Особенности устной публичной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Содержание

Введение 3
1. Виды современной ораторской речи 5
1.1. Социально-политическое красноречие 5
1.2. Академическое красноречие 6
1.3. Судебное красноречие 7
2. Оратор и его аудитория 9
3. Аргументирование в ораторском искусстве 10
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

2.rtf

— 118.69 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

      Западно-Сибирский Институт Финансов и Права

 
 
 

Экономико-правовой факультет

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин 

Контрольная  работа

      По дисциплине: Русский язык и культура                        речи

         Тема: « Особенности устной публичной речи» 
     
     
     

                Выполнил:

                   Группа:

                   Проверила:  
               
               
               
               
               

                                                    Нижневартовск

2010 

Содержание: 

Введение 3

1. Виды современной ораторской речи 5

1.1. Социально-политическое красноречие 5

1.2. Академическое красноречие 6

1.3. Судебное красноречие 7

2. Оратор и его аудитория 9

3. Аргументирование в ораторском искусстве 10

Заключение 14

Список литературы 16

 

Введение.

 

     Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.1

     Большинство дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам.

     К ним придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные бизнес - коммуникации и многие подобные дисциплины.

     Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.

     Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах.

     Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

 

1. Виды современной ораторской речи.

 

     Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др.

    1.1. Социально-политическое красноречие.

 

      Этот род ораторского искусства включает в себя следующие виды:2

    а) доклад  на социально-политические и политико-экономические                    темы;

     б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде);

     в) политическая речь;

     г) дипломатическая речь, д) политическое обозрение;

     е) военно-патриотическая речь;

     ж) митинговая речь;

     з) агитаторская речь.

     Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе.

     Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.

     Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.

     Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных и внутригосударственных политических событий, в монологической речи политического обозревателя дается не только информация о событиях и фактах, но и идейная, партийная оценка их. Политическое обозрение мозаично по композиции, но объединено одной общей идеей.

     Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войны.

     Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.

     Агитаторская речь близка к митинговой, по отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески поощряет их работу.

    1.2. Академическое красноречие.

 

     Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:3

     а) вузовская лекция;

     б) научный доклад;

     в) научный обзор;

     г) научное сообщение.

     Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

     Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

     Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе.

    1.3. Судебное красноречие.

 

     Судебное красноречие, как и социально-политическое, основывается на прочных традициях,  выработанных  еще в античные времена. До нас дошло множество судебных речей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия:4

     а) прокурорская, или обвинительная, речь;

     б) общественно-обвинительная речь;

     в) адвокатская, или защитительная, речь;

     г) общественно-защитительная речь;

     д) самозащитительная речь обвиняемого.

     Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства. В ней предлагаются и обосновываются меры наказания виновного, нарушившего нормы и законы нашего государства, установленный в обществе правопорядок.

     Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого, защитник обращается к судьям и народным заседателям с просьбой подойти к виновному объективно, без предвзятости, гуманно. Речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обвиняемого.

     Общественно-обвинительные и общественно-защитительные речи произносятся не профессионалами-юристами, а представителями коллективов учреждений и предприятий, так или иначе заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Обычно слабо или недостаточно ориентируясь в статьях и параграфах различных сводов законов, они используют в качестве доказательств положения и факты морально-бытового плана.

     Самозащитительная речь предоставляется обвиняемому в процессе судебного разбирательства или в конце его. Классическим образцом такого вида судебного красноречия являются страстные, убедительные, исключительно аргументированные выступления выдающегося болгарского коммуниста Георгия Димитрова на Лейпцигском судебном процессе, устроенном в 1933 г. пришедшими к власти гитлеровцами.

     Судебное красноречие в нашем социалистическом обществе утрачивает большое общественное значение ввиду отсутствия преступлений серьезного социального или политического содержания.

2. Оратор и его аудитория.

 
 

     Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.5

     Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания - наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

     Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность - совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.

3. Аргументирование в ораторском искусстве.

 
 

     К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:6

     1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;

     2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

     3) аргументы должны быть непротиворечивы;

     4) аргументы должны быть достаточны.

     Итак, требование истинности аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее. Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего доказательства.

Информация о работе Особенности устной публичной речи