Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:10, лекция
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.
Большинство федеративных
государств не обладают суверенитетом,
хотя иногда он закреплен в конституции
федерации. Федеративные государства,
в отличие от унитарных государств,
обладают следующими характерными для
них признаками:
1. В отличие от
унитарного государства,
2. Как правило,
субъекты наделяются
3. Субъекты федерации
наделяются правом принимать
собственные законы в пределах
их компетенции, установленной
в федеральной конституции.
4. Субъекты, как правило,
имеют собственную правовую и
судебную системы.
5. Субъекты имеют,
как правило, двойное
6. Федеративному
государству, как правило,
Субъекты имеют
свои законодательные, исполнительные
и судебные органы.
Среди федеративных государств выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область - нет.
10. Политический режим
Политический режим
является одной из трех составных
частей понятия формы государства
(форма государства: форма правления,
форма политического
Политический режим
и государственный политический
режим по своему содержанию отличаются
друг от друга. Так, например, политический
режим - понятие более широкое, нежели
государственный политический режим,
и включает в себя не только приемы
и методы политического властвования,
но и приемы и методы деятельности
негосударственных политических организаций
(политических партий, союзов, клубов и
т. п. ).
Государственные политические
режимы могут быть демократическими
и антидемократическими (тоталитарными,
авторитарными, расистскими).
Демократия - это
народовластие, оно является ядром
демократического государственного режима.
Для демократического политического
режима характерны следующие признаки:
1. Предоставление
широкой свободы личности, предприятиям
и организациям в сфере
2. Признание равноправия
граждан.
3. Реальная гарантированность
прав и свобод личности и
реальная возможность
4. Возможность реального
участия граждан в
5. Наличие эффективной
и квалифицированной судебной
защиты прав и свобод личности
от произвола и беззакония
со стороны кого бы то ни
было.
6. Реальное разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную.
7. Учет при осуществлении
государственной политики
8. Наличие легальной
оппозиции существующей
9. Плюрализм политических
течений и идеологий, не
10. Нацеленность законодательства
и государственной политики на удовлетворение
объективных потребностей личности и
общества в целом.
11. Признание и
осуществление на практике
Демократические режимы
в различных странах имеют
свои разновидности, которые зависят
от особенностей политической системы,
от расстановки политических сил
в обществе и в государственном
механизме и т. д.
Для антидемократических
режимов характерны следующие признаки:
1. Ущемление прав
и свобод личности, восприпятствование
со стороны властных структур ее свободному
развитию.
2. Огосударствление
всех общественных организаций.
3. Фактическая ликвидация
субъективных прав и свобод
личности, несмотря на их закрепление
в конституции.
4. Примат государства
над правом, что является следствием
произвола со стороны
5. Всеобъемлющая
милитаризация общественной
6. Отсутствие легальной
оппозиции существующей власти.
7. Ликвидация парламентаризма
или превращение
8. Фактическая ликвидация
политических партий и
9. Концентрация власти
в руках главы государства
или правительства.
10. Отказ от принципов
конституционности и
11. Широкое применение
политических репрессий.
Авторитарные режимы
могут устанавливаться как при
монархической, так и при республиканской
формах правления. Авторитарные режимы
также имеют свои разновидности.
Так, например, крайняя
форма - фашистский режим, который представляет
собой открытую диктатуру, осуществляемую
определенными экономически господствующими
кругами общества. При определенных
обстоятельствах могут
Другой разновидностью
тоталитарного режима является диктаторский
режим, опорой которого является армия.
Примеры таких режимов: в недавнем
прошлом - Чили, в настоящее время
- Ирак и отдельные страны в Африке
и Латинской Америке.
В ряде стран существовали
клерикальные политические режимы, которые
обеспечивают господство религиозных
кругов в стране, оказывающих решающее
влияние на политическую жизнь в
государстве.
Для такого политического
режима, как кауделизм, характерно установление
личной власти диктатора, ликвидация элементарных
прав и свобод, установление кровавого
террора и репрессий, прямые расправы
со своими политическими противниками.
Самодержавные политические
режимы имеют место в ряде монархических
государств Арабского Востока (Саудовская
Аравия, Оман).
Конечно, существует
целый ряд промежуточных форм
авторитарных режимов, которые отличаются
различной степенью авторитарности,
однако каждой из этих разновидностей
может быть свойственен тоталитаризм.
При таких режимах либо запрещена
любая политическая деятельность, кроме
политики диктатора и его окружения, либо
разрешена всего одна политическая партия
или политическое движение, которое исключает
возникновение оппозиции.
Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.
11. Возникновение
права
Необходимым условием
существования любою общества является
регулирование отношений его
членов. Социальное регулирование бывает
двух видов: нормативное и индивидуальное.
Первое носит общий характер: нормы
(правила) адресованы всем членам общества
или определенной его части и
не имеют конкретного адресата. Индивидуальное
относится к конкретному субъекту, является
индивидуальным приказом действовать
соответствующим образом. Оба эти вида
неразрывно связаны между собой. Нормативное
регулирование, в конечном счете, приводит
к воздействию на конкретных индивидов,
приобретает конкретном адресата. Индивидуальное
же невозможно без общего, т. е. нормативного,
установления прав осуществляющего такое
регулирование субъекта на подачу соответствующих
команд.
Социальное регулирование
приходит в человеческое сообщество
от далеких предков, а его развитие
идет вместе с развитием человеческого
общества. При первобытнообщинном строе
основным регулятором общественных
отношений были обычаи. Они закрепляли
выработанные веками наиболее рациональные,
полезные для общества варианты поведения
в определенных ситуациях, передавались
из поколения в поколение и
отражали в равной степени интересы
всех членов общества. Обычаи изменялись
очень медленно, что вполне соответствовало
темпам изменения самого общества,
происходившим в тот период. В
более позднее время появились
тесно связанные с обычаями и
отражавшие существовавшие в обществе
представления о
Принятие существовавших
норм поведения как “своих”, безусловная
солидарность с ними была связана
и с тем, что первобытный человек
не отделял себя от общества, не мыслил
себя отдельно от рода и племени. И поскольку
все нормы расценивались как ниспосланные
свыше, правильные, справедливые, то, естественно,
у многих народов за содержанием этих
норм, а нередко и за самими нормами и их
совокупностью закрепились такие наименования,
как «право», «правда» и т. п. В этом смысле
право появилось раньше государства, и
обеспечение его реализации, соблюдения
всеми правовых предписаний было одной
из причин возникновения государства.
Развитие первобытного
общества, о котором творилось
выше, привело на определенном этапе
к тому, что произошло его расслоение.
Возникли либо особая социальная группа,
составляющая чиновничий государственный
аппарат, который стал фактическим
собственником средств производства,
либо класс, обративший эти средства в
частную собственность. В обоих случаях
возникли социальное неравенство и эксплуатация
человека человеком, иногда носящая замаскированный
характер. Естественно, что для людей,
поставленных в неравные условия распределения
общественного продукта, передача общего
достояния в руки узкого круга лиц перестала
казаться справедливой. Участились нарушения
таких обычаев, размывался, разрушался
закрепленный ими и веками сохранявшийся
неизменным порядок. Установленная обычаями
форма общественных отношений пришла
в противоречие с их изменившимся содержанием.
Людьми, более всего
заинтересованными в пресечении
таких нарушений, были представители
формирующихся господствующих классов,
социальных групп, в руках которых
находилась не только собственность (общественная
или частная), но и публичная власть.
И именно формирующийся государственный
аппарат использует эту власть для
пресечения подобных нарушений и
осуществления мер принуждения
к лицам, их совершающим.
Возникают, таким
образом, правовые обычаи, т. е. такие
обычаи, которые обеспечиваются государством.
Следует указать на то, что процессы
классообразования, формирования государства
и возникновения права протекают параллельно,
подкрепляя друг друга. Развитие общества
с появлением даже зачатков государства
резко убыстряется, и скоро наступает
момент, когда правовые обычаи не могут
обеспечить регулирование социальных
связей: они изменяются слишком медленно,
не поспевая за темпами социального развития.
Поэтому появляются новые источники, формы
закрепления норм права: законы, юридичес-кие
прецеденты, нормативные договоры.