Сущность и типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
 раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
 рассмотреть основные признаки государства;
 определить типологию и форму российского государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Экономический строй, политическая власть и государство………………………………………………………………………...5
2. Сущность и понятие государства. Классовое и общечеловеческое в государстве………………………………………………………………………...9
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений классового общества………………………………………………12
4. Исторические типы государства. Формационный и цивилизационный подходы…………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

тгп курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВА»

 

 

 

 

 

Учебная дисциплина – Теория государства и права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:

СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

 

 

 

 

 

Выполнил: студент(ка)

1 курса КЮ-111

Горбова Ю.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАМЫШИН – 2011

 

 

 

План

          Введение……………………………………………………………………………3

1. Экономический строй, политическая власть и государство………………………………………………………………………...5

2. Сущность и понятие государства. Классовое и общечеловеческое в государстве………………………………………………………………………...9

3. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений классового общества………………………………………………12

4. Исторические типы государства. Формационный и цивилизационный подходы…………………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной власти.

Объект исследования - понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

                  раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

                  рассмотреть основные признаки государства;

                  определить типологию и форму российского государства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.

Для написания данной работы был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых почеркнут теоретический материал. При этом были взяты книги современных авторов , таких, как: Малько А.В., Матузов Н., «Теория государства и права: Курс лекций», Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права», Рассалов М.М., Лучин В.О., Эбзеев Б.С. «Теория государства и права, учебник: Закон и право. Труды по теории государства и права такие, например, как Нерсесянца В.С. «Общая теория государства и права», Енгибаряна Р.В., Краснова Ю.К. «Теория государства и права», КомароваС.А., Малько А.В. «Теория государства и права», которые помогают рассмотреть снщность и типологию государства. 

 

 

 

1. Экономический строй, политическая власть и государство.

                                                                                                                                            

Экономический строй или по-другому экономическая система (такое название применялось в советских конституциях и конституциях ряда других стран) – это строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны.

Характер конституционного регулирования экономики того или иного государства в значительной степени определяется тем, какая ее модель является здесь господствующей. Если речь идет о рыночной (либеральной) экономике (присущей демократическим странам), то такое регулирование ограничивается установлением сравнительно небольшого числа общих принципов и положений, относящихся к характеристике экономической политики государства, реализации экономических прав и свобод человека и фундаментальных основ экономической жизни.[1] Если же речь идет об огосударствленной экономике, свойственной тоталитарным странам (что особенно видно на примере конституций бывших и нынешних стран социализма), то здесь достаточно жестко закрепляется безраздельное господство государственной собственности, командно-административные средства и методы хозяйствования, безоговорочное подчинение экономики политике государства и т.д.

Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти.[2]

Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть, власть как общесоциологическую категорию.[3]

Известно, что политическая или – что одно и то же – государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.

Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного воле властвующего.

Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму.

Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения».[4]

Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты, в частности избирательная система, по мысли Маркса, есть политическое бытие гражданского общества. При этом в статье «Морализирующая критика и критизирующая мораль» он прямо отождествляет понятия «политическая власть» и «власть государственная »[5].

В специальной юридической, философской и политологической литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы (Ф.М. Бурлацкий, Н.М. Ксйзеров, Л.Т. Кривушип и др.) выступают за различение этих категорий. Сторонники последней точки зрения понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «государственная власть», – это власть, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными организациями (например, профсоюзами и иными общественными объединениями).[6]

Однако употребление термина «политическая власть» в широком смысле с точки зрения строго научного подхода весьма условно, ибо сама политическая власть и степень участия в ней, в ее отправлении, в том числе роль различных партий в осуществлении политической власти, – не одно и то же.

Этого обстоятельства не учитывают авторы, которые исходят из посылки, что политическая власть – это одно, а государственная власть – нечто другое, и предлагают определения политической власти без указания на ее связь с государством и его роль в ее осуществлении. Особенно трудно согласиться с Ю.А. Дмитриевым, который в последнее время пришел, по сути, к противопоставлению государственной и политической власти, утверждая, что «полем действия» первой «является собственно государство и его органы», а «полем реализации» второй, «наоборот, выступает преимущественно гражданское общество».

Итак, еще раз подчеркнем, что политическая, или государственная, власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф.Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть»[7].

Непосредственным воплощением, особой организацией политической власти и является государство.

2. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ГОСУДАРСТВЕ.

 

Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно орга­низованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, соци­альных групп и всего общества.

Управлять обществом – это, значит, управлять определенной массой людей, на которых и могут быть распространены государственные управленческие функции. Управлять обществом, массами составляющих его людей – это вовсе не зна­чит отдавать любые распоряжения в надежде на их добросовестное исполнение гражданами.

В любом обществе, не только из-за несовпадения интересов граждан, но и из-за наличия антиобщественных элементов, никогда не бывает полного согласия всех с действующими законами и осуществляемыми целями – причем как в том случае, когда эти цели действительно отвечают интересам большинства, так и особенно в том, когда под видом общих целей обществу навязываются специфи­ческие интересы господствующей или доминирующей общественной силы. [8]

Любое государство, вместе с решением только классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, ведь без этого не может существовать ни одно общество. К  общим делам относится осуществление разно­образных коллективных потребностей общества: организация здра­воохранения, образования, социального обеспечения, средств транс­порта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.

Информация о работе Сущность и типология государств