Анализ особенностей женской речи

Автор: a****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении и определении гендерных особенностей женского речевого поведения в процессе общения (на примере форумов, посвящённых книгам «Одиннадцать минут» и «Алхимик»).
Объектом исследования является речь и речевая деятельность человека.
Предмет исследования – женская речь.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Изучение истоков возникновения и особенностей развития гендерной лингвистики; гендерных исследований в отечественной лингвистике.
Исследование особенностей женского речевого поведения.
Определение степени значимости биологических особенностей и социальных стереотипов женской речи.

Работа содержит 1 файл

Особенности женской речи.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

Введение

     Человек, будучи по своей природе существом  социальным, не может жить вне связи  с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Основной способ удовлетворения потребности  человека в общении – речь. Речь индивидуальна, она специфична в сознании и в «исполнении» каждого говорящего.

     Исследователями уже давно была выявлена связь  между речевым поведением человека и его возрастом, образованием и воспитанием, профессией и другими социальными факторами.

     Актуальность  исследования определяется значительным интересом к проблеме соотношения гендера и языка в отечественной лингвистике, что отражает важность данной темы для процесса коммуникации и особенностей формирования языковой личности на современном этапе развития общества. Новый взгляд на существование понятия «мужское» и «женское», в том числе в речи и в системе языка, обусловливает необходимость дальнейшей разработки теории влияния фактора пола, как биологического, так и социального, на создание речевого портрета мужчины и женщины.

     Цель  работы состоит в выявлении и  определении гендерных особенностей женского речевого поведения в процессе общения (на примере форумов, посвящённых книгам «Одиннадцать минут» и «Алхимик»).

     Объектом  исследования является речь и речевая  деятельность человека.

     Предмет исследования – женская речь.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1. Изучение истоков возникновения и особенностей развития гендерной лингвистики; гендерных исследований в отечественной лингвистике.
  2. Исследование особенностей женского речевого поведения.
  3. Определение степени значимости биологических особенностей и социальных стереотипов женской речи.

     Материалом  исследования послужили 30 читательских отзывов, оставленных на форумах и посвящённых книгам Пауло Коэльо «Одиннадцать минут» и «Алхимик».

     В процессе изучения особенностей женского речевого поведения использовалась литература следующих авторов: В.А. Бондалетова, Е.И. Горошко, Е.А. Земской, В.И. Беликова , Т.Б. Крючковой, Т.В Гомона, Г.Е. Крейдлин. 

 

     Глава 1 – Психолингвистические особенности женской речи

     1.1.Социолингвистика

     Социолингвистика, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения. Чтобы понять специфику социолингвистического подхода к языку и отличие этой научной дисциплины от "чистой" лингвистики, необходимо рассмотреть истоки социолингвистики, определить ее статус среди других лингвистических дисциплин, ее объект, основные понятия, которыми она пользуется, наиболее типичные проблемы, которые входят в круг ее компетенции, методы исследования и сформировавшиеся к концу 20 в. направления социолингвистики.

     То, что язык далеко не единообразен в  социальном отношении, известно достаточно давно. Одно из первых письменно зафиксированных  наблюдений, свидетельствующих об этом, относится еще к началу 17 в. Гонсало  де Корреас, преподаватель Саламанкского  университета в Испании, четко разграничивал  социальные разновидности языка: "Нужно  отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые  разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей".

     Термин "социолингвистика" впервые употребил  в 1952 американский социолог Герман Карри. Однако это не означает, что и наука о социальной обусловленности языка зародилась в начале 1950-х годов. Корни социолингвистики глубже, и искать их нужно не в американской научной почве, а в европейской и, в частности, русской. Лингвистические исследования, учитывающие обусловленность языковых явлений явлениями социальными, с большей или меньшей интенсивностью велись еще в начале нынешнего века во Франции, России, Чехии. Иные, чем в США, научные традиции обусловили то положение, при котором изучение связей языка с общественными институтами, с эволюцией общества никогда принципиально не отделялось в этих странах от "чистой" лингвистики. "Так как язык возможен только в человеческом обществе, - писал И.А.Бодуэн де Куртенэ, - то, кроме психической стороны, мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную. Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология".

     Важнейшие для современной социолингвистики идеи принадлежат таким выдающимся ученым первой половины 20 в., как Е.Д.Поливанов, Л.П.Якубинский, В.М.Жирмунский, Б.А.Ларин, А.М.Селищев, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур в России, Ф.Брюно, А.Мейе, П.Лафарг, М.Коэн во Франции, Ш.Балли и А.Сеше в Швейцарии, Ж.Вандриес в Бельгии, Б.Гавранек, А.Матезиус в Чехословакии и др. Это, например, идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения, а деление общения на сферы имеет в значительной мере социальную обусловленность (Ш.Балли); идея социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей (работы русских и чешских языковедов); положение, согласно которому темпы языковой эволюции зависят от темпов развития общества, а в целом язык всегда отстает в совершающихся в нем изменениях от изменений социальных (Е.Д.Поливанов); распространение идей и методов, использовавшихся при изучении сельских диалектов, на исследование языка города (Б.А.Ларин); обоснование необходимости социальной диалектологии наряду с диалектологией территориальной (Е.Д.Поливанов); важность изучения жаргонов, арго и других некодифицированных сфер языка для понимания внутреннего устройства системы национального языка (Б.А.Ларин, В.М.Жирмунский, Д.С.Лихачев) и др.

     Социолингвистика - возникла на стыке двух других наук - социологии и лингвистики. Междисциплинарный характер социолингвистики признается многими учеными. Один из основоположников современной социолингвистики американский исследователь Уильям Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает "язык в его социальном контексте". Если расшифровать это определение, то надо сказать, что внимание социолингвистов обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, которые могут влиять на использование языка, - от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта. "Тщательное и точное научное описание определенного языка, - отмечал Р.Якобсон, - не может обойтись без грамматических и лексических правил, касающихся наличия или отсутствия различий между собеседниками с точки зрения их социального положения, пола или возраста; определение места таких правил в общем описании языка представляет собой сложную лингвистическую проблему".

     Социолингвистика,  представляет обширный материал  о  функционировании языка в группах  людей по признаку профессии, пола, возраста, городского или сельского  образа жизни и т. д. Именно социолингвистам  принадлежит заслуга выявления  вероятностного, а не постоянного  характера различий в мужской  и женской речи.

     1.2.Ге́ндерная лингвистика

     Гендерная лингвистика (лингвистическая гендерология) — научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований, при помощи лингвистического понятийного аппарата изучающее гендер (социокультурный пол, понимаемый как конвенциональный конструкт, относительно автономный от биологического пола).

     Категория gender была введена в понятийный  аппарат  науки  в  конце  60-х -начале  70-х годов нашего  века  и использовалась  сначала в   истории, историографии,  социологии  и  психологии,  а  затем  была  воспринята  и  в лингвистике,     оказавшись     плодотворной      для      прагматики      и антропоориентированного описания  в  целом.  Гендерный  фактор,  учитывающий природный пол человека и его социальные  "последствия",  является  одной  из существенных  характеристик  личности  и  на  протяжении   всей   ее   жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а  также  на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

             Термин гендер, таким образом,  использовался  для  описания  социальных, культурных, психологических аспектов "женского" в сравнении с "мужским",  то есть "при выделении всего, что формирует  черты,  нормы,  стереотипы,  роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин  и  мужчин" (Пушкарев, 1999 : 16).

         В  80-е  годы  появилось   понимание  гендера  как  проблемы не только экспликации женской истории, женской психологии  и  т.п., но и как проблемы всестороннего исследования женственности и  мужественности и связанных с ними социальных и культурных ожиданий, а в  90-е  годы  возникло .направление, исследующее только мужественность, и  пришло  осознание  того, что маскулинность имеет разные проявления в любом обществе; главное из  этих направлений  получило  название   доминирующей   мужественности.  

     Одной из первых работ в советской лингвистике  было  исследование  Т.Б.  Крючковой (1975), в котором изучались особенности письменных текстов,  порожденных мужчинами  и женщинами. В текстах художественной прозы  анализировалось  и  статистически фиксировалось употребление частей  речи.  Автор  обнаружил,  что  в  женских текстах количественно выше употребление местоимений и частиц,  а  в  мужских более частотно  употребление  имен  существительных.  Откуда исследователь А.А.  Вейлерт  (1976), изучая неподготовленные устные  высказывания,  обнаружил  в  женской  речи большую частотность употребления глаголов и союзов. Обнаружилось также,  что женщины имеют более развитый лексикон. В речи мужчин А.А. Вейлерт  обнаружил большую встречаемость прилагательных и наречий,  более  частое  употребление абстрактных  существительных.

           Результаты исследования  И.Г.  Овчинниковой  (1996),  посвященного анализу воздействия языковых средств рекламы на реципиентов, показали что  мужчины  менее чувствительны  к  тропам,  а  женщины   склонны   более   высоко   оценивать стереотипы, чем отклонения от них.

           В  работе  Е.А.  Земской   и   др.(1993)   установлено,   что   женское ассоциативное поле выглядит более обобщенным и  "гуманистическим"  (природа, животные, повседневная жизнь), в то время как мужчины  ассоциируют  себя  со спортом, охотой, профессиональной и  военной  сферами;  большинство  слов  с суффиксами  женского  рода,  обозначающих  род  занятий,   оцениваются   как обладающие "меньшим достоинством", чем соответствующие имена мужского  рода; женщины чаще употребляют междометия типа "ой".

        Эксперимент, который  проводился  с  участием  60  женщин  и  60  мужчин, разделенных на две равные группы по возрасту и уровню  образования  (20  -30 лет,  высшее  образование;   35-45   лет,   среднее,   среднее   техническое образование). Испытуемым был предложен ряд тем,  на  одну  из  которых  надо было написать  сочинение.  Всего  было  получено  120  сочинений.  После  их статистической обработки результаты сравнивались  с  результатами  обработки писем, имеющихся в распоряжении исследовательницы и написанных  вне  условий эксперимента.

        Письменная речь исследовалась  по 97 параметрам (в том числе фиксировались длина  высказывания,     характер  синтаксических  конструкций,  соотношение употребляемых в речевых произведения  частей  речи,  грамматические  ошибки, предпочтения при выборе темы сочинения.).

        Результат исследования показал,  с одной стороны, множественность   пола  и его зависимость от возраста и  уровня  образования  и  характера  социальной активности испытуемых. Наименьшие  различия  обнаружились  у  лиц  с  высшим образованием, занятых интеллектуальной деятельностью.

        В группе лиц с высоким образовательным  уровнем тексты женщин были  длиннее мужских,  количество  слов  в   предложении   больше,   но   словарь   менее разнообразен; женщины сделали значительно меньше грамматических ошибок.  Был также  обнаружен  ряд  статистически  значимых  расхождений  в  употреблении отдельных  частей  речи  (мужчины  больше   пользовались   существительными, прилагательными и числительными, женщины - глаголы и частицы).

Информация о работе Анализ особенностей женской речи