Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования - выявить и показать экономико-, социально- и политико-географические аспекты внешних миграций населения Франции.
В соответствии с этим поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические особенности миграционной политики.
2. Охарактеризовать особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран.
3. Определить место и роль Франции в межгосударственных миграциях в Западной Европе.
4. Рассмотреть основные потоки внешних миграций населения Франции.
5. Проанализировать влияние иммиграции как преобладающего вида внешних миграций населения Франции на динамику численности населения, его состав и расселение во Франции.
6. Исследовать демографическую, этническую и социально-экономическую структуру иностранного населения Франции.
Введение
1 Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики
1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов
1.2 Теории исследования миграционных процессов
1.3 Международно-правовые основы миграционной политики
2 Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
2.1 Социально-политические условия формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст.
2.2 Миграционная политика Европейских Стран
2.3 Текущие тенденции в международной миграции в Европе
2.4 Причины трудовой миграции
3 Французская миграционная политика: особенности институализации и ее современное развитие
3.1 Миграционные процессы во Франции
3.2 Институты миграционной политики
3.4 Беженцы
3.3 Регулирование иммиграционных процессов
3.5 Интеграция иммигрантов во Франции
3.6 Получение гражданства
3.7 Нелегальная миграция
3.8 Последние изменения в иммиграционной политике Франции.
3.9 Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС
Заключение
Список литературы
На сегодняшний день проблему иммиграции во Франции невозможно рассматривать в отрыве от общеевропейского контекста, поскольку, с одной стороны, процесс интеграции различен у иммигрантов-европейцев и иммигрантов из других государств, а с другой — политика в области иммиграции и интеграции регулируется теперь общеевропейскими договорами. В настоящее время политика предоставления убежища и приема иммигрантов приобретает общий для всех стран европейского сообщества характер. Шенгенские соглашения (1985 и 1990 гг.) уже привели к согласованию странами-участницами условий выдачи краткосрочных виз. Амстердамский договор 1997 г. (статья 73) предусматривает, что Совет Европы будет определять: (1) условия въезда и пребывания в странах ЕС (выдача странами-участницами виз и видов на жительство, в том числе и в случаях воссоединения семей) и (2) меры по борьбе с незаконной иммиграцией. В перспективе такие решения будут приниматься большинством голосов стран-участниц, которые, тем не менее, сохранят возможность самостоятельно определять собственные методы формирования гражданского общества в своих странах.
Вместе с тем каждая страна в области регулирования миграционных процессов по-прежнему во главу угла ставит свои собственные интересы. Французские предложения в области иммиграции включают в себя следующие четыре пункта.
1. Иммиграция должна рассматриваться как важный элемент отношений Европы со странами происхождения иммигрантов. Одним из основных приоритетов Европейского союза в области иммиграционной политики должно быть содействие экономическому развитию стран происхождения иммигрантов.
2. Европа должна проводить активную политику интеграции постоянно проживающих иностранцев, включая предоставления им широких прав в сфере получения гражданства. Те иностранцы, которые получили разрешение на въезд с целью долгосрочного пребывания, должны пользоваться теми же социальными, экономическими и политическими правами, что и граждане данной страны, кроме случаев, связанных с суверенитетом страны.
3. В области контроля миграционных потоков каждая страна должна оставаться свободной в определении своих возможностей в отношении численности и состава иммигрантов, которых она может принять. Наиболее эффективный путь управления миграционными потоками заключается в организации единой общеевропейской системы пограничного контроля и борьбы с нелегальной иммиграцией.
4. Безусловное выполнение условий Женевской конвенции по беженцам.
Франция по-прежнему остается страной, в которой всегда найдут убежище политические эмигранты и беженцы разных национальностей. В 1952 г. она подписала Женевскую конвенцию 1951 г., которая регламентирует предоставление политического убежища. Французская Конституция гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые опасаются преследований на родине. Человек, признанный беженцем, получает 10-летний вид на жительство. Юридический статус беженца, признанный Французским бюро защиты беженцев и апатридов (OFPRA), в приложении к Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. распространяется на две категории лиц. К первой категории относятся все лица, отвечающие требованиям статьи 1 Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. относительно статуса беженца. В соответствии с этой статьей беженцем может быть признано лицо, подвергающееся насилию или преследованию по расовому признаку, национальной принадлежности, вероисповеданию, языку, а также принадлежности к определенной социальной группе и политическим взглядам, вследствие которых оно вынуждено под угрозой жизни покинуть страну, в которой находится, и иммигрировать. Ко второй категории относятся все лица, преследуемые в результате своей деятельности в борьбе за свободу (согласно закону от 11 мая 1998 г., статья 29).
Число прошений о предоставлении убежища во Франции в 1980-х гг. заметно возросло — с 22 до 60 тыс. обращений в год, большая часть из которых была удовлетворена. Но в последующее десятилетие критерии, определяющие беженца, стали строже. В результате в 2000 г. доля удовлетворенных обращений сократилась с 85% до 20%, а число получивших статус беженца — до 30 тыс.
В отличие от большинства других европейских государств, одним из главных направлений деятельности французского правительства является интеграция иностранных граждан. Иммигранты всегда сохраняют приверженность своей общине и своей национальной или «этнической» культуре. Но политические и культурные традиции французского общества всегда оказывали огромное влияние на их участие в экономической и общественной жизни.
В современной мировой практике можно выделить три основные модели интеграции иностранных граждан в общественную и политическую жизнь государства:
этническая (немецкая) модель, в соответствии с которой гражданская принадлежность основывается, прежде всего, на родстве («право крови»), а также на языковой, культурной и религиозной общности. По этой модели иностранные этнические общины рассматриваются, как не подлежащие ассимиляции, и проводимая политика не ставит своей задачей превратить их в граждан страны;
республиканская (французская) модель, согласно которой в основу предоставления гражданства положена идея присоединения к общественному договору («право почвы»). В этом случае все формы так называемой этнической идентификации вытесняются из сферы государственной в сферу частную, а целью политики является аккультурация, а затем и ассимиляция каждого иммигранта через школу и другие общественные институты;
поликультурная (англосаксонская) модель, которая основана на признании того факта, что всех группы в обществе обладают равными гражданскими правами на сохранение своей идентичности и культурной самобытности. Эти права могут быть закреплены в законодательных актах государства. Примерами стран, где получила развитие поликультурная модель интеграции, являются Австралия, Канада, США, Швеция.
Французские эксперты в большинстве случаев сходятся во мнении, что республиканская модель интеграции доказала свою жизнеспособность во Франции: иммигранты первой волны (итальянцы, поляки, русские, бельгийцы, испанцы и т.д.) были ассимилированы, а иммигранты новой волны (португальцы, выходцы из стран Магриба) находятся в процессе социальной, культурной и политической интеграции.
Если исходить из классических критериев интеграции, то об успехах политики интеграции во Франции свидетельствуют следующие факты. Иностранным гражданам открыт широкий доступ к получению гражданства. Сегодня дети иммигрантов получают его автоматически. Во Франции распространены смешанные браки между французами и иностранцами. Согласно переписи 1999 г., из 271361 браков, заключенных в 1998 г., 9,6% были зарегистрированы между французскими гражданами и иностранцами. По утверждению социологов, при наличии сопоставимых социально-экономических и семейных условий, успеваемость у детей иммигрантов в школах по меньшей мере не хуже, чем у французских детей. Примерно 2/3 иммигрантов живут в городах с населением более 200 тыс. человек (1/3 из них проживают в регионе Иль-де-Франс). В некоторых кварталах и жилых комплексах, где живут наиболее обездоленные в социально-экономическом плане слои общества, наблюдается повышенный процент иммигрантов. Однако этнический состав различных маргинальных групп населения, проживающих в так называемых «неблагополучных» кварталах, этнически неоднороден.
Тем не менее у французской модели есть определенные недостатки. Важно отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются иммигранты, имеют не столько этническую или расовую, сколько социально-экономическую природу. В частности, это касается получения образования: молодые иностранцы имеют меньше шансов пройти все ступени обучения (школа, колледж, лицей общего профиля, вуз), поскольку сами школы можно разделить в плане качества и направления обучения, социального состава учащихся на элитные и ординарные. Элитные школы, как правило, детям иммигрантов недоступны.
Сложным представляется вопрос об участии иммигрантов в экономической жизни и их трудоустройства. В 1999 г. насчитывалось 1 млн 970 тыс. экономически активных иностранцев, что составляло 7,8% от общей численности рабочей силы Франции. Большая часть иностранцев занята в строительстве, где они составляют 16% от всех занятых, в сфере обслуживания и сельском хозяйстве. Иммигрантам приходится сталкиваться с определенными сложностями при найме на работу, определении условий трудового соглашения и т.д. Среди иммигрантов, в особенности это касается выходцев из неевропейских стран, наблюдается высокий уровень безработицы. В 2001 г. практически каждый пятый иностранец был безработным.
В соответствии с демократическими традициями государственные органы Франции в своей деятельности не проводят никаких различий по национальному признаку. Во французском праве не существует положений, дискриминирующих иностранцев по отношению к гражданам Франции. Иностранцы пользуются такими же гражданскими, социальными и экономическими правами, как и остальные граждане страны; политические же права закреплены только за гражданами Франции. Например, в положениях о борьбе с безработицей или о профессиональном трудоустройстве иммигранты не рассматриваются как особая часть населения. Но они, в силу целого ряда объективных причин, могут быть отнесены к лицам, «поставленным в неблагоприятные условия», наряду с хроническими безработными, родителями-одиночками, инвалидами или молодыми людьми без квалификации.
Некоторые исследователи полагают, что причины трудностей, возникающих в процессе интеграции иммигрантов, носят не только экономический или социальный характер (слабая профессиональная подготовка, недостаток финансовых, социальных и прочих ресурсов), но и кроются во взаимном неприятии или несовместимости культур. В связи с этим Фонд содействия, поддержки, интеграции и борьбы с дискриминацией иностранных рабочих и их семей (FASILD) ставит своей задачей способствовать социальной интеграции иммигрантов путем проведения различных акций, направленных на защиту семьи, детей и молодежи; мероприятий в области жилья (организация общежитий для иностранных рабочих), в области профессионального образования (в том числе ликвидация неграмотности) и в области занятости иммигрантов.
Получение французского гражданства осуществляется в соответствии с Кодексом о гражданстве, введенным в действие 19 октября 1945 г. (с изменениями от 1973, 1984, 1993, 1998 гг.). Он основывается как на принципе «права почвы» («jus soli»), по которому человек является французом на основании его рождения и проживания на территории Франции, даже в случае, если его родители являются иностранцами, так и на принципе «права крови» («jus sanguinis»), по которому человек является гражданином Франции вне зависимости от его места рождения и проживания, если его родители — французы.
Иностранные совершеннолетние граждане могут получить французское гражданство путем натурализации, при условии, что они проживают во Франции постоянно не менее 5 лет до дня обращения о приеме в гражданство. Достигшие совершеннолетия дети иностранных граждан могут претендовать на получение французского гражданства при условии, что они прожили в стране не менее 5 лет в интервале между возрастом 11 лет и возрастом наступления совершеннолетия. Иностранцы, заключившие брак с французским гражданином или гражданкой, могут претендовать на получения гражданства после 1 года совместной жизни.
Во французском законодательстве разработаны меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Любой иностранец, находящийся на территории Франции без действительной визы или разрешения на проживание, должен покинуть страну. Полиция может задержать на 12 суток граждан третьей страны, нелегально находящихся на территории Франции. В течение этого срока должна быть организована высылка иностранца в страну происхождения при условии, что ему не грозит опасность преследований. Префекты ежегодно принимают около 100 тыс. решений о высылке граждан третьих стран. Фактически же из Франции ежегодно высылается около 20 тыс. человек, находящихся в стране нелегально. Причина заключается в том, что выполнение решений о депортациях — очень трудная задача для полицейских служб, отвечающих за иммиграцию. В большинстве случаев оказывается, что арестованные граждане третьих стран, нелегально находящиеся во Франции, уничтожили или спрятали свои паспорта. Таким образом, их личность не может быть установлена.
Французские власти всегда имеют право предоставить разрешение на проживание или вид на жительство любому нелегальному мигранту по причинам гуманитарного характера, даже если это решение в строгом смысле не соответствует закону. Данный принцип был подтвержден Государственным советом, который является высшей судебной инстанцией по вопросам иммиграции. Однако такие решения носят исключительный характер. Кроме того, французское правительство по политическим причинам периодически проводит широкомасштабные амнистии, решая легализовать или урегулировать положение большого числа нелегальных иммигрантов. В основе регуляризации положения нелегальных мигрантов положены определенные критерии семейного и личного характера, состояние здоровья, угрозы преследования в стране происхождения и др. Французские власти рассматривали амнистии как исключительные меры, призванные на гуманитарной основе решать проблемы многочисленной группы людей. Однако иммиграционный закон 1998 г. не предусматривает проведения новых амнистий, поскольку они не решают проблему нелегальной иммиграции.
По общей оценке, число нелегальных иммигрантов во Франции составляет приблизительно 300 тыс. человек, прибывших, в основном, из Китая, Алжира, Марокко, Африки и бывшей Югославии. Около половины нелегальных мигрантов приехали самостоятельно. Большинство нелегальных мигрантов, обосновываются в стране с помощью своих родственников или национальных общин. Эффективность борьбы с нелегальной иммиграцией, по мнению французских властей, существенно возрастет, если одновременно с этой борьбой будут прилагаться максимальные усилия по интеграции легально проживающих граждан третьих стран.
10 апреля 2003 г. премьер-министр Жан-Пьер Раффарен и министр по социальным делам Франсуа Фийон представили в прессе программу правительства по улучшению процесса интеграции легальных иммигрантов, которая характеризуется «человечностью» в отношении легальных иммигрантов и «закрытостью» в отношении нелегальных. Ядром этой новаторской программы является «контракт о приеме и интеграции». Иммигрантам, прибывающим во Францию на длительный срок или на постоянное проживание (в основном, это прибывшие в рамках воссоединения семьи или получившие статус беженца), будет предложено подписать контракт, суть которого заключается в следующем: иммигрант обязуется посещать курсы французского языка (от 200 до 500 часов) и курс «Ценности французского общества». В случае, если иммигрант успешно пройдет обучение и получит соответствующий сертификат, то правительство обязуется выдать ему вид на жительство сроком на 10 лет. В противном же случае иммигрант получает разрешение на проживание сроком на 1 год, после чего контракт может быть возобновлен только один раз. Реализация этого проекта должна была начаться в период с июля по декабрь 2003 г. в 12 департаментах Франции.
Кроме того, предполагается активизировать программу интеграции детей иммигрантов «Социальное и профессиональное развитие». Она предусматривает расширение доступа и поддержку в школах детей иммигрантов, шефство над молодежью через отделы кадров предприятий, выплату стипендий лучшим ученикам и студентам, подготовку детей иммигрантов к работе в государственных учреждениях и т.д. Наряду с этим в правительственной программе предлагается набор мер, направленных на активизацию общественной и трудовой жизни иммигрантов, а также на борьбу со всеми формами дискриминации.
Среди последних изменений в области иммиграционной политики следует отметить новый закон о предоставления убежища. Его проект был одобрен Комиссией по законам Национальной ассамблеи 28 мая 2003 г. Закон предусматривает рационализацию процедур и сокращение сроков рассмотрения запроса о предоставлении убежища, их согласование с процедурами, принятыми в других странах ЕС. Проект предусматривает создание 1 января 2004 г. единого Управления, учрежденного под эгидой Французского бюро защиты беженцев и апатридов, которое будет заниматься рассмотрением и классификацией всех запросов о предоставлении убежища.
Информация о работе Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)