Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:12, курсовая работа
Целью работы является:
- изучение истории развития факторинговых отношений в РФ и их правовая регламентация;
- определение правовой и экономической характеристики отношений финансирования под уступку денежного требования с учетом сложившейся судебной практики;
-выявление значения договора факторинга (договора финансирования под уступку денежного требования) в предпринимательской деятельности.
Перечень сокращений…………………………………………………………..3
Введение………………………………………………………………………....4
История развития отношений факторинга и их правовая регламентация…………………………………………………………..6
Развитие факторинга в экономике зарубежных стран, его правовое закрепление…………………………………………….7
Становление отношений финансирования под уступку денежного требования и нормативной основы их регулирования в РФ………………………………………………………………..9
Правовая и экономическая характеристика отношений финансирования под уступку денежного требования ……………13
Понятие и виды договора финансирования под уступку денежного требования, существенные условия договора…………………………………………………………...13
Субъекты договорных отношений финансирования под уступку денежного требования……………………………………………22
Права, обязанности и ответственность сторон по договору финансирования под уступку денежного требования………….24
Значение договора факторинга (договор под уступку денежного требования) в предпринимательской деятельности………………36
3.1 Значение договора факторинга в предпринимательской деятельности и проблемы совершенствования его законодательного регулирования………………………………………………………….36
3.2. Обзор практики разрешения споров об экономической обоснованности факторинга………………………………………......41
Заключение………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………51
Договорное
обязательство финансирования под
уступку денежного требования возникает
между двумя контрагентами - финансовым
агентом и клиентом, при этом оно
тесно взаимосвязано с
2.3. Права, обязанности и ответственность сторон
по договору финансирования под уступку денежного требования
Конституция Российской Федерации в ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, правовой формой реализации которой является закрепленный в ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора. Указанный принцип предоставляет участникам имущественных отношений юридическую возможность по своему усмотрению, в своем интересе заключать гражданско-правовые договоры, устанавливать в них условия, предполагающие совершение самых разнообразных действий.
Безусловно, договор финансирования под уступку денежного требования порождает для его контрагентов (финансового агента и клиента), встречные обязанности и корреспондирующие им права.
Согласно ч. 1 ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона передает или обязуется передать денежные средства в счет уступки требования, а другая - уступает или обязуется уступить право требования.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что договор финансирования
под уступку денежного
Непосредственно
отношениям сторон по осуществлению
финансирования посвящена ст. 824
ГК РФ. Согласно ее положениям обязанность
финансового агента по передаче денежных
средств клиенту возникает лишь в консенсуальном
договоре, предусмотренном ст. ст. 824
- 833 ГК РФ.
Статья 824 ГК РФ не регламентирует порядок осуществления финансирования и не устанавливает очередность выполнения клиентом и финансовым агентом своих обязанностей. Следовательно, не противоречит закону заключение договора, предусматривающего предварительное финансирование. Соответствует положениям ст. 824 - 833 ГК РФ и финансирование после передачи требования, в том числе после его инкассации. Подобный порядок оплаты требования имеет место в факторинговых договорах, предусматривающих перечисление поставщику денежных средств в определенный срок.
Как правило, активные действия по исполнению своей обязанности по уплате вознаграждения клиент не совершает, поскольку финансовый агент удерживает его из суммы финансирования. В этой связи, нет необходимости подробно анализировать вопрос об исполнении клиентом обязанности по уплате вознаграждения финансовому агенту за оказанные им услуги.
Учитывая, что надлежащее исполнение финансовым агентом обязанности по финансированию является немаловажным для клиента, хотелось бы рассмотреть вопрос о возможности применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям финансирования под уступку денежного требования клиентом, выступающим в качестве потребителя. Как известно, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"28 устанавливает ряд дополнительных прав физических лиц - потребителей.
Закон о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Поэтому решение вопроса о том, могут ли физические лица, выступающие в качестве клиента по договору финансирования под уступку денежного требования, пользоваться правами, установленными данным Законом, зависит от того, предусматривает ли договор финансирования продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Как указывалось выше, правильной представляется точка зрения, что договор финансирования направлен на оказание услуг. В этой связи думается, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении финансовым агентом обязанности по финансированию клиента - физического лица, уступающего право по договору в потребительских целях, вправе предъявить контрагенту требования в соответствии с Законом о защите прав потребителя. В подтверждение обоснованности такого вывода можно привести позицию Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении Пленума от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"29 разъяснил, что "отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Таким образом, при нарушении финансовым агентом сроков по финансированию физическое лицо, уступающее агенту право в потребительских целях, вправе потребовать от него уплаты пеней в размере трех процентов за каждый день просрочки (ч. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»).
Как отмечалось, уступка требования не должна рассматриваться как встречная обязанность клиента. Тем не менее исследование отношений по передаче требований, содержанием которых являются соответствующие права и обязанности сторон, представляется немаловажным.
Если договор финансирования под уступку денежного требования носит консенсуальный характер, то обязанность в данном договоре по передаче требований возникает с момента его заключения, при реальном договоре - с момента оплаты денежных средств финансовым агентом. В тех случаях, когда заключение реального договора связано с передачей денежного требования, указанная обязанность у клиента отсутствует.
Субъекты гражданского оборота вправе совершать сделки, устанавливающие обязательство (обязанность) уступки права, к одной из которых следует отнести и договор финансирования под уступку денежного требования. Обязанность клиента по уступке как существующего, так и будущего требования следует считать выполненной с момента передачи требования, который может определяться датой подписания акта передачи требования. Соответственно, отказ от передачи, в частности отказ от подписания акта, свидетельствует об отказе клиента исполнять данную обязанность.
Условие о сроке выполнения обязанности цедента (в том числе клиента) по передаче требования законом не относится к числу существенных, поэтому стороны вправе не указывать его в договоре. В этой связи передача существующего требования должна осуществляться в разумный срок после заключения договора об уступке в соответствии с ч. 2 ст. 314 ГК. Стороны могут избежать применения данного положения, указав в договоре конкретный срок передачи такого требования.
Действия по выполнению обязанности по уступке будущих требований осуществляются по специальным правилам ст. 824 - 833 ГК РФ, отличающимся от предписаний, регулирующих отношения по передаче существующих требований.
Согласно ч. 2 ст. 826 ГК при уступке будущего требования оно считается перешедшим после того, как возникло право на получение с должника денежных средств. До момента возникновения право перейти не может. Отсюда можно сделать вывод о том, что недопустимо заключение реального договора финансирования, вступление которого в силу связывается с передачей будущей дебиторской задолженности.
На практике возникает вопрос о том, что понимается под будущим требованием: требование, которое к моменту заключения договора факторинга возникло, но срок платежа по нему еще не наступил, или требование, которое еще не возникло и не может быть индивидуализировано на момент заключения договора.
Согласно анализа судебных позиций по договору факторинга могут быть уступлены требования, которые к моменту заключения договора еще не возникли, и при этом в уведомлении об уступке денежного требования не указано, на основании какого договора они возникнут30.
Если же по договору факторинга, предусматривающему уступку "любых будущих денежных требований" клиента, невозможно определить предмет, стороны и содержание этих требований, такой договор является незаключенным31.
При уступке требования у первоначального кредитора обычно возникает ряд обязанностей. Обязанность по уведомлению должника по уступке обычно возлагается на цедента в случае заключения соглашения об открытой уступке требования. Нормы ст. ст. 382 - 390 и 824 - 833 ГК РФ прямо не указывают, какая из сторон извещает должника об уступке. Часть 3 ст. 382 и ч. 2 ст. 830 ГК РФ риск неблагоприятных последствий возлагает на цессионария (финансового агента), а не на цедента (клиента), ввиду чего обязанность по уведомлению должника лежит на новом кредиторе. Извещение должника об уступке совершается в интересах нового, а не прежнего кредитора, поэтому об обязанности цессионария можно говорить лишь условно.
К обязательным требованиям к содержанию уведомления относятся: в нем должно быть "определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж"; а также форма уведомления - оно должно быть составлено в письменной форме (ч. 1 ст. 830 ГК РФ). Как уже было указано ранее, для идентификации права требования достаточно указания на основание его возникновения и должника. Следовательно, в уведомлении должна быть представлена информация о должнике, финансовом агенте и о договоре, из которого вытекает уступаемое требование.
В Гражданском кодексе РФ не определен сам порядок уведомления должника об уступке денежного требования. В связи с этим на практике возникают споры относительно того, какие документы могут признаваться надлежащим уведомлением и какие сведения, помимо указанных в ст. 830 ГК РФ, должны в них содержаться.