Понятие, функции и модели коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Коммуникация как явление, структура и процесс имеет множество определений. К числу наиболее известных и распространенных относятся трактовки видных зарубежных и отечественных исследователей, чьи разработки формировали теорию коммуникации.
Один из основоположников американской социологии Ч. Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие коммуникации………………………………………………………...5
2.Функции коммуникации………………………………………………………15
3.Типы, формы и модели коммуникации………………………………………20
3.1.Типы коммуникации………………………………………………………20
3.2.Формы коммуникации…………………………………………………….36
3.3.Модели коммуникации……………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Олин реферат.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
 

     Введение 

     Введение  термина «коммуникация» (от лат. communicatio) в понятийно-категориальный аппарат  научной литературы произошло в  начале XX века. Это стало естественным следствием целого комплекса общественных, социальных и индивидуальных мотиваций, потребности в знании об окружающем мире, происходящих в нем событиях и реализации общечеловеческих интеграционных тенденций. Целеполагающий характер потребности привел к определению функциональных характеристик системы, которые в свою очередь инициировали прогрессивное развитие в области технологии.

     Коммуникация  как явление, структура и процесс  имеет множество определений. К  числу наиболее известных и распространенных относятся трактовки видных зарубежных и отечественных исследователей, чьи разработки формировали теорию коммуникации.

     Один  из основоположников американской социологии Ч. Кули считал, что «под коммуникацией  понимается механизм, посредством которого становится возможным существование  и развитие человеческих отношений  – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»1.К.Черри сформулировал определение коммуникации как социального объединения индивидов, осуществляемое с помощью языка или знаков, установления общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности2. А. Урсул подчеркивал, что коммуникация – это обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать3. М. Каган рассматривал коммуникацию как информационную связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной4.

     Коммуникация  как передача информации может иметь  как двухсторонний, так и односторонний  характер. Тем самым она отличается от общения, возможного лишь в двухстороннем  варианте.

     Таким образом, возникают три варианта отношений участников коммуникации:

     1) субъект-субъектное отношение в  виде диалога равноправных партнеров.  Такая форма коммуникации и  есть общение; 

     2) субъект-объектное отношение в  форме управления, когда коммуникатор  рассматривает реципиента как  объект коммуникативного воздействия, средство достижения своихцелей;

     3) объект-субъектное отношение форме  подражания, когда реципиент целенаправленно  выбирает коммуникатора в качестве  образца для подражания, а последний  при этом может даже не осознавать  своего участия в коммуникационном акте.  

1.Понятие коммуникации  

       Задача Паблик рилейшнз в том, чтобы донести важность построения эффективных коммуникаций на разных уровнях. 

     Коммуникация  – это сложный процесс, состоящий  из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. 

     Слово “коммуникация” имеет латинское  происхождение от слова “communis”, обозначающее «общий». Посылающий старается установить “общение” с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею. 

     Существует  определение коммуникации в общих  выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.  

     А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как  информационный аспект общения. 

     Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. 

     Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация - процесс двустороннего  обмена информацией, ведущей ко взаимному  пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме». 

     Почепцов  Г.Г. в книге « Теория коммуникации»  под коммуникацией понимает «процессы  перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы». 

     А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация … - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)». 

     Но  необходимо при этом различать информацию и, собственно коммуникацию. Вот что  пишет об этом теоретик европейского Паблик рилейшнз Люсьен Матра: «Многочисленные  направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью» («feed back», как говорят англичане).  

     Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка  с запиской, брошенная в море. Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания». 

     Таким образом, для нас важно, что коммуникация – это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи  для обеспечения результата.

     Цели  коммуникации.

     Зачем мы вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: «Храните деньги в сберегательной кассе!».  

     Это – цели коммуникации. Чаще всего  их бывает несколько, (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности человека: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения. Распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. Нас интересуют личные и социальные потребности человека. 

     Таким образом, мы вступаем в коммуникационный процесс с целью удовлетворить  те или иные потребности.

     Элементы  коммуникационного процесса.

     Осознание важности такого явления, как коммуникация, привела к попыткам разработать  модели процесса. Существует множество  видов моделей коммуникационного  процесса, которые в основном они  различаются по терминологии и по количеству элементов, все это варьируется с точки зрения дисциплин, от которых они произошли. Классическая теория коммуникации была разработана американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера) в конце 40-х годов, которая достаточно долгое время пользовались в лингвистике, математике и кибернетике. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией. 

     Модель  включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, - расположенных в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник (ср. с принципом устройства телефона). Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных концепциях. 

     Помимо  этих терминов, Шеннон ввел еще понятия  шума (в дальнейшем это явление  связали с понятием энтропии) и  избыточности. 

     Шум (энтропия) в теории коммуникации связана  с теми внешними факторами, которые  искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Понятие негэнтропия связано с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником, благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. 

     Понятие же избыточности, повторения элементов  сообщения для предотвращения коммуникативной  неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков. Считается, что все языки  приблизительно наполовину избыточны: можно залить кляксами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. 

     А вот как определяет основную проблему коммуникации известнейший американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Д. Лассвелл: Who says what to whom in which channel with what effect? - Кто сказал, Что сказал, Кому сказал, По какому каналу, С каким эффектом. Ответов на его вопросы было дано много. Формула Лассвелла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии. В каком-то смысле, известнейшая фраза Г. Лассвелла представляла собой свернутую модель коммуникации. В данной интерпретации автор модели в качестве ответа на вопросы Лассвелла выделяет участников и элементы коммуникативного акта: коммуникатор, сообщение, канал, получатель, последствия. Далее он намечает сферы исследования коммуникации в соответствии с предложенным разделением ролей участников: исследование управления, исследование содержательной стороны коммуникации, исследование коммуникативной среды, исследование аудитории, исследование коммуникативного воздействия.  

     А вот как о коммуникационном процессе говориться в учебнике Мескона М. «Основы менеджмента»: 

     Коммуникационный  процесс – это обмен информацией  между двумя или более людьми. 

     Основная  цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей. 

     Элементы  и этапы процесса коммуникаций. 

     В процессе обмена информацией можно  выделить четыре базовых элемента. 

     1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. 

     2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов. 

     3. Канал, средство передачи информации. 

     4. Получатель, лицо, которому предназначена  информация и которое интерпретирует  ее. 

     При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким  образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это  трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы: 

Информация о работе Понятие, функции и модели коммуникации