Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:56, контрольная работа
Понятия склонности, предрасположенности и личностных черт занимают центральное место в социальной коммуникации.
С позиции социальной коммуникации психология личности изучает следующие вопросы:
1) Какие черты отличают конкретных людей в действиях, мотивах и познании?
2) Какие главные, постоянные черты свойственны людям в коммуникационном процессе?
1. Введение.
2. Экстравертизм.
3. Интровертизм.
4. Макиавеллизм.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Психологические аспекты социальной коммуникации.
Содержание:
1. Введение.
2. Экстравертизм.
3. Интровертизм.
4. Макиавеллизм.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Введение.
Понятия склонности, предрасположенности и личностных черт занимают центральное место в социальной коммуникации.
С позиции социальной коммуникации психология личности изучает следующие вопросы:
1) Какие черты отличают конкретных людей в действиях, мотивах и познании?
2) Какие главные, постоянные черты свойственны людям в коммуникационном процессе?
3) Какие критерии позволяют счесть нечто неотъемлемой частью человеческой природы или важной видовой чертой в коммуникации:
Социальная коммуникация не ставит под сомнение теории личности, а анализирует её, уточняет и расширяет – то есть, обыкновенный человек располагает широким и глубоким пониманием как самого себя, так и других людей, что позволяет ему вступать в более или менее адаптивное взаимодействие с другими людьми.
Знание процессов межчеловеческого общения, коммуникации, имеет существенное значение для выяснения механизмов, формирующих социальное поведение человека. Проблемы, связанные с взаимопониманием, часто проистекают из различий в стилях общения и из самого процесса коммуникации. Эффективное общение между двумя людьми происходит, когда воспринимающий информацию понимает ситуацию так же, как и сообщающий её.
Каждый из людей обладает своим собственным стилем общения, дающим возможность как входить в окружение, сливаться с ним, так и отличаться от других. Эффективная коммуникация требует приспособить свой стиль общения к другому человеку, то есть эластичности в общении и мышлении. Развитие эластичности оказывает положительное влияние на количество и качество переданной информации. Подгонка стилей, таким образом, приводит к совершенствованию коммуникации.
Весь прогресс человечества основывается на взаимодействии, которое зависит от правильного понимания друг друга. Общаясь, люди достигают взаимопонимания, влияют друг на друга, строят взаимное доверие к себе и к окружению, узнают о том, каковы они в глазах общества.
В настоящее время межчеловеческими отношениями занимаются представители различных научных дисциплин (главным образом психологи, социологи, психиатры и педагоги), которые определяют это понятие как результат взаимодействий, по крайней мере, двух лиц, протяжённых во времени.
Каждое из межличностных отношений является результатом как психологических особенностей партнёров, их интересов, установок и запросов, так и социальных условий, норм, ролей и задач каждого из них. Отдельные отношения различаются между собой по степени участия в них социального или психологического фактора. Чем больше в них проступает психологический параметр (эмоциональные установки, ожидания, восприятия, потребности), тем в большей степени они становятся личностными и неформальными. Если же в них преобладает параметр социальный, связанный с нормами, ролями и образцами, тогда мы говорим о деловом, формальном отношении. Характерные черты межличностных отношений:
- определённый вид зависимости:
- постепенное нормирование этой зависимости;
- приспосабливание партнёров друг к другу.
Взаимодействие – основа отношений между людьми, которое можно рассмотреть в трёх измерениях:
- поведенческом;
- поощрений и наказаний;
- межличностных установок.
Поведенческий подход - взаимодействие, в ходе которого поведение одного партнёра становится стимулом для другого и вызывает его реакции, которые, в свою очередь, становятся стимулами для первого и т.д. Отношения между людьми зависят от частоты взаимодействий и от их качества.
Попытку более глубокого анализа межчеловеческих отношений предприняли учёные Ж. Тубо и М. Келли. По их мнению, решение относительно выбора партнёра для дальнейших контактов возникает в результате удовлетворительного итога взаимодействия, измеряемого соотношением полученных вознаграждений к понесённым в ходе взаимодействия издержкам. Вознаграждения, поощрения ассоциируются с удовлетворением потребностей, а издержки – с отрицательными ощущениями, сопровождающими взаимодействие. Чем выше вознаграждение и ниже издержки, тем сильнее тенденция повторить взаимодействие с тем же человеком. Оба партнёра должны выбрать такой стиль поведения, который принёс бы самые высокие результаты.
Предметом межличностных установок является человек, а главным фактором формирования этих установок – удовлетворение потребностей. Если в ходе взаимодействия потребности сторон взаимно удовлетворяются, то происходит формирование положительных установок между партнёрами по взаимодействию. Если же один из них не удовлетворяет своих потребностей либо если один из партнёров затрудняет или делает невозможным их удовлетворение, то у того, кто в ходе взаимодействия не удовлетворяет свои потребности, вырабатывается негативная установка по отношению к партнёру. Существует концепция, согласно которой, партнёры, имеющие разнонаправленные установки и потребности, дополняют друг друга, что способствует взаимному поощрению и сближению. Роль механизма дополнения потребностей значительнее в долговременных контактах (например, супружеских) и меньше – в краткосрочных.
Большую роль в коммуникации играют установки сторон взаимодействия. Эти установки могут быть результатом данного от природы характера, а также их можно выработать в результате учёбы, приобретения жизненного опыта – итога общения с людьми, представляющими различные личностные установки. Примерами таких установок являются: установка на экстраверсию, на интроверсию и на макиавеллизм.
Далее рассмотрим и проанализируем отмеченные личностные установки, подчёркивая связь каждой из них с социальной коммуникацией [1, с. 43-52].
2. Экстравертизм.
Экстраверсия (от лат. extra – сверх, вне, снаружи и verto – поворачиваю, обращаю, обращающий во вне).
По К.Юнгу – характерное свойство личности, проявляющееся в направлении её восприятия, переживаний, интересов на окружающую действительность (на людей, вещи, события и т.д.). Экстраверсия выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления [2, с. 422].
Общие черты экстраверта, проявляющиеся в его характере:
- он излучает энергию наружу, делая свои действия понятными для всех;
- сосредоточивается на движении и на действии, направленном вовне;
- говорит свободно и убедительно;
- ему не мешают ни толпа, ни шум;
- легко впадает в состояние рассеянности;
- охотно встречается с людьми и принимает участие во многих делах;
- его радует возможность действовать в присутствии других;
- проявляет нетерпение, когда ему приходится что-то делать в одиночку;
- работает чётко, быстро и целенаправленно.
Стиль коммуникации экстраверта:
- в общении практически всегда проявляет энергию, энтузиазм и возбуждение;
- быстро реагирует на вопросы и внешние события;
- с одинаковой лёгкостью и удовольствием общается как с отдельными людьми, так и с группами;
- должен сдерживаться, чтобы дать высказаться другим;
- переписке предпочитает непосредственное личное общение;
- работая с людьми, думает вслух и тут же формулирует выводы;
- легко предоставляет другим сведения о себе.
Взаимоотношения с людьми у экстраверта:
- помимо постоянных знакомых, любит иметь много мимолётных знакомств и дружб;
- легко завязывает новые знакомства, при этом чувствует себя в своей стихии;
- рассказывает другим о своих знакомых;
- во время дружеских встреч устанавливает контакт практически с каждым из присутствующих;
- с лёгкостью говорит о том, о чём думает, чувствует себя одиноко без собеседника;
- охотно делит с другими своё пространство и время.
Экстраверт хорошо чувствует себя в работе, направленной на конкретное дело, работе разнообразной, в ходе которой приходится часто контактировать с людьми.
Стиль работы экстраверта:
- он скучает, проявляет нетерпение, когда его работа идёт медленно и монотонно;
- он ищет разные активные пути для решения задач;
- он одинаково внимателен как к работе, так и к тому, что происходит вокруг;
- поручения выполняет незамедлительно, действует быстро, без особых колебаний;
- любит поговорить по телефону, даже если это мешает ему в работе.
Экстраверт живёт сегодняшним днём, ценит своё имущество и положение. Он – восторженный, открытый и словоохотливый, эмоциональный и экспрессивный. Это – оптимист, в котором практически всё возбуждает энтузиазм.
Большинство экстравертов ведёт себя бессистемно и больше обращает внимание на общие идеи и понятия, работают над выполнением нескольких задач одновременно, заканчивая их в неравномерные отрезки времени.
Поскольку экстраверт полон энергии и энтузиазма, он, как правило, увлекает за собой других и вдохновляет их на дело. Из представленной выше характеристики можно ошибочно сделать вывод, что экстраверты не должны, по идее, иметь проблемы в общении. Но это, к сожалению, только часть правды.
Одной из ошибок, чаще всего совершаемых людьми этого психологического типа, является ведение разговора не на равных. Экстраверт может не считаться в разговоре с другим человеком, поскольку он не столько разговаривает, сколько говорит сам, рассказывает. Он навязывает ту тему разговора, которая интересует его, прерывает речь собеседника, не слушает и не слышит его.
Другой проблемой экстравертов является чрезмерное выпячивание собственных личных проблем и пересказ интимных моментов во время большинства своих контактов с людьми. Причём это не означает, что данная особа склонна выслушивать аналогичные исповедания других.
Такой стиль общения у слушателя чаще всего вызывает недоверие, скуку и раздражение. То есть вместо удовлетворения собеседник получает массу отрицательных эмоций, а сам экстраверт может столкнуться с осмеянием, издёвкой и манипулированием со стороны людей, склонных к этому.
3. Интровертизм.
Интроверсия (от лат. introversus – обращающий во внутрь).
По К. Юнгу – свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на внутренние нормы и независимость от внешних факторов. Интроверсия характеризует психологический тип личности, противопоставляемый экстраверсии [2, с. 111].
Интроверт – человек сдержанный. Он редко завязывает знакомства, а в компании всегда задумчив и неловок. Его не интересуют окружающие, он увлечён исключительно своим миром.
Поведение интроверта:
- рад своему одиночеству и замкнутости;
- затрудняет другим проникновение в его мир;
- колеблется перед тем, как что-то сказать;
- выражается осторожно;
- всегда собран;
- долго обдумывает каждое действие;
- ведёт себя рассудительно;
- неразговорчив;
- в действиях не импульсивен;
- любит вести упорядоченный образ жизни.
Общение:
Интроверт скорее удовлетворится чтением книг, чем пребыванием в компании. Предпочитает общение с отдельными людьми, с глазу на глаз. Свои чувства он очень жёстко контролирует, принятые на себя обязательства выполняет старательно и, как правило, пользуется репутацией человека, на которого всегда можно положиться. Он придаёт большое значение этическим ценностям, а его отношение к будущему окрашено пессимизмом.
Работа интроверта:
Интроверт ищет работу спокойную, которую он мог бы выполнять в одиночку, в полной концентрации. Интроверт нервничает и раздражается, когда его прерывают и подгоняют в работе; сосредоточен на своей работе, а не на том, что творится вокруг [1, с. 57-59].
4. Макиавеллизм.
Макиавеллизм (от имени итальянского государственного деятеля, писателя, философа и историка Никколо Макиавелли).
1) Политика правителя, пользующегося любыми средства для упрочения государственной власти.
2) Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти.
3) В социальной психологии – установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство достижения определённых целей [2, с. 164].
Информация о работе Психологические аспекты социальной коммуникации