Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:54, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности государства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть плюрализм в понимании и определении государств;
2. Выявить признаки государств;
3. Изучить особенности государства.
Введение 3
1. Плюрализм в понимании и определении государств 5
2. Признаки государств 11
3. Особенности государства 14
Заключение 26
Содержание
Введение
Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры.
Проблема определения сущности современного государства, его наилучшего устройства с учетом новых условий развития общества не чисто российская или советская проблема. Центральным остается вопрос о соотношении классового и общественного в государстве, о взаимодействии экономических реформ и государственной политики, государственного участия в решении социальных проблем, природоохранных, повышения эффективности и экономичности государственного аппарата, перевода на новые информационные технологии, осуществления других инноваций в государственных структурах, это и определяет актуальность темы курсовой работы.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в “развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: “уход” государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника”. Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государство “пришло” в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.
Интересны также исследования советских авторов: Василенко И.А., Глазунова Н.И., Мухаева Р.Т. и других.
Объект исследования – сложное социальное образование – государство – в самых общих чертах.
Предмет исследования –теоретические разработки, посвященные понятию и признакам государства.
Целью работы является изучение сущности государства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть плюрализм в понимании и определении государств;
2. Выявить признаки государств;
3. Изучить особенности государства.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные методы познания государственно-правовых явлений: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового прогнозирования, правовой эксперимент и др.
1. Плюрализм в понимании и определении государств
Сущность государства противоречива: с одной стороны, государство является организованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, организатором общих дел, вытекающих из природы всего общества.
При определении сущности государства проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).
Авторы учебников по теории государства и права (до 1985 года издания включительно) утверждали, что сущностью любого государства за исключением общенародного является диктатура господствующего класса. В более поздних изданиях формулировка сущности государства дополнена положением о том, что государство в определенной степени выражает интересы всех граждан.
В западной политологии
делается уклон в другую сторону:
государство рассматривается
Односторонний подход к сущности государства порождает идею существования шведского социализма и теорию государства всеобщего благоденствия.
При таком подходе происходит смешение понятий "социалистическое государство" и "социальное государство" (последнее экономически состоятельно и успешно решает социальные задачи).
Более плодотворным для понимания сущности государства является разносторонний подход: государство по своей сути есть всеобъемлющая организация общества, которая опирается на политическую власть для решения не только сугубо политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества.
В последнее время в литературе высказывается мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. Однако при этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности.
Однако сущность государства это обстоятельство не меняет. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.
Государство в реальной действительности—это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований.
Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.1
Суверенитет—собирательный
признак государства. Он концентрирует
в себе все наиболее существенные
черты государственной
— в универсальности—только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
— в прерогативе—возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.
В суверенитете государства находит свое политическое и Юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение—путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации,—государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно, данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав. 1
Марксистская типология государств опирается на формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.
Соответственно выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.
Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Его сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.
Социалистическое государство - антиэксплуататорское по своей сущности - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это - исторически последний тип государства, который, по выражению Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
К числу достоинств данной типологии следует отнести: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.
Слабыми сторонами формационной
типологии государства являются
1. Прямолинейность и
запрограммированность смены од
2. Отсутствие собственно
юридического подхода к
3. В данную типологию
не укладываются так
В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (Тойнби, Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.
В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, агейская и другие); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации.
Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.
Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.
К числу достоинств данной
типологии следует отнести
Согласно собственно юридическому подходу (Г.В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.
В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное.и цивилизованное.
Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.
В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство. Государство—это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.1
Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что “государство есть постоянный, единый организм таких установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости”.1