Автор: a****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:52, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении и определении гендерных особенностей женского речевого поведения в процессе общения (на примере форумов, посвящённых книгам «Одиннадцать минут» и «Алхимик»).
Объектом исследования является речь и речевая деятельность человека.
Предмет исследования – женская речь.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Изучение истоков возникновения и особенностей развития гендерной лингвистики; гендерных исследований в отечественной лингвистике.
Исследование особенностей женского речевого поведения.
Определение степени значимости биологических особенностей и социальных стереотипов женской речи.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).
Понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.
Все
лингвистические исследования гендера
взаимообусловлены и
В
практической части курсовой работы
рассматривались особенности
Анализ речи женщин показал, что она отличается от мужской на всех трех уровнях языка: фонетическом, морфологическом и лексическом. Что касается содержательной стороны, то темы разговоров, предлагаемые мужчинами, касаются их профессиональной деятельности, т.е. в мужской речи, по сравнению с женской, обнаруживается более сильное влияние фактора «профессия». Это проявляется, в частности, в тенденции широкого употребления при непринужденном общении профессиональных терминов. Особенно это касается лиц, занимающихся актерским мастерством: певцов, танцоров, актеров, режиссеров, которые очень любят говорить о своем творчестве.
Были установлены, например, некоторые отличительные черты женского речевого поведения:
-
женщины чаще прибегают к
-
для женщин более типичны
-
в речевом поведении женщин
отсутствует доминантность,
-
в целом речевое поведение
женщин характеризуется как
Однако именно этот факт, на взгляд представителей
феминистской лингвистики, имеет при общении
в смешанных группах отрицательные последствия
для женщин. Их предупредительное, неагрессивное
и вежливое речевое поведение укрепляет
сложившиеся в обществе пресуппозиции
и ожидания того, что женщины слабее, неувереннее
и вообще менее компетентны.
Таким
образом, важность особенностей языка,
его выразительных средств в
целом и выразительных средств
для концепта пола и связанных
с ним семантических областей
чрезвычайно важна.
Список использованной литературы: