Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Определение понятия гендер. Основные понятия
гендерной теории в современной науке…………………….…….6
Гендерные исследования в философии, психологи и
социологии…………………………………………….……….…..15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2. Лингвистические гендерне исследования в отечественной
науке……………………………………………………….………35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
КУРСОВАЯ РАБОТА
«
Особенности мужской
и женской речи
»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
гендерной
теории в современной науке…………………….…….6
социологии………………………………………
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2.
Лингвистические гендерне
науке……………………………………………………
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Активные трансформации, происходящие сейчас, существенно меняют устоявшиеся способы жизнедеятельности, общественные нормы и идеологические конструкции, которые их определяют. Эти трансформации активно осмысливаются на различных уровнях; формируются и развиваются новые научные направления, имеющие целью осмыслить выразить эти изменения. Одним из таких направлений стали гендерные исследования [29, с. 241-254].
Гендерные вопросы и отношения гендера и языка привлекают внимание и вызывает немалый интерес во всем мире. Гендерный фактор, который принимает во внимание естественную пол человека и его социальные «последствия», является одной из важнейших характеристик личности и на протяжении всей ее жизни влияет на нее [21, с. 46-48]. Наряду с такими параметрами, как культура, национальность, раса, возраст, общественное положение, физическое и психическое состояния собеседников, отношения их друг к другу, которые во многом определяют характер течения диалога, важную роль в коммуникации играют также и гендерные роли.
В основе многих функционирующих в культуре оппозиций лежит противостояние мужского-женского. В связи с различными социальными ролями в обществе, различия в вербальной поведении мужчины и женщины были замечены лингвистами достаточно давно [14, с. 18-22]. До сих пор у всех народов мира сохранился след архаического разделения языка на мужской и женскуий. Разумеется, различия между ними существуют чисто биологические, хотя бы потому что женский голос выше мужского. Однако для лингвистов составляет больший интерес те отличия, которые обусловлены (прямо или косвенно) социальными причинами. Несмотря на то, что условия жизни и уклад очень изменились, - язык меняется гораздо медленнее. И эти остаточные явления - более значительные или едва заметные - обнаруживаются даже в современных обществах [25, с. 13-24].
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием к гендерным аспектам языка и коммуникации, наблюдаемым в последние годы. Применение гендерного подхода также основывается на ряде методологических принципов, важнейший из которых – понимание пола как социально и культурно конструируемого феномена. Это позволяет подойти к категориям «мужественность» и «женственность» не как к неизменной природной данности, а как к динамическим, изменчивым продуктам развития человеческого общества, поддающимся социальному манипулированию и моделированию.
Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.
Достижения поставленной цели предусматривают решение следующих задач:
– ознакомиться с литературой по данной теме;
– дать определение понятию «гендер» и других терминов гендерной лингвистики;
– рассмотреть особенности гендерных исследований в философии, психологии и социологии;
– проанализировать зарубежный и отечественный опыт гендерных исследований в лингвистике;
– выявить особенности мужской и женской речи.
Структура
данной работы определена её целью и задачами.
Данная работа состоит из введения, двух
глав с выводами к каждой из них и заключения.
Во введении обосновываются цели и намечаются
задачи исследования. В первой главе даются
теоретические понятия гендера
и других понятий гендерной теории. Анализируются
гендерные исследования в философии, психологии
и социологии. Во второй
главе рассматривается опыт гендерных
исследований в лингвистике зарубежными
и отечественными учёными. В заключении
представлены выводы по данной работе
и очерчена её перспектива.
ГЛАВА I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ГЕНДЕРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
теории в современной науке
Одним
из новых направлений в
Противоположные характеристики мужчин
и женщин, такие как например, рациональность,
сдержанность последних, продиктованы
не биологической принадлежностью, а скорее
всего духовной, к тому или другому полу.
Подобные различия между физиологическим
и духовным состоянием выражены соответственно
в следующих английских словах sex «пол»
и gender «гендер» [35, с. 152-160].
Понятие «гендер» впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. Содержание понятия гендер (англ. Gender - грамматический род) в идее социального конструирования различий среди женщин и мужчин. Следует разграничить понятия «биологический пол», «грамматический род», «гендер». Следует подчеркнуть, что в основе гендерных исследований в лингвистике лежит принцип культурной обусловленности пола. Этот факт и был причиной возникновения самого термина гендер. Гендер создается обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые определяют положение и роли женщин и мужчин в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и другие). Система норм поведения, которая приписывает выполнение определенных половых ролей, опирается на четкие представления о том, что считается «мужским» и «женским в данной культуре» [11, с. 181-183].
За основу в работе берётся определение российской исследовательницы А.В. Крилиной. Итак, в работе под гендером мы понимаем социальный конструктор, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер выражает результаты и особенности процесса социализации личности в аспекте культурно обусловленной модели мужественности и женственности. То есть гендер, это более шитрокое понятие, чем биологический пол [24, с. 7].
Согласно определению Г. Брант «пол» - это набор биологических, физиологических, природных признаков, которые являются данными от природы. Гендер - это совокупность вещественных, личных различий и особенностей поведения, которые отличают мужчин и женщин в духовном плане, те которые подвергаются воздействию культуры [12, с. 169-175].
По мнению Г.А. Брант, гендер - это «культурная маска» пола, которая определяется нашим социокультурным изображением. Гендерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все мужское / маскулинное (черты характера, модели поведения, профессии и прочее), считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все женское / феминное »считается вторичноым, незначительным с социальной точки и подвластным [12, с. 167-183].
Сутью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, которые адресуются людям, в зависимости от их пола. В любом обществе, в котором социальные предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), каждому биологическому полу приписывается определенная социальная роль, поэтому система гендерных ролей построена по принципу бинарной оппозиции и иерархии. Социальные нормы со временем меняются, но гендерная асимметрия сохраняется [31, с. 132-137 ].
Существуют также и другие трактовки категории гендера. Например Н.Л. Пушкарева в своем труде «Гендерные исследования и исторические науки» при описании «загадок» (термин Н. Л. Пушкаревой) конструирование гендера указывает также, что гендер - это система характеристики социального порядка, от которого невозможно спастись или отказаться [36, с. 166-170].
А.В. Рябов, считает, что синонимом термина« гендер »является понятие социокультурный пол, где подчеркивается именно культурно-символическая составляющая данного феномена: пол состоит из биологического и социокультурного пола, в котором в свою очередь, должны отличаться социальная и культурно-символическая составляющая. При этом «пол» и «гендер соотносятся между собой не как пол и вид, а как целое и часть». Таким образом, о «социокультурном» и «биологическом» поле можно говорить только метафорически, в рамках научной модели »[38, с. 46-74]. Таким образом, пол является вещью, которая называет некоторую совокупность людей (сильный пол, слабый пол, мужской пол и другие). Пол может быть и признаком, и также может обозначать свойство. И характерной чертой этого свойства, является то, что его не только имеют, но и демонстрируют. И как раз здесь для описания социальных аспектов пола автор вводит понятие гендер или гендерного дисплея, который обозначает все культурные «компоненты» пола. При этом основу гендерного дисплея составляют социальные феномены как институализация и ритуализация. Поэтому, как считает А. В. Рябов, уже такое понимание пола заставляет обратить внимание на взаимодействие полов. В связи с этим, гендер может быть интерпретирован как определенное отношение, в отличие от пола [16, с. 19-22].
Другой подход к термину гендер имеют А. В. Кирилина и М.В. Томская, которые считают, что гендер это институциализованний и ритуализированная социокультурный конструктор, который является одним из параметров социальной идентичности индивида. Общественные институты (армия, школа, церковь и другие) поддерживают различия, придают им статус нормы и интерпретируют как природно обусловленные. Общественные ритуалы также создают гендерную асимметрию - в одежде, повседневном быту, символике [26, с. 2-13]. Гендер как продукт культуры отражает представления народа о женственности и мужественности, зафиксированные в фольклоре, сказках, традициях, и конечно же в языке. В коллективном сознании существуют гендерные стереотипы - упрощенные и обостреные представления о свойствах и качествах чело века того или иного пола [6, с. 27-29].
Как уже было отмечено, кроме биологических различий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. В мире существует разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [22, с. 122-130]. Или не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто иметь те или иные анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предложенные нам гендерные роли.
Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское / маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское / фемининное »определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное [31, с. 132-136]. С некоторых пор почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предлагаются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Неважно, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства с полом [24, с. 7-10]. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии [21, с. 46-48].