Понятие государств и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Государство – первое и важнейшее звено в политической системе общества. Это такая политическая структура, которая обеспечивает его внутреннюю целостность и внешнюю безопасность. Государство отличается наивысшей концентрацией власти и благодаря этому способно решать общие и частные общественные проблемы. Оно обеспечивает определенный порядок и стабильность, используя для этого различные формы управления и регулирования жизнедеятельности общества

Содержание

1.Понятие государства и его сущность.
1.1. Понятие государства.
2.Исторические формы государства и политические режимы.
2.1 Исторические формы государства.
2.2. Политические режимы.
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 76.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

1.Понятие государства и его сущность.

1.1. Понятие государства.

2.Исторические формы государства и политические режимы.

2.1 Исторические формы государства.

2.2. Политические  режимы.

Список используемой литературы:


1.Понятие государства и его сущность.

1.1. Понятие государства.

Государство – первое и важнейшее звено в политической системе общества. Это такая политическая структура, которая обеспечивает его внутреннюю  целостность и внешнюю безопасность. Государство отличается наивысшей концентрацией власти и благодаря этому способно решать общие и частные общественные проблемы. Оно обеспечивает определенный порядок и стабильность, используя для этого различные формы управления и регулирования жизнедеятельности общества. Государство  имеет ряд исключительных прав. К ним относится право навязывать свою политическую волю, в том числе и через аппарат насилия (армия, милиция (полиция), специальные военизированные подразделения, тюрьмы). Государству принадлежит право на нормирование жизни всего общества, т.е. на издание законов, имеющих общеобязательный характер. Исключительным правом государства является также право взимать налоги, уменьшать или увеличивать их. Существенным признаком государства является территория, т.е. та часть земельного пространства  и прилегающей акватории, которая ограничена государственной границей. По другую сторону границы данное государство вступает в отношения с иными государствами в качестве официального и правомочного   представителя своей страны. Основные функции современного государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним  относятся: определение целей  развития общества; защита существующей политической системы; охрана и укрепление социальной стабильности общества; регулирование хозяйственной деятельности; развитие духовной жизни общества, социализация личности. Внешние функции: защита национального интереса своего государства, уважение национального интереса других стран, нахождение баланса  внешнеполитических интересов договаривающихся государств на международной арене, укрепление добрососедских отношений на основе компромисса. Организация экономической, социальной, культурной и иной общественной деятельности обеспечивается, конечно, не только государственными, но и различными    негосударственными институтами (партиями, профсоюзами, творческими объединениями). Однако их роль и эффективность  во многом зависит от отношения к  ним государства. Взаимосвязь государства и отдельного человека определяется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для любого  человека принципиальное значение, т.к. устанавливает его политический и социальный статус, определяет его права и свободы, регламентирует  обязанности. Гражданство обеспечивает человеку государственную защиту при нахождении  его в другой стране.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное общественно-политическое явление.

Таким образом, на протяжении разных периодов развития российского государства менялись и взгляды на понятие государство, на его определение. Это связано со сложностью и многогранностью данного явления, которое, следовательно, может употребляться в разных смыслах. Так, согласно австрийскому и американскому юристу и философу Гансу Кельзену понятие государства может употребляться в четырёх смыслах.

Во-первых, в юридическом смысле. Государство представляется как юридическое лицо, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В этом аспекте государство - «социальная общность, существующая независимо от её правового порядка и правовой реальности.

В-третьих, государство как живой, «естественный организм». Общество, согласно данному подходу, полностью отождествлялось с организмом, а государство считалось «единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и ещё не родившихся граждан».

В-четвёртых, понятие государства определяется как «система норм», «нормативный порядок», или же как «государственно-организованное общество», как «государство-власть». Г. Кельзен подчёркивал, что государство имеет политический характер, устанавливает «порядок использования силы, обладает монополией на применение силы».

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.

Более точной будет следующая формулировка: Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

1.2. Сущность государства

Определение сущности государства составляет одну из важнейших целей теории государства и права. Сущность государства - это смысл, главное звено, глубинное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - всегда будет властная, властвующая организация.

 

2.Исторические формы государства и политические режимы.

2.1 Исторические формы государства.

Типология государства может проводиться по различным критериям.

Например по способу организации высшей власти:

1.      Монархия 

2.      республика

3.      тоталитарное государство

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1) существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы  Римского и т.п.);

4)Отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

В свою очередь она делится на :

                    абсолютную

                    ограниченную

                    конституционную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

2) наличием выборного на определенный срок главы государства;

3)производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

4) юридической ответственностью главы государства.

Она подразделяется на две основные республики:

                    парламентарную

                    президентскую

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики :

                  внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

                  ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

                   более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками

1) наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

2) совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась тенденция наследственной передачи власти, например, в КНДР и СРР);

3) наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

4) формальным характером партийных и государственных выборов;

5) повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

6) отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

2.2. Политические  режимы.

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов:

                  демократический

                  тоталитарный.

                  авторитарный

Демократия— политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas— власть, влияние)- характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гра Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего-военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

                  тотальный государственный контроль над обществом;

                  всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

                  система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

                  политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

                  господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

                  унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

                  ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

                  ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.


Список используемой литературы:

1.                  Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2006. С. 317-322.

Информация о работе Понятие государств и его сущность