Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:12, курсовая работа
Целью работы является:
- изучение истории развития факторинговых отношений в РФ и их правовая регламентация;
- определение правовой и экономической характеристики отношений финансирования под уступку денежного требования с учетом сложившейся судебной практики;
-выявление значения договора факторинга (договора финансирования под уступку денежного требования) в предпринимательской деятельности.
Перечень сокращений…………………………………………………………..3
Введение………………………………………………………………………....4
История развития отношений факторинга и их правовая регламентация…………………………………………………………..6
Развитие факторинга в экономике зарубежных стран, его правовое закрепление…………………………………………….7
Становление отношений финансирования под уступку денежного требования и нормативной основы их регулирования в РФ………………………………………………………………..9
Правовая и экономическая характеристика отношений финансирования под уступку денежного требования ……………13
Понятие и виды договора финансирования под уступку денежного требования, существенные условия договора…………………………………………………………...13
Субъекты договорных отношений финансирования под уступку денежного требования……………………………………………22
Права, обязанности и ответственность сторон по договору финансирования под уступку денежного требования………….24
Значение договора факторинга (договор под уступку денежного требования) в предпринимательской деятельности………………36
3.1 Значение договора факторинга в предпринимательской деятельности и проблемы совершенствования его законодательного регулирования………………………………………………………….36
3.2. Обзор практики разрешения споров об экономической обоснованности факторинга………………………………………......41
Заключение………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………51
1.2. Становление отношений финансирования
под уступку денежного требования и нормативной
основы их регулирования в РФ
До середины XIX века услуги торговых агентов в дореволюционной России объективно не могли быть востребованы, поскольку в недостаточной степени было развито производство товаров и, соответственно, проблемы по их сбыту не существовало. Поэтому консигнационные отношения в России не получили такого бурного развития, как в Соединенном Королевстве.
После промышленного переворота в России в первой половине XIX века стали появляться мануфактуры, а позднее и фабрики, в связи с чем начал активно формироваться слой буржуазии. Все это послужило толчком для интенсивного развития товарно-денежных отношений. Однако ввиду того, что Россия по территории и населению превосходила Англию в несколько раз, особой необходимости в зарубежных рынках для сбыта товаров не возникало. Отечественные производители были знакомы с внутренним рынком страны, поэтому сами занимались сбытом товаров. В целом для российской экономики превышение предложения товаров над спросом в тот период было не характерно. Соответственно, не практиковалась отсрочка платежа при продаже продукции. Таким образом, в дореволюционной России не было предпосылок для развития отношений товарного факторинга.
Отсюда следует, что финансовый факторинг мог возникнуть в России не иначе как в банковской сфере, минуя стадию товарного факторинга.
Система банковских учреждений, позволяющая удовлетворить потребности в кредите, начала формироваться в стране ближе к 1917 г. Одной из услуг, предоставляемых Госбанком России, созданным в 1860 г., выступало "получение платежей за счет доверителей"10. Таким образом, определенное применение в России имела оказываемая американскими и британскими факторами услуга по инкассации требований.
Советское гражданское законодательство предусматривало нормативно-правовую регламентацию отношений по уступке права требования. ГК РСФСР 1922 г. содержал несколько разрозненных положений, которые впоследствии - в ГК РСФСР 1964 г. - дополнились и объединились в отдельную главу, посвященную уступке требования и переводу долга (гл. 18). Лишь одна ст. 231 ГК РСФСР об уступке была размещена вне данной главы. Несмотря на расширение Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. нормативно-правовой базы, регулирующей цессию, данная сделка по-прежнему не была востребована в товарно-денежном обороте, что можно объяснить плановым характером экономики. Поэтому уступке права требования, которая составляет основу большинства факторинговых операций, в науке гражданского права не уделялось большого внимания.
С переходом к рыночной экономике, правовая основа которой была закреплена в действующем ГК РФ, в предпринимательской среде стал повышаться интерес к уступке требований и факторингу: среди производителей усилилась конкуренция, в связи с чем организации, стараясь привлечь покупателя, стали осуществлять продажу товара с отсрочкой платежа. Однако резкая и кардинальная смена принципов экономического устройства страны не позволила своевременно разработать единую научную концепцию цессии в системе гражданского права, отвечающую требованиям рыночной экономики.
Ввиду
отсутствия теоретических разработок,
соответствующих современным
Если понятия "цессия" и "уступка требования" уже долгое время были известны отечественному гражданскому обороту, то термином "факторинг" в России стали активно пользоваться лишь с конца 1980-х годов. Следует заметить, что в тот период договор факторинга трактовался достаточно широко: им обозначалось не только двустороннее соглашение об уступке между банком и поставщиком, но и трехстороннее соглашение между банком, поставщиком и должником, а также гарантия банка должнику о предоставлении последнему средств в случае возникновения у него финансовых затруднений. То обстоятельство, что уступка требования совершалась с ведома и согласия должника, свидетельствует о незначительном искажении сущности факторинга. Однако при этом предметом уступки по договору выступали только просроченные долги - подобное ограничение сферы применения факторинга в России, по сути, обесценивало его значение. Отнесение к договору факторинга в банковской сфере соглашения о банковской гарантии также свидетельствовало об ошибочном восприятии в отечественной банковской практике зарубежного факторинга.
Из подобного понимания факторинга исходил Госбанк СССР. В соответствии с письмом Госбанка N 252 от 12 декабря 1989 г. "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги" предметом уступки выступала лишь просроченная дебиторская задолженность, акцептованная должником. Факторинг в России первоначально сводился к однократно совершаемой операции, то есть носил исключительно разовый, эпизодический характер. Потребность в его использовании возникала при трудностях в получении долга у поставщика и в его оплате у покупателя.
На практике применение "факторинга", предусмотренного письмом Госбанка СССР N 252, как и платежного кредита, оказалось неэффективным: и в том и в другом случае у банка образовывалась в большом объеме дебиторская задолженность, причем при "факторинге" ее преимущественно составляли сомнительные долги. Неслучайно впоследствии, в 1992 г., письмо Госбанка СССР N 252 было признано утратившим силу 12.
Еще до прекращения действия письма Госбанка СССР N 252 иное определение факторинга было дано в Законе РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (п. "ж" ст. 5), которым было установлено право банков "приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг)".
В дальнейшем российским законодателем были оставлены попытки дать определение факторинга. Данный термин был исключен из текста Закона "О банках и банковской деятельности"13. При этом "право приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг)" было заменено на "право требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме". Положение ст. 5 Закона"О банках и банковской деятельности" действует в данной редакции и по настоящее время.
Составной частью правовой системы Российской Федерации согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Россия не является участницей Конвенции УНИДРУА о международном факторинге. Вследствие этого последняя не может рассматриваться в качестве составной части национальной правовой системы в соответствии с вышеуказанным положением Конституции РФ.
Таким
образом, на сегодняшний момент ни российское
федеральное законодательство, включая ГК
РФ, ни правовая система РФ в целом не содержат
определение понятия "факторинг".
Вместе с тем ГК РФ установлена договорная
конструкция финансирования под уступку
денежного требования (ст.
ст. 824 - 833),
основу которой составляет зарубежный
факторинг. В этой связи при исследовании
факторинга в России главное внимание
необходимо уделить правовому регулированию
отношений финансирования под уступку
денежного требования.
2. ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ
ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПОД УСТУПКУ ДЕНЕЖНОГО
ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Понятие и виды договора финансирования под уступку
денежного требования, существенные условия договора.
По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (п. 1 ст. 824 ГК).
По
своей юридической природе
Договоры факторинга используются исключительно в предпринимательском обороте, поэтому их участниками могут стать только коммерческие организации. С 2009г. закон не требует обязательного лицензирования факторинговой деятельности
Экономическая сущность договора финансирования под уступку денежного требования и факторингового договора во многом сходна.
В соответствии со сложившейся судебной практикой факторинг является самостоятельным договором, включающим в себя уступку права требования, и регулируется специальными нормами гл. 43 ГК РФ. Так в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.2006 по делу N А28-10585/2005-259/29, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2007, 07.09.2007 N Ф04-5923/2007(37672-А46-26), Ф04-5923/2007(37673-А46-26) по делу N А46-8606/2006, ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 по делу N А55-723/08 суды указывают, что «характер обязательств по договору финансирования под уступку денежного требования свидетельствует о совершении в рамках данного договорного отношения сделок по передаче обязательственных прав, следовательно, уступка требования, совершенная в рамках договора факторинга, является разновидностью общегражданской уступки права требования, которая не носит самостоятельного характера, а входит в договор финансирования как его элемент..."
Отношения факторинга имеют более сложный характер, чем обычная цессия, сочетаясь не только с отношениями займа и кредита, но и с возможностью предоставления других финансовых услуг"14.
Арбитражная же практика при разрешении дел применяет нормы, регулирующие договор цессии, главу 24 ГК РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2000 N Ф04/1556-332/А70-2000, Постановление ФАС Московского округа от 17.09.2010 N КГ-А40/10668-10 по делу N А40-3706/10-97-36, Постановление ФАС Московского округа от 16.09.2010 N КГ-А40/10873-10 по делу N А40-97061/09-78-446Б, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 N КГ-А40/10619-09 по делу N А40-27930/09-139-91, Постановление ФАС Поволжского округа от 29.10.2010 по делу N А65-20471/2008, Постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2010 по делу N А09-259/2010).
По вопросу соотношения договора факторинга и договора займа арбитражная практика противоречива. Одни суды отмечают, что обязательства по факторингу не относятся к долговым обязательствам, а следовательно, вознаграждение по данному договору не является процентами по долговому обязательству (Постановления ФАС Поволжского округа от 08.11.2007 по делу N А55-2208/07, ФАС Уральского округа от 10.04.2008 N Ф09-2195/08-С2 по делу N А76-4118/07).