Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:10, лекция
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.
Можно выделить два
основных пути развития права. Там, где
господствующее положение занимает
государственная собственность, основным
источником, способом фиксации правовых
норм становятся, как правило, сборники
нравственно-религиозных
Так или иначе, в
любом государственно-
14. Сущность права.
Признаки права
Право - это система
общеобязательных правил (норм) поведения
людей, установленных или
Право как регулятор
возникает только в том обществе,
которое имеет государственную
организацию. Оно представляет собой
результат общественного
Начиная с возникновения
права, исследователи многих веков
стремились понять его природу, сформулировать
понятие права, определить главное
назначение правовых норм. История
знает множество теорий права. Основоположники
и сторонники их стремились составить
собственное представление о
праве как общественном явлении.
Наиболее древней
является теория общественного права.
Истоки зарождения этой теории берут
начало еще в государствах древнего
мира. ЕЕ суть состоит в том утверждении,
что кроме позитивного права,
т. е. права, порожденного государством,
в обществе действует и естественное
право, которое первично по отношению
к позитивному праву и является
для него основой. Понятие естественного
права исходит из утверждения, что
человек с рождения приобретает
неотъемлемые права человека и гражданина,
такие, как право на жизнь, на свободу,
на личную неприкосновенность и т. д.
Сторонниками естественного права
являлись такие мыслители, как Локк,
Руссо, Монтескье и другие.
Историческая школа
права исходила из понимания права
как выражения духа народа, который
складывался независимо от взглядов
и воззрений какого-либо общественного
деятеля, законодательной власти государства.
По их мнению, законодатель должен был
фиксировать лишь то, что уже сложилось
в поведении людей, как право.
Реалистическая школа
права исходила из того, что право
развивается под воздействием внешних
факторов, в основе которых - интересы
человека, и под воздействием которых
он ставит перед собой цели и осуществляет
их посредством права. Т. е. они считали,
что право является интересом, который
защищается государством и принадлежит
тем, кто пользуется этим правом.
Помимо уже названных
теорий существует целый ряд других,
которые предпринимают попытку
дать понимание природы права. К
ним относятся: нормативистская теория,
социологическая теория, психологическая
теория и другие.
Правовые нормы, ввиду
их особой роли в жизни общества
и их особой природы, по сравнению
с другими социальными нормами,
отличаются особыми признаками:
1. Правовые нормы
устанавливаются только
2. Исполнение права
гарантируется в необходимых
случаях принудительной силой
государства, а за нарушение
правовых норм нарушитель
3. Право, в отличие
от других социальных норм, общеобязательно
для исполнения для всего
4. Право выражает
общую волю граждан и
Следовательно, право
выступает как специфический
государственный регулятор
16. Понятие социальных
и технических норм. Социально-технические
нормы
Социальные нормы
– это правила, регулирующие поведение
людей и деятельность организаций
в их взаимоотношениях.
Потребность в социальных
нормах возникла на самых ранних ступенях
развития человеческого общества в
связи с необходимостью урегулировать
поведение людей общими правилами.
При помощи социальных норм достигается
наиболее целесообразное взаимодействие
людей; решаются задачи, которые не
под силу отдельному человеку.
Социальные нормы
характеризуются рядом
Благодаря указанным
признакам социальные нормы становятся
важным регулятором общественных отношений,
активно воздействуют на поведение
людей и определяют его направление
в различных жизненных
На основе этого
выделяются следующие виды социальных
норм: 1. Нормы права – правила
поведения, которые устанавливаются
и охраняются государством. 2. Нормы
морали (нравственности) – правила
поведения, которые устанавливаются
в обществе в соответствии с моральными
представлениями- людей о добре и зле,
справедливости и несправедливости, долге,
достоинстве и охраняются силой общественного
мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы
общественных организаций представляют
собой правила :поведения, которые устанавливаются
самими общественными организациями и
охраняются с помощью мер общественного
воздействия, предусмотренных уставами
этих организаций. 4. Нормы обычаев – это
правила поведения, сложившиеся в определенной
общественной среде и в результате их
многократного повторения вошедшие в
привычку людей. Особенность этих норм
поведения состоит в том, что они исполняются
в ста привычки, ставшей естественной
жизненной потребностью человека. 5. Нормы
традиций выступают в виде наиболее обобщенных
и стабильных правил поведения, которые
возникают в связи с поддержанием выверенных
временем прогрессивных устоев определенной
сферы жизнедеятельности человека (например,
семейные, профессиональные, военные,
национальные и другие традиции). 6. Нормы
ритуалов представляют собой такую разновидность
социальных норм, которая определяет правила
поведения людей при совершении обрядов
и охраняется мерами морального воздействия.
Деление социальных
норм проводится не только по способу
их установления и охраны от нарушений,
но и по содержанию. По этому признаку
выделяются политические, технические,
трудовые, семейные нормы, нормы культуры,
религии и другие. Все социальные нормы
в их совокупности и взаимосвязи называются
правилами человеческого общежития.
Технические нормы
– это правила наиболее целесообразного
обращения людей с предметами
природы, орудиями труда, различными техническими
средствами. Назначение технических
норм в правильном использовании
сил природы, техники наиболее экономичным
и экологически безвредным способом.
К техническим нормам относятся
правила выполнения строительных работ,
инструкции по эксплуатации машин и
механизмов, нормы расхода сырья,
топлива , электроэнергии. Технические
нормы имеют социальный характер. Но в
отличие от социальных норм, которые регулируют
отношения непосредственно между людьми
(человек – человек), технические нормы
регулируют поведение людей в связи с
использованием техники (человек – техника
– человек). Экономическая теория доказала,
что отношения, возникающие в процессе
производства, всегда выступают в конечном
как социальные отношения. Специфика технических
норм выражается в том, что они выступают
в качестве социальных норм с техническим
содержанием.
Содержание технических
норм обусловлено объективными закономерностями
развития природы, законами естествознания.
Поэтому многие технические нормы
являются требованиями объективной
необходимости. В их содержании непосредственно
не проявляется политический характер
. Политическую направленность они могут
приобретать в процессе реализации, использования.
Технические нормы
– это не какой-то особый вид норм,
а совокупность различных видов
социальных норм с техническим содержанием.
Эти нормы могут приобретать
разные формы: правовую, моральную, форму
обычаев и другие. Примером технических
норм, вырабатываемых общественными
организациями, могут служить нормы,
устанавливающие размеры
Наиболее важные
для общества технические нормы
облегаются в правовую форму. Закрепление
технических правил в правовых нормах
придает им юридическое значение.
В силу этого они становятся не
только целесообразными, но и обязательными
правилами, которые охраняются государством
от нарушений. Не соблюдение этих норм
влечет за собой юридическую
17. Право и мораль
Как вид социальных
норм, моральные установления характеризуются
общими родовыми признаками и являются
правилами поведения, определяющими
отношение человека к человеку. Если
действия человека не касаются других
людей, его поведение с социальной
точки зрения безразлично. Поэтому
не все ученые считают нормы нравственности
явлением исключительно социальным.
Со времен Канта
существует убеждение, что сфера
нравственности охватывает сугубо внутренний
мир человека, поэтому оценить
поступок как нравственный или безнравственный
можно лишь по отношено к лицу, которое
его совершило. Человек как бы извлекает
из себя нормы своего поведения, в себе,
в глубине своей “души”, дает оценку своим
действиям. С данной точки зрения человек,
взятый отдельно, вне его отношений к другим
людям, может руководствоваться нравственными
правилами.
Существует и компромиссная
позиция в оценке нравственного
регулирования. Согласно ей нормы морали
имеют двоякую природу: одни имеют
в виду самого индивида, другие –
отношение индивида к обществу. Отсюда
деление этики на индивидуальную
и социальную.
Наиболее распространенным
и аргументированным является представление
об абсолютно социальном характере норм
морали и отсутствии в них какого-либо
индивидуального фактора.
Существует точка
зрения, что нравственные законы заложены
в самой природе человека. Внешне
они проявляются в зависимости
от той или иной жизненной ситуации,
в которой оказывается индивид.
Другие же категорически угождают,
что нормы нравственности – это
требования, обращенные к человеку
извне. Видимо, нет оснований проводить
раздел между индивидуальным и социальным
характером нравственных требований,
поскольку в них органически
переплетаются элементы того и другого.
Ясно одно, что любая социальная
норма имеет общий характер, и
в этом смысле она адресуется не
к конкретному индивиду, а ко всем
или к большой группе индивидов.
Моральные нормы регулируют не «внутренний»
мир человека, а отношения между
людьми. Однако не следует упускать
из виду индивидуальные аспекты нравственных
требований. В конечном счете их реализация
зависит от нравственной зрелости человека,
прочности его моральных воззрений, социальной
ориентированности его индивидуальных
интересов. И здесь первостепенную роль
играют такие индивидуализированные моральные
категории, как совесть, долг, которые
направляют поведение человека в русло
социальной нравственности. Внутреннее
убеждение индивида в нравственности
или безнравственности своего поступка
в значительной мере определяет и его
социальную значимость.