Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим социологические и психологические модели коммуникации, а именно: двухступенчатая модель, модель «привратника», «Спираль молчания», диффузная теория и структура новости. Дадим понятия, что такое коммуникация и где применяется метод моделирования.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Методы моделирования……………………………………………5
Глава 2. Социологические и психологические модели коммуникации...11
2.1. Двухступенчатая модель…………………………………....13
2.2. Модель «Привратника»……………………………………..16
2.3.«Спираль молчания»………………………………...……….19
2.4. Структура новости…………………………………………..22
2.5. Диффузная теория…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………27
Библиографический список……………………………………………….28
Ее
открытие связано с именем
немецкой исследовательницы
В основе этого явления лежит страх оказаться в одиночестве. Э. Ноэль-Нойман провела соответствующий, как она его назвала, "железнодорожный" тест, который показал по всем возрастным и профессиональным группам, что в поезде более охотно поговорили бы с попутчиком те, чьи политические симпатии на данный момент более реализованы в правительственной структуре. Есть и другие сопутствующие явления. Оказалось, что мужчины скорее, чем женщины готовы обсуждать неоднозначную тему, молодые - скорее, чем старики, представители высших слоев общества - чем представители низших слоев. Э. Ноэль-Нойман формулирует такое правило, исходя из этого: "Фракция, которая умеет привлечь на свою сторону больше молодежи и людей с более высоким уровнем образования, изначально имеет больше шансов на победу" в качестве общего правила она постулирует, что тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует. Отсюда и следует вышеотмеченная возможность манипуляции, когда в массовой коммуникации оказывается представленной только одна сторона. Другая сторона в ответ замыкается в себе и замолкает. Функция общественного мнения реализуется в социальном контроле.
В результате из-за того, что человек не хочет оказаться в изоляции, он либо смещается на позиции большинства, либо молчит.
В качестве примера действия
модели «спираль молчания»
Теория спирали молчания предлагает соблазнительный подход к изучению общественного мнения. Сила кроется, в частности, в динамическом механизме и концептуализации общественного мнения как социального явления. На этой теории базировались многочисленные исследования и были даже предприняты попытки создать модели выражения мнения в виде спирали молчания. Выделяются четыре различных формата распространения мнений: распространение реальных мнений; распространение мнений, как они понимаются; распространение мнений, как они домысливаются; и распространение собственных мнений. Последние три варианта составляют причинную цепочку, которая влияет на распространение реальных мнений и в конечном итоге подпитывает Развивающийся процесс спирали молчания.17
Как и
всякая теоретическая гипотеза, которая
бросает вызов господствующей концепции,
идеи спирали молчания и расстановки
приоритетов вызвали резкую критику
в свой адрес, и их приверженцам пришлось
отбиваться, чтобы не оказаться в
изоляции, возможно, совсем так, как предсказывала
Ноэль-Нойман.
2.4. Структура новости
Проблема структуры такого
В структурах новостей Т. ван Дейк и В. Кинч обнаруживают макроструктуры, которые организуют этот тип дискурса в единое целое. Они пишут: "Макроправила - это и правила редукции информации, и правила ее организации. Большие последовательности сложных семантических структур, таких, как предложения, изображения, пейзажи, сцены и действия, не могут быть должны образом обработаны без обращения к каким-либо структурам более высокого уровня.18 В процессе понимания текста мы не имеем доступа ко всем уже прочитанным предложениям. То же относится и к нашему пониманию повседневных событий и действий, многочисленные детали которых могут быть восстановлены по памяти только частично.
Однако,
если большие последовательности семантических
структур такого рода могут быть сведены
с помощью макроправил в
Выделяются также интересные маркеры смены темы, с помощью которых могут вводиться новые эпизоды: в другой своей работе "Анализ новостей как дискурса" Т. ван Дейк, задавая дискурс как сложное коммуникативное событие, выделяет нарративную схему, в соответствии с которой упорядочивается новостное событие: краткое содержание, обстановка, направленность, осложнение, развязка, оценка, код. Он также говорит о риторических приемах:
"Эти
структуры содействуют более
компактному представлению
Т. ван Дейк подчеркивает, что речь идет лишь о моделировании точности, поскольку никогда в газетах данные вчерашнего дня, если даже они были ошибочными, не исправляются.19
Функцией газетной новости является информирование, а не убеждение. На это работает ряд стратегий. Журналисты ссылаются на достоверные источники, пересыпают свое сообщение цифрами. "Цифровая игра прессы сигнализирует принятие экспертизы более властных институций" . В другой своей работе он отмечает расхождение в цифрах, на которое никто не обращает внимание, что говорит о риторическом средства достижения точности.
Масс-медиа, как считает ван Дейк, предписывают не столько, "что" люди должны думать, а то, "как" они должны думать. Масс-медиа ради этого строит интерпретирующие структуры, задающие границы и основные блоки, служащие поддержанию идеологической гегемонии. Например, задается форма для поддержания расизма в обществе: "Я не расист, но ...". Опасность подобного подхода автор видит в следующем: "Ввиду отсутствия доступных широкой публике альтернативных механизмов интерпретации люди практически не в состоянии вырабатывать контрдоводы". Данный подход можно охарактеризовать как структурно-коммуникативный. Одновременно он позволяет анализировать процессы формирования общественного мнения. Экспериментальное подтверждение существования отмеченных макроструктур можно найти в работе С. Ларсена.20
Достаточно
важно и то, что в результате
мы имеем инструментарий для анализа
новостей. К сожалению, невелико число
других подходов к анализу столь
распространенного в современном мире
объекта, как новость.
2.5 Диффузная теория
Эта модель связана с именем
американского исследователя Э.
Отражает заключительный этап коммуникативного процесса – момент адаптации (восприятия) или отторжения информационных сообщений обществом. При этом «двухшаговый поток» восприятия информации человеком и ее передачи окружающим трансформируется в «многошаговый поток».21
В модели «диффузии» Э. Роджерс учел различие способностей к восприятию инноваций (новых идей, услуг и товаров) у разных сегментов общества. Результатом стала классификация сегментов общества (людей, отличных по степени восприятия нового).
Диффузию
он определял как процесс
Э. Роджерс выделил в процессе адаптации новой идеи шесть этапов:
Э. Роджерс также описал пять классов людей по степени принятия ими новых идей и товаров: люди принимают менее рисковую стратегию, пытаясь получить положительные оценки от других групп. При этом разные группы требуют разных аргументов. Инноваторы могут "купиться" на новизну предлагаемого, в то время как последняя группа позитивно прореагирует на информацию о том, что инновацию восприняли многие другие люди, сходные с ними.
Анализируя кампании по предотвращению негатива (типа покупки ремней безопасности для автомобилей), Э. Роджерс видел сложности в принятии инновации в том, что их преимущества а) отдалены во времени и б) трудны для оценки. При этом он считал, что:
• Очень
важна межличностная
• Патриотические призывы, исходящие от правительственных кругов, неэффективны.
• Достоверность коммуникативного источника частично предопределяет успех кампании.
• Масс-медиа не может изменить поведение тех, кто придерживается иной точки зрения.
Существенное изменение по отношению к инновации в обществе, как правило, наступает, когда от 6 до 16% принимают ее.
Это интересная
и важная теория, поскольку многие
информационные кампании в области
рекламы и паблик рилейшнз как раз
связаны с вводом нового продукта в массовое
сознание.22
Заключение
В
заключение подведем итоги.
Считается, что средством
Сделаем
вывод о некоторых
Информация о работе Социологические и психологические модели коммуникации