Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, доклад

Описание работы

Рассуждения о сущности государства с давних пор относятся к числу дискуссионных. Разнообразие представлений по этим вопросам зависит от многих факторов. В первую очередь, на взгляды о сущности государства влияют исторические условия его развития. Государство — сложный и внутренне противоречивый социальный институт. В определенное время в различных цивилизациях государственная жизнь характеризуется своими политическими, социально-экономическими, культурными, национальными и другими особенностями, которые могут решающим образом влиять на то, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. Представления о сущности государства зависят также от мировоззренческих позиций познающих: от их философских или религиозных убеждений. Так, религиозный мыслитель с большой долей вероятности будет видеть предназначение государства в осуществлении божественной воли, а философ, придерживающийся материалистических взглядов, — в реализации экономических интересов общества.

Работа содержит 1 файл

Сущность государства.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Сущность  государства 

Основные  понятия: сущность государства, глобальные проблемы. 

История взглядов на сущность государства

      Под сущностью понимаются устойчивые, внутренне  необходимые свойства и связи  явления, определяющие его бытие. Сущность государства – это то, что является в нем главным, к чему оно стремится. 

Сущность  государства —  категория, раскрывающая то, кем и в чьих интересах осуществляется государственная  власть.
 

      Рассуждения о сущности государства с давних пор относятся к числу дискуссионных. Разнообразие представлений по этим вопросам зависит от многих факторов. В первую очередь, на взгляды о сущности государства влияют исторические условия его развития. Государство — сложный и внутренне противоречивый социальный институт. В определенное время в различных цивилизациях государственная жизнь характеризуется своими политическими, социально-экономическими, культурными, национальными и другими особенностями, которые могут решающим образом влиять на то, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. Представления о сущности государства зависят также от мировоззренческих позиций познающих: от их философских или религиозных убеждений. Так, религиозный мыслитель с большой долей вероятности будет видеть предназначение государства в осуществлении божественной воли, а философ, придерживающийся материалистических взглядов, — в реализации экономических интересов общества.

      Виднейшие представители античной цивилизации  — древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель, римский юрист  и государственный деятель Цицерон видели в государстве воплощение нравственных начал. Государство, под которым подразумевался античный полис, представлялось высшей формой объединения людей, стремящихся достичь общего блага. В Средние века, когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение и церковная власть не уступала в политическом лидерстве власти светской, сущность государства усматривалась в реализации религиозных ценностей. По мнению католического теолога Ф. Аквинского, государство происходит от Бога, его цель — духовное благо.

      Новое время, ознаменовавшееся революционными изменениями в политическом и  социально-экономическом устройстве общества, дало разнообразные точки  зрения на сущность государства. Немецкий философ И. Кант находил предназначение государства в реализации правовых норм. Государство определялось философом как союз людей, подчиненных правовым законам. Г. Гегель понимал под государством высший нравственный союз, создаваемый в результате воплощения в жизни нравственной идеи. Представители материализма К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Сущность государства, по их мнению, классовая: государство есть машина для подавления одного класса другим. Подобную трактовку сущности государства разделял В. И. Ленин. Затем она на долгое время закрепилась в советской юридической науке.

      Представители теории элит (Г. Моска, В. Парето) доказывали, что народные массы не способны управлять  общественными делами и государственная власть должна принадлежать верхушке общества — правящей элите до тех пор, пока одну правящую элиту не сменит другая.  

Классовое и общесоциальное в государстве

      Классовый подход и теория элит раскрыли важные закономерности развития государства, но не все. Действительно, деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса (эксплуататорского) над другим (эксплуатируемым): рабовладельцев над рабами, феодалов над феодально зависимым населением и т. п. Эксплуататорское государство подавляло сопротивление рабов, крестьян, ограничивало их возможности в получении собственности и препятствовало их участию в политической жизни. Но даже оно, помимо классовых задач, решало общесоциальные проблемы, связанные с выживанием и развитием общества в целом. Это выражалось в организации строительства ирригационных сооружений, охране правопорядка, защите общества от нападений. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительно-репрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации государством общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план. Развитые демократические государства стремятся к обеспечению социального компромисса, они охраняют правопорядок, создают и поддерживают системы образования, здравоохранения, энергетики, транспорта, обороны, информации и т.д.

      В последнее время перед мировым  сообществом остро встают так  называемые глобальные проблемы. 

Глобальные  проблемы — это  вопросы, от разрешения которых зависит  существование человечества на планете.
 

Активная природно-преобразовательная деятельность людей и агрессивная политика многих государств вызвали во второй половине ХХ в. негативные последствия, поставившие под угрозу жизнь на Земле. В деле предотвращения гонки вооружений, межнациональных конфликтов, актов международного терроризма , борьбы с международной преступностью, а также в вопросах защиты окружающей среды от загрязнения и истощения главная роль отводится государству. В решении глобальных проблем также проявляется общесоциальная сущность государства.

Информация о работе Сущность государства