Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:10, лекция
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.
Внутренние функции
домонополистического периода развития:
- Охрана частной
собственности на средства
- Подавление сопротивления
неимущих слоев общества.
- Управление делами
общества.
В настоящее время
индустриально развитые государства
располагают более широким
- Охрана частной
собственности.
- Управление делами
общества.
- Экономическое планирование.
- Экономическое и
социальное прогнозирование.
- Социальное обеспечение.
- Охрана окружающей
Среды и др.
Внешние функции
буржуазного государства также
различаются на этапах развития. Так,
например, для буржуазного государства
домонополистического этапа свойственны
функции:
- Развязывание войн
с целью захвата территорий
и расширения политического и
экономического влияния.
- Подавление национально-
- Оборона от нападения
извне.
- Осуществление дипломатических
и торговых отношений с
Из этих функций
в наше время ушли в прошлое:
- Развязывание войн.
- Подавление национально-
К оставшимся внешнеполитическим
функциям капиталистического государства
в наше время прибавились следующие:
- Борьба с международным
терроризмом.
- Ликвидация вооруженных
конфликтов международного
- Ликвидация экологических
катастроф международного
- Ликвидация последствий стихийных бедствий и т. д.
7. Понятие механизма
государства
Реализация задач
и функций государства
Государственный механизм,
или аппарат, является выражением государственной
власти, т. к. государственные органы
- составные элементы этого механизма,
они наделены властными полномочиями,
реализация которых обеспечивается принудительной
силой государства.
Государственные органы
в демократическом государстве
принято объединять в определенные
группы. Принадлежность государственного
органа к той или иной группе государственных
органов определяется в зависимости
от характера их полномочий. Поэтому
государственные органы принято
классифицировать на:
представительные
органы государственной власти;
исполнительные органы
государственной власти;
судебные органы;
органы прокуратуры;
дипломатические органы;
армию;
полицию;
разведку.
Олицетворением
Парламентские учреждения,
по своему правовому статусу, занимают
главенствующие положение в государственном
механизме, т. к. только парламент принимает
государственные решения, облекаемые
в форму закона, и исполнительные органы
обязаны руководствоваться положениями
этих законов. Однако в жизни главенствующее
положение все больше переходит к органам
исполнительной власти. Это наблюдается
в большинстве современных государств.
Органы исполнительной
власти занимают ведущее место в
государственном механизме. Особенно
это проявляется в государствах
с парламентарной формой правления
и в президентских республиках.
В современных демократических
государствах само название “исполнительная
власть” вовсе не означает, что высший
исполнительный орган государственной
власти исполняет решения, принятые высшим
представительным органом. В современных
государствах правительство не только
определяет политику государства, но и
в значительной степени направляет деятельность
парламента.
Особое место в
государственном механизме
Система органов
прокуратуру призвана осуществлять
надзор за точным и единообразным
исполнением законов органами государства,
предприятиями и учреждениями, общественными
организациями и должностными лицами,
а также гражданами.
Большое значение для
безопасности государства имеют
такие органы, как органы управления
вооруженными силами - министерство обороны,
министерство внутренних дел, органы государственной
безопасности, органы разведки.
Эти государственные
органы, выполняя каждый свои функции,
обеспечивают защиту государства от
нападения извне, безопасность государства
внутри страны, дипломатическое
8. Понятие формы
правления
Форма современных
государств различается разнообразием.
Форма правления - это организация
верховной государственной
В государственном
праве принято различать две
основные формы правления: монархию
и республику. Для монархии характерно
то, что власть главы государства
передается по наследству, и она
считается независимой от какой-либо
другой власти, государственного органа
или избирателей. Для республики
характерным является то, что глава
государства - президент - является выборным
и сменным, а власть считается
производной от представительного
органа или избирателей. В настоящее
время разница в степени
Монархическая форма
правления имеет сейчас место
в ряде государств мира, большинство
из которых индустриально развиты.
Архаичный институт монарха сохранился
как традиционный институт и как
резервный институт защиты существующего
строя.
В истории человечества
имели место несколько
Для конституционной
монархии характерно ограничение полномочий
главы государства и наличие
конституции. Конституционная монархия,
в зависимости от степени ограничения
полномочий монарха, делится на дуалистическую
и парламентарную. В дуалистической монархии
власть принадлежит монарху и парламенту.
В законодательной области полномочия
монарха сильно ограничены, но зато достаточно
широки в области осуществления исполнительной
власти. В настоящее время в чистом виде
такая форма правления не встречается.
Наиболее сейчас распространенной формой
монархического государства является
парламентарная монархия, она имеет место
в ряде индустриально развитых стран:
Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия,
Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной
монархии власть монарха в области законодательства
практически отсутствует и в значительной
степени ограничена и в области исполнительной
власти.
Республиканская форма
правления - самая распространенная
в современных государствах. По сравнению
с монархической формой правления,
республиканская является наиболее прогрессивной.
Две наиболее распространенные ее формы
- это президентская и парламентарная
республики.
В президентской
республике президент обладает значительными
полномочиями и является одновременно
главой государства и главой правительства.
Пост премьер-министра тут отсутствует,
и правительство формируется
внепарламентским путем. Правительство
не ответственно перед парламентом,
и президент избирается независимо
от парламента. Характерная черта президентской
республики - жесткое разделение властей
на законодательную, исполнительную и
судебную. Основным признаком этого разделения
является большая самостоятельность государственных
органов по отношению друг к другу.
В парламентарной республике
формирование правительства происходит
на парламентской основе, и оно
ответственно перед ним. Глава государства
выполняет главным образом
В мире существуют и
такие формы республиканского правления,
которые носят черты и
Нельзя также обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава государства имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд государств в Латинской Амереке.
9. Понятие формы
государственного устройства
Под формой государственного
устройства следует понимать политико-территориальное
устройство государства, в том числе
политико-правовой статус его составных
частей и взаимоотношения центра
и государственных органов в
регионах государства.
Принято различать
две основные формы государственного
устройства: унитарное государственное
устройство и федеративное государственное
устройство.
Унитарное государство
- это единое государство, которое
подразделяется на административно-
Федеративное государство
состоит из нескольких государственных
образований, обладающих собственной
компетенцией в области осуществления
государственной власти и в области
государственного управления.
К признакам унитарного
государства относятся:
1. единая конституция
и единая правовая система;
2. единая система
высших органов
3. единое гражданство;
4. единая судебная
система и осуществление
5. деление территории
на административно-
подчинение местных
органов государственной власти
центральным органам
Федеративная форма
государственного устройства имеет
меньшее распространение в