Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и показать экономико-, социально- и политико-географические аспекты внешних миграций населения Франции.
В соответствии с этим поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические особенности миграционной политики.
2. Охарактеризовать особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран.
3. Определить место и роль Франции в межгосударственных миграциях в Западной Европе.
4. Рассмотреть основные потоки внешних миграций населения Франции.
5. Проанализировать влияние иммиграции как преобладающего вида внешних миграций населения Франции на динамику численности населения, его состав и расселение во Франции.
6. Исследовать демографическую, этническую и социально-экономическую структуру иностранного населения Франции.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики
1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов
1.2 Теории исследования миграционных процессов
1.3 Международно-правовые основы миграционной политики
2 Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
2.1 Социально-политические условия формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст.
2.2 Миграционная политика Европейских Стран
2.3 Текущие тенденции в международной миграции в Европе
2.4 Причины трудовой миграции
3 Французская миграционная политика: особенности институализации и ее современное развитие
3.1 Миграционные процессы во Франции
3.2 Институты миграционной политики
3.4 Беженцы
3.3 Регулирование иммиграционных процессов
3.5 Интеграция иммигрантов во Франции
3.6 Получение гражданства
3.7 Нелегальная миграция
3.8 Последние изменения в иммиграционной политике Франции.
3.9 Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

 

Нет никакого сомнения, что европейское сообщество нуждается в иммиграции. Европейцы живут все дольше и рожают все меньше детей. Сейчас в государствах ЕС и странах – кандидатах на вступление проживает 450 млн. человек. Без иммиграции к 2050 году население сократится и составит менее 400 млн.

Евросоюз в этой ситуации не одинок, примерно то же происходит в Японии, России и Южной Корее – там, в будущем тоже будут пустовать рабочие места, услуги окажутся невостребованными, производство сократится, и общество окажется в состоянии застоя. Иммиграция сама по себе не решает эти проблемы, но она существенным образом может способствовать развязыванию этих узлов. Любая страна имеет право свободно решать, принимать ли ей мигрантов.

Знаменательно, что бедные страны тоже извлекают пользу из миграции. Так, только в 2002 году мигранты перевели в развивающиеся страны более 88 млрд. долларов – на 54% больше, чем те 57 млрд. долларов, которые развитые государства выделяют в качестве помощи развивающимся странам. Поэтому, в конечном счете, пользу от миграции могут иметь все государства. Созданная в декабре 2003 года комиссия по международной миграции (Global Commission on International Migration) призвана оказать содействие в разработке международных норм и эффективных мер, которые будут регулировать миграцию с учетом интересов всех сторон. Нужно обратить внимание, что комиссию возглавили такие известные личности, как Жан Карлссон из Швеции и Мамфела Рамфеле из Южной Африки.

Иммигранты – это не проблема, а напротив, частичное решение проблем. Они не должны становиться козлами отпущения в моменты всевозможных социальных трений. Этой недостойной тенденции должны противиться все те, кто несет ответственность за будущее Европы. В XXI веке мигрантам нужна Европа. Но и Европе нужны иммигранты. Если Европа превратится в крепость, она станет более ограниченной и бедной, более слабой и старой. Открытая Европа, наоборот, станет справедливее и богаче, сильнее и моложе. Условие для этого – это успешная иммиграционная политика.

Для внешней миграции доминирующим является сочетание социально-экономических и политических факторов.

Внутренние миграционные потоки определяются перемещением населения из слабоосвоенных районов и районов, теряющих свою былую экономическую значимость, в промышленные центры и крупные города, где есть возможность трудоустроиться. Предпосылкой этого является уменьшение спроса на рабочую силу в экономически слабых районах по сравнению с предложением, в результате чего возникает дисбаланс между демографическим и социально-экономическим потенциалами.

В целом отметим, что анализ причин миграции является важным аспектом при разработке механизмов по регулированию миграционных потоков. Однако, на сегодняшний день, статистического учета причин миграции не ведется. Причины миграции, изложенные в аналитической записке, были определены путем анализа статистических показателей, изложенных в последующих разделах записки.   

 

2.1.2 Причины трудовой миграции

 

Принятие решения о миграции может быть связано с надеждами получения более высоких заработков, либо со стремлениями к более полной профессиональной самореализации, либо с потребностью достать средства для материального обеспечения семьи.

Представления о механизмах принятия решений о миграции могут быть систематизированы в рамках многих подходов: экономического, социологического, демографического, исторического и т.д.

Каждый человек испытывает на себе влияние различных структур, которые определяют его образ жизни: социальной, экономической, политической, информационной и др. Определенные структуры «выталкивают» их из мест проживания в стремлении к более достойной жизни. Например, информация о высоком уровне заработной платы  в развитых странах, а также о наличии в них спроса на определенные специальности, может стимулировать работников из развивающихся стран уехать туда, где им будут обеспечены хорошие заработки.

Наиболее удобно при анализе причин миграции использовать системный подход, предполагающий объединение структурного и индивидуального.

Факторы, влияющие на принятие решения о трудовой миграции:

1.           Неравенство между богатыми и бедными странами. Самой фундаментальной причиной миграции является неравенство доходов и возможностей в разных странах.  Миграционные потоки обычно направлены из регионов с низкими заработными платами в более успешные с точки зрения уровня жизни и занятости регионы.

2.           Дисбаланс населения. Это обстоятельство относится к ряду важнейших «структурных» факторов миграции и наглядно иллюстрируется с помощью модели демографического перехода. Промышленно развитые страны сейчас имеют низкие уровни рождаемости и смертности, население эти стран «стареет», т.е. увеличивается доля людей старших возрастов. Напротив, развивающиеся страны имеют высокий уровень рождаемости, который, на фоне снижения уровня смертности (в результате улучшения санитарии и здравоохранения), приводит в среднесрочной перспективе к росту населения, а, следовательно, к увеличению предложения труда и снижению уровня заработной платы. Таким образом, в развивающихся странах наблюдается избыток рабочей силы, в то время как в развитых – ее дефицит, который покрывается за счет миграционного прироста. К миграции будут более склонны молодые работники, поскольку чем больше возраст, тем меньше времени человек рассчитывает проработать  на новом рабочем месте, а следовательно, тем меньше чистый ожидаемый  поток выгод от миграции. Справедливо предположение о том, что миграция будет идти из «молодых» стран в «стареющие».

Обследование, проведенное ООН, выяснило, что индийцы, пакистанцы, филиппинцы и др. мигрировали в Западную Азию без семей и оставались в принимающих странах относительно непродолжительное время. Среди иностранных рабочих, обследованных в этих странах, подавляющее большинство принадлежало к молодым возрастным группам.

3.           Экономический рост. Экономический рост развивающихся стран создает более мобильные и квалифицированные  трудовые ресурсы, которые ориентированы на работу за рубежом.  Это может быть связано с тем, что при крайне низком уровне экономического развития страны (а, следовательно, и при низком уровне доходов) работник, желающий эмигрировать, просто не может себе этого позволить: слишком высоки прямые издержки миграции. При повышении уровня жизни доходы населения растут. Люди уже могут позволить себе уехать в другую страну, а стимулы к этому по-прежнему сохраняются: за рубежом работники могут обеспечить себе более достойную жизнь (условия жизни,  высокий уровень наделенности общественными благами – все эти факторы делают работу за рубежом по-прежнему более привлекательной для работников из развивающихся стран).

4.           Связь между посылающими и принимающими странами. Опираясь на вышеназванные причины, можно лишь указать общее направление миграционных потоков: люди едут из бедных стран в богатые. Развитые страны, имеющие колониальное прошлое, и сейчас сохранили культурные и экономические связи с бывшими колониями.

Сегодня сохранение культурных и экономических связей бывших республик СССР формирует основной приток рабочей силы в Россию.

5.           Развитие телекоммуникаций и СМИ. Этот фактор значительно повлиял на обеспеченность работника информацией о спросе на труд в других странах. Это означает, что люди стали более подвержены «давлению» информационных структур, которые создают дополнительные стимулы для трудовой миграции. Развитие транспортной инфраструктуры сокращает издержки на передвижение и увеличивает мобильность рабочей силы. Также рост телекоммуникационных сетей сократил «эмоциональную дистанцию» мигрантов: их семья находится от них на расстоянии телефонного звонка, что позволяет поддерживать контакты и снижает моральные издержки, связанные с миграцией.

6.           Семейные стратегии. Одним из возможных вариантов семейной стратегии  может быть распределение работников в соответствии с целью минимизации риска: главы семей обычно отправляют за границу тех людей, которые, по их мнению, являются наиболее надежными поставщиками средств для семьи. Социологическое исследование на Филиппинах показали, что отцы склонны считать более надежными дочерей, а не сыновей, хотя девушки в качестве прислуги в Сингапуре зарабатывают меньше, чем их братья на работе по строительству в городах. Еще один вариант семейной стратегии – принятие решения о миграции с учетом выгод и издержек для всех членов семьи. Допустим, что оба супруга решают мигрировать, и оценивают собственные выгоды и издержки, связанные с принятием этого решения.

7.           Миграционные сети. Иногда важнейшим источником информации о порядке выезда,  возможностях трудоустройства и параметрах спроса на рабочую силу для людей становятся не СМИ, не Интернет и не посольства, а персональные контакты с людьми, уже имеющими позитивный опыт работы за рубежом. Успех мигрировавших друзей, знакомых, родственников воодушевляют людей следовать их примеру, а также снижают прямые издержки. Миграционные сети формируются медленно и болезненно. Миграционная сеть становится своеобразной формой «структуры», значительно снижающей издержки миграции и влияющей на  принятие решений.

8.           Набор рабочей силы. Миграционные сети дополняются коммерческими системами набора рабочей силы. Наиболее активны организации по набору рабочей силы в Азии. Они ищут работу для мигрантов в более зажиточных азиатских странах, таких как Япония или Сингапур. Однако при трудоустройстве через подобные агентства высока вероятность риска для эмигрирующего работника.

 

 

 

 

 

 

3.1. Миграционные процессы во Франции

Говоря об истории Франции, мало кто вспомнит о том, что за последние 150 лет она приняла у себя иммигрантов больше, чем любая другая страна Европы. О размерах иммиграционного потока в эту страну говорит такой факт, что в 1930 г. доля иностранцев в населении Франции была выше, чем в США. Но даже в самой Франции иммиграция и ее последствия стали глубоко изучаться только в 1980-х гг.

Массовая иммиграция во Францию началась в середине XIX в. — в период бурного индустриального развития. Уже тогда обозначились два главных направления во французской иммиграционной политике: удовлетворить растущий спрос на рабочую силу и стабилизировать демографическую ситуацию, поскольку Франция раньше, чем какая-либо другая страна мира столкнулась с угрозой депопуляции. Основной приток иммигрантов шел из пограничных стран (Испании, Италия, Бельгия), а также из Польши. Подобные тенденции продолжались вплоть до начала Второй мировой войны. В то же время во Францию прибывали значительные потоки беженцев: армян, покинувших свою территорию под угрозой истребления турками; русских, бежавших от большевиков; итальянцев, испанцев и португальцев, не смирившиеся с фашистскими режимами. Многие из иммигрантов успешно интегрировались во французское общество и стали французскими гражданами.

После окончания Второй мировой войны Франция продолжала проводить открытую иммиграционную политику. В начале послевоенного периода, 2 ноября 1945 г., был принят основной закон об иммиграции — Закон о въезде и пребывании иностранных граждан в Франции, который включал в себя 9 глав и 40 статей. Впоследствии в этот закон было внесено более 40 поправок. Новая волна иммиграции пришлась на 1956–1973 гг. и была связана с возрождением страны после Второй мировой войны. Сначала в страну прибывали молодые рабочие из Италии и Испании, а несколько позже — выходцы из бывших французских колоний — стран Магриба, Африки, Ближнего Востока и Азии, а также из Португалии. Экономический кризис середины 1970-х гг. сопровождался резким ростом безработицы, которому способствовал выход на рынок труда многочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы. В итоге правительство официально объявило о прекращении приема иммигрантов, за исключением случаев предоставления политического убежища, воссоединения семей и обучения. В 1974 г. в стране были закрыты все программы по найму иностранной рабочей силы. Тогда же были введены санкции против тех работодателей, которые брали иммигрантов на работу.

В последующие годы ограничительная иммиграционная политики даже усилилась. В 1993 г., в период правления правого правительства, министр внутренних дел Шарль Паскуа сформулировал главную цель иммиграционной политики как «достижение нулевого миграционного прироста», которая позже интерпретировалась как «достижение нулевой нелегальной иммиграции». В принятом так называемом законе Паскуа, запрещалось работать иностранным студентам, обжаловать отказы о предоставлении убежища, до двух лет был увеличен период рассмотрения дел о воссоединении семей, расширены права полиции для депортации нелегальных мигрантов.

В результате проведения ограничительной иммиграционной политики приток иммигрантов в страну заметно сократился. В 1974–1982 гг. во Францию в среднем ежегодно прибывало 220 тыс. иммигрантов, в 1982–1990 гг. — 100 тыс., в 1991–1995 гг. — 90 тыс. и в 1997 г. — 81 тыс. человек, из которых 6,4 тыс. были гражданами Европейского Союза.

По данным Национального института статистики и экономических исследований, в период между 1990 и 1999 гг. географическое происхождение иностранцев стало более разнообразным. Выходцев из Европы в 1999 г. было не более 1 млн 600 тыс. человек, т.е. на 9,3% меньше, по сравнению с 1990 г. Снижение численности этой категории иммигрантов происходило на протяжении последних 25 лет. Выходцы из Европы составляли 57% иностранного населения в 1975 г., 49% — в 1990 г. и 45% — в 1999 г. В то же время увеличивался приток иммигрантов из Азии и Латинской Америки, а после падения Берлинской стены — из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Поскольку главной составляющей иммиграции в 1990-е гг. было воссоединение семей, то среди иммигрантов преобладали женщины и дети. В то же время во Франции, как и во многих странах Европейского Союза, увеличилось число нелегальных мигрантов. Согласно переписи 1999 г., во Франции насчитывалось 3,3 млн иностранцев, доля которых составила в общей численности населения 5,6%. С 1990 по 1999 гг. численность иностранцев возросла на 3%, т.е. увеличилась в той же пропорции, что и остальное население. В целом за последнее десятилетие только за счет иммиграции численность населения Франции увеличилась примерно на 500 тыс. человек.

В 1997 г., после прихода к власти левых сил начался пересмотр прежней иммиграционной политики. Шарля Паскуа обвинили в том, что он содействовал уменьшению человеческого капитала Франции, ограничив возможности иностранных студентов и специалистов в получении работы и проживании в стране. Итогом реформирования иммиграционного законодательства стало принятие закона Ж.-П. Шевенмана 11 мая 1998 г., который приоткрывал двери Франции для высококвалифицированных специалистов и студентов. Одним из первых мероприятий по борьбе с нелегальной иммиграцией, об ужесточении борьбы с которой говорилось в Законе, стала амнистия 87 тыс. нелегальных иммигрантов. Поправки к закону о гражданстве, принятые в 1998 г., восстанавливали возможность предоставления гражданства на основе «принципа почвы», который был модифицирован в законе Паскуа. С 1998 г. дети, рожденные во Франции иностранными родителями, вновь автоматически, без дополнительных процедур получали французское гражданство.

Информация о работе Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)