних условий с внешними воздействиями, и, прежде всего, как соотнесение потребности с её объектом35. В основу мотивации чаще всего кладётся объект (предмет) одной какой-либо потребности, но в самом процессе мотивации участвует вся система потребностей той или иной личности. Таким образом, между мотивом и потребностью, как правило, стоит процесс мотивации. Существуют общие законы мотивации, но конкретное содержание факторов этого сложного психологического процесса меняется у людей с изменением общественно строя. Такие изменения выступают у каждого человека в индивидуальном преломлении, обусловленном соотношением специфических для него внешних и внутренних условий. В процессе мотивации субъект потребности выступает как целостная структура, как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.