Социологические и психологические модели коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим социологические и психологические модели коммуникации, а именно: двухступенчатая модель, модель «привратника», «Спираль молчания», диффузная теория и структура новости. Дадим понятия, что такое коммуникация и где применяется метод моделирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Методы моделирования……………………………………………5
Глава 2. Социологические и психологические модели коммуникации...11
2.1. Двухступенчатая модель…………………………………....13
2.2. Модель «Привратника»……………………………………..16
2.3.«Спираль молчания»………………………………...……….19
2.4. Структура новости…………………………………………..22
2.5. Диффузная теория…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………27
Библиографический список……………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая отк.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
 

    Содержание. 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Методы моделирования……………………………………………5

Глава 2. Социологические и психологические  модели коммуникации...11

                2.1. Двухступенчатая модель…………………………………....13

                2.2. Модель «Привратника»……………………………………..16

                2.3.«Спираль молчания»………………………………...……….19

                2.4. Структура новости…………………………………………..22

                2.5. Диффузная теория…………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………27

Библиографический список……………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          В данной работе мы рассмотрим  социологические и психологические  модели коммуникации, а именно: двухступенчатая  модель, модель «привратника», «Спираль  молчания», диффузная теория и  структура новости. Дадим понятия, что такое коммуникация и где применяется метод моделирования.

     Лишь в последнее десятилетие  теория коммуникации стала обретать  статус самостоятельной дисциплины. О проблемах коммуникации все  больше  говорят и пишут ученые разных дисциплин.

      Я считаю, что эта тема актуальна  в наше время, ведь социологические  и психологические модели  –  это сложный процесс, состоящий  из взаимозависимых шагов, каждый  из этих шагов необходим для  того, чтобы сделать наши мысли  понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.  

Модель  нужна исследователю, чтобы лучше  организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью.

Анализ  коммуникации  активно  осуществляется  с психологией и социологией, где были открыты многие интересные модели коммуникации, на сегодня задающие парадигму современных научных подходов.

Например,   в двухступенчатой  модели коммуникации важен данный феномен лидеров мнения с их передачей влияния при любой интерпретации данной модели. Опора на лидеров мнения представляет собой опору на уже имеющиеся в данном сегменте общества социальные и коммуникативные сети, что гораздо более эффективно, чем создание каких-то новых сетей.

Согласно  теории спирали молчания человек  склонен присоединяться    к  мнению большинства, поэтому зачастую в СМИ манипуляцию,    выдавая  какую-нибудь идеологически выгодную  точку зрения за точку зрения большинства.

   В модели структура новости  как считает ван Дейк, предписывают не столько, "что" люди должны думать, а то, "как" они должны думать.  Выделяют следующую структуру: краткое содержание, обстановка, направленность,  осложнение, развязка, оценка, код.

      Цель данной работы – рассмотреть модели коммуникации их влияние на процесс обеспечивающий коммуникацию между людьми (отдельными индивидами, индивидом и обществом, группами индивидов, да даже и коммуникацию с самим собой).

 Задачирассмотреть влияние  методов моделирования при исследованиях коммуникативных процессов и социологические и психологические модели коммуникации  задающих парадигму современным научным подходам.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.  Метод моделирования

     Конечный результат исследования любых явлений и процессов действительности в большой степени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все перечисленное составляет методологическую основу научного исследования. 

      Метод в самом широком смысле означает «путь к чему-либо»; в науке — это совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Понятие методология имеет два основных значения: 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);                            2) учение об этой системе, или общая теория метода. История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод обеспечивает успешное решение теоретических и практических проблем. Для достижения искомой цели необходимо правильно выбрать ведущий к ней путь.1

      В современной науке чаще всего  используется уровневая система  методологического знания. Она с  успехом может быть применена и в теории коммуникации. В соответствии с ней все методы научного познания могут быть разделены на общенаучные и частно-научные.

      Общенаучные методы - это совокупность  исследовательских приемов и  процедур, широко применяемых в  различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественнонаучного. К числу общенаучных методов, чаще всего используемых в исследовании коммуникационных процессов, могут быть отнесены: моделирование, системный подход, сравнение.

     Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Метод моделирования имеет огромное значение и самое широкое применение в современной науке, особенно в таких ее разделах, как физика, химия, биология, кибернетика, технические и социальные науки. Моделирование как специфическое средство научного познания не является изобретением XX в. Достаточно указать на представления Демокрита и Эпикура об атомах, их форме и способах соединения, которые, по сути, являются прообразами современных моделей, отражающих ядерно-электронное строение атома.2

        Модель — аналог реального  объекта. Между оригиналом и  моделью должно существовать  известное сходство (подобие) физических характеристик, структуры, функций, поведения и его математического описания и т.д. Следовательно, под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображены его реальные или предполагаемые свойства и строение, либо другой объект, реально существующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особенностей.3

         Выделяются вербальные (текстовые)  модели; математические, выражающие  существенные свойства объекта или процесса математическим языком уравнений; информационные модели — класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу и использование информации в системах самой разной природы); часто используются графические модели, наглядно отражающие изучаемые процессы в виде графиков.

        Метод моделирования широко применяется  при исследованиях коммуникативных  процессов. Одна из первых моделей  построения речи была предложена  еще Аристотелем, большинство  же коммуникативных моделей разработано в XX в. Теория коммуникации оперирует большим количеством моделей общетеоретического и прикладного характера. Это социологические, психологические, семиотические, технические модели, модели пропагандистской, имиджевой, массовой коммуникации и многие другие (в гл. 3 рассматриваются модели, наиболее важные с точки зрения изучения процесса коммуникации).

       Системный подход. В настоящее  время он занимает одно из  ведущих мест в научном познании  вообще. Наиболее широкое применение  он находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, относится и коммуникация во всех ее формах и проявлениях.4

Метод моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений  путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Напр., по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели. Потребность в этом методе возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделированию подлежат: механизм политической системы (напр., механизм реализации политической власти) или же процесс (предположим, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (управление ею), институты, их элементы ил объединения (государство, политический режим) ,взаимодействие с др. политическими системами (международные отношения)  и т.п. 5

        Моделирование политических процессов  может осуществляться не только  на основании уже известных,  эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез.  Моделирование гипотез и проведение  вычислительных экспериментов с полученными моделям позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивое с другой - выявить чувствительные параметры модели, те признаки связи, изменения которых оказывай наиболее существенное влияние на выходные параметры модели.

          Сегодня в связи с совершенствованием  ЭВМ и программных средств  моделирование политических макро-микропроцессов  стало одним из перспективных  направлений в развитии методологии  политической науки, рос, в  свою очередь, имеет множеств  собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов парламент. В моделировании человеческой коммуникации сталкиваются два философских направления: реалистическое, связанное с декартовой картиной мира и конструктивистское, базирующиеся на  философии Канта. В этой модели впервые были выдвинуты ключевые компоненты в процессе коммуникации. Для изучения взаимодействия социальных структур и коммуникации существенными являются модели общества, разрабатываемые в социологии. При помощи диалектического, функционального, структурного и других методов в модели интерпретируется центральная проблема - отношения

индивида  и общества. Обзор и критический  анализ основных моделей, сделанный  американским социологом Р. Бхаскаром, дает представление о некоторых  социологических методах исследования Метод моделирования зарекомендовал себя как эффективный способ представления существенных признаков массовых явлений в целостности. Система — общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. Так, при рассмотрении коммуникативного акта с точки зрения системного подхода можно раскрыть многообразные связи и отношения внутри самого акта, и его связь с внешней средой, влияние этой среды на характер, цели и стратегию коммуникации. Системный характер коммуникации позволяет установить уровневую иерархию коммуникативных систем, выявить социокультурную дифференциацию и вариативность коммуникативных средств. Системный подход основан на использовании таких общелогических методов, как анализ — разложение (анализ) системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие (подсистемы, компоненты, элементы), и синтез — рассмотрение интегральных свойств (синтез) целостности, которыми составляющие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.6 В коммуникативистике в качестве сложных систем могут рассматриваться язык, текст, СМИ, коммуникативный акт и т.д. Коммуникативный акт как систему, отдельные его элементы и способы их связи можно проиллюстрировать многими моделями коммуникации. Интегральным качеством любого коммуникативного акта как системы является информационный обмен, возможный только при наличии всех необходимых

элементов данной системы — источника сообщения, канала получателя, обратной связи  и т.д. При изучении политических процессов используется весь методический потенциал социологической науки: анализ документов, наблюдение, опрос, социометрический и другие методы. Метод моделирования связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющие собой отношения и элементы, сходные с отношениями и элементами реальных политических процессов. Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве -или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные характеристики. Главное условие использования данного метода состоит в наличии общего основания (признака), по которому сравниваются изучаемые объекты. Выделяемые признаки должны быть существенны для данного рассмотрения, причем объекты, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по-другому. Признаки могут носить формальный, содержательный или функциональный характер. Например, изучение специфических особенностей различных уровней коммуникации (массовой, групповой, межличностной) возможно лишь на основе общих функциональных свойств используемых коммуникативных средств.7

Информация о работе Социологические и психологические модели коммуникации