Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:09, курсовая работа
Введение
В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По
моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию,
и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах.
«Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо
осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь
осуществить.
Введение
В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По
моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию,
и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах.
«Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо
осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь
осуществить.
Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна
именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и
преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны
НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы
наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.
В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его
сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие
неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных
теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент
примирения классовых социальных противоречий, представляющий интересы всего
общества.
В дальнейшем, в этой работе, я попытаюсь провести анализ подходов при
рассмотрения сущности государства. Но перед тем как перейти к
непосредственному рассмотрению сущности государства, я остановлюсь на самом
понятии государства.
Что же такое государство?
Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не
государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том
числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой
авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества
стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел
(например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих
функций без специально созданных органов управления было невозможным.
Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими
специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В
результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования
взаимоотношений между различными общественными группами классами, а также в
защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой
регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название
«государство».
Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей,
объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной
территории. В контексте политической системы государство рассматривается в
узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.
Итак, Государство есть основной институт политической системы общества,
осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной
структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Государство возникает тогда, когда развития экономики достигают определенного
уровня.
Осветив понятие государства, стоит рассказать о его признак, ведь именно
исходя из признаков дается понятие.
Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:
Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве
всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной
общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет
пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого,
порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.
Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по
себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее
принадлежность граждан определённому государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает
со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:
· если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего
общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то
политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы
определённой части, социальной группы, класса;
· реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом
государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты
непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции,
получая за это денежное вознаграждение;
· обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью
специального карательного аппарата насилия;
Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих,
представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные
обложения.
Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного
общества.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему
общества, рядом существенных признаков:
· государство в пределах своих территориальных границ выступает в
качестве единственного официального представителя всего общества, всего
населения, объединяемого им по признаку гражданства;
· государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее
государству верховенство на своей территории и независимость в международных
отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти;
· Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической
силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные
для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные
акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных
органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и
граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства.
Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом,
разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему
государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных
придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности
государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их
полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования
и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать
правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма,
необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных
служащих, основное назначение которых с учётом сложившегося в классовом
обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
· государство –единственная в политической системе организация,
которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд,
прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже
законности и правопорядка.
Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности,
обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и
безопасность.
· один из важнейших признаков государства, так или иначе
соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, –
это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой
экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной
воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти
в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право
без государства.
Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной
законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо
предусмотрено законом”.
Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое
место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в
разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях
указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним
содержанием, так и своим внешним проявлениям.
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность
государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его
содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким
главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность,
назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности
государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто
её осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является
остродискуссионной.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и
важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности.
Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства,
которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как
единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического опыта и
современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и
уточнении.
В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической,
философской и политологической литературе трактовку государства исключительно
с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе,
разделённом на антагонистические классы. Именно применительно к такому
обществу они рассматривали государство как организацию политической власти
экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
“Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс,
– это организованное насилие одного класса для подавления другого”
[1]. “Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина
для подавления одного класса другим”[2].
Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину “для поддержания
господства одного класса над другим”[3].
“Государство, – считал он, – есть орган господства определённого класса,
который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным ему
классом”)[4].
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве,
содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального
назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны
данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри
отдельных стран и на международной арене.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства
необоснованно отвергал идеалистические и ненаучные многочисленные
немарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит, получившей
распространение в ХХ в., считают, что народные массы не способны осуществить
власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна
бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну
властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней
созвучна технократическая теория.
Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе они страдают
антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того, что
первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная
власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться
в интересах и под контролем народа.
Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своём
сходятся в понимании государства как института социального компромисса и
достижения общего блага.
Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о
соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал.
Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие
экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно
невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система
уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития
общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя,
занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе),
либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к
социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем
его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах
прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение
социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит
прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда
появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного
тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению
социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному
росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение
государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с