Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:10, лекция
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.
В процессе развития
человеческого общества вследствие
изменения экономических
Науке известны такие
источники права, как:
- правовой обычай
- прецедент
- нормативный акт
- нормативный договор
Применение правового
обычая как нормы поведения людей
уходит в глубины веков развития
человечества. Правовой обычай - это правила
поведения людей, сложившиеся в жизни
и регулярно используемые людьми в их
взаимоотношениях и в результате санкционированные
государством в качестве общеобязательных
и охраняемых государством. Такое право
называется обычным. Оно было характерно
для ранних рабовладельческих и ранних
феодальных государств.
Прецедент имеет
широкое распространение в
В современных государствах
на первом месте в качестве источника
права выступает нормативный
акт. Он представляет собой документ,
издаваемый специально на то уполномоченным
(компетентным) органом государства.
Нормативный акт содержит общеобязательные
правила поведения, т. е. нормы права.
К нормативным актам относятся:
конституции. конституционные законы,
обычные законы, указы и распоряжения
Президента, указы министров.
Договор с нормативным
содержанием имеет место в
основном в международном праве.
Так, в 1992 году в России был заключен
Федеративный Договор, состоящий из
3-х договоров. В нем содержаться
правовые нормы о взаимоотношениях
Федерации и субъектов
25. Понятие нормативно-правового
акта и его отличие от других
источников права. Виды
Нормативно-правовой
акт является одним из основных источников
права современного государства. В
нем выражается большинство правовых
норм, которые регулируют наиболее
важные с точки зрения личности,
ее ее интересов и потребностей общественные
отношения. Другие источники права (правовые
обычаи, судебные и административные прецеденты)
общерегулятивной значимостью не обладают.
Они играют частную, вспомогательную или
дополнительную роль в регулировании
общественных отношений.
В нормативно-правовых
актах закрепляются нормы, которые
учитывают интересы большинства
и меньшинства в цепом, координируют
их в зависимости от конкретных экономических,
социальных, национальных и международных
отношений в данный исторический
период.
В отличие от других
источников (форм) права нормативно-правовой
акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой
акт создается в результате
правотворческой деятельности
2. В нормативно-правовых
актах содержатся только нормы
права, то есть правила общего
характера, обладающие
3. От нормативно-правового
акта как источника права
4. Нормативно-правовой
акт оформляется в виде официального государственного
документа, который имеет обязательные
атрибуты: название акта (закон, указ, постановление);
наименование органа, принявшего акт (парламент,
президент, правительство, местный орган
власти).
5. В нормативных актах
нормы права группируются по определенным
структурным образованиям: разделам, главам,
статьям (например, в Гражданском кодексе:
раздел «Обязательное право», глава «Исполнение
обязательств», статья «Досрочное исполнение
обязательства»).
Итак, нормативно-правовой
акт – это официальный акт
правотворчества, в котором содержаться
нормы права.
По юридической
силе все нормативно-правовые акты
подразделяются на законы и подзаконные
акты. Юридическая сила нормативно-правовых
актов является наиболее существенным
признаком их классификации. Она
определяет их место и значимость
в общей системе
Нормативно-правовые
акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной
мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых
актах содержатся нормы однородного
содержания. Имеются акты, содержащие
нормы только одной отрасли права
(например, трудовое, семейное, уголовное
законодательство). Но наряду с отраслевыми
нормативными актами действуют и
акты, имеющие комплексный характер.
Они включают нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную
сферу общественной жизни. Хозяйственное,
торговое, военное, морское законодательство
– примеры комплексных
По объему в характеру
действия нормативно-правовые акты подразделяются:
- на акты общего действия, охватывающие
всю совокупность отношений определенного
вида на данной территории; – на акты ограниченного
действия – распространяются только на
часть территории или на строго определенный
контингент лиц, находящихся на данной
территории; – на акты исключительного
(чрезвычайного) действия. Их регулятивные
возможности реализуются лишь при наступлении
исключительных обстоятельств, на которые
рассчитан акт (военных действий, стихийных
бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).