Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и показать экономико-, социально- и политико-географические аспекты внешних миграций населения Франции.
В соответствии с этим поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические особенности миграционной политики.
2. Охарактеризовать особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран.
3. Определить место и роль Франции в межгосударственных миграциях в Западной Европе.
4. Рассмотреть основные потоки внешних миграций населения Франции.
5. Проанализировать влияние иммиграции как преобладающего вида внешних миграций населения Франции на динамику численности населения, его состав и расселение во Франции.
6. Исследовать демографическую, этническую и социально-экономическую структуру иностранного населения Франции.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики
1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов
1.2 Теории исследования миграционных процессов
1.3 Международно-правовые основы миграционной политики
2 Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
2.1 Социально-политические условия формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст.
2.2 Миграционная политика Европейских Стран
2.3 Текущие тенденции в международной миграции в Европе
2.4 Причины трудовой миграции
3 Французская миграционная политика: особенности институализации и ее современное развитие
3.1 Миграционные процессы во Франции
3.2 Институты миграционной политики
3.4 Беженцы
3.3 Регулирование иммиграционных процессов
3.5 Интеграция иммигрантов во Франции
3.6 Получение гражданства
3.7 Нелегальная миграция
3.8 Последние изменения в иммиграционной политике Франции.
3.9 Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

Вторую группу историографического обзора по изучаемой проблеме составляют работы французских исследователей.

В исследовании Тиенна Н. отмечается, что геополитическое и экономическое состояние государств ЕС способствуют эффективной реализации богатого ресурсного потенциала региона на мировом уровне[11].

История и современность актуальных проблем миграционных процессов в странах Европейского Союза стала предметом исследований и для коллектива ученых Французского государственного университета. [44]

Особое место во французской историографии по своему содержанию занимают исследования Graziella CASELLI [45], Gildas SIMON [46], в которых авторы проводят анализ миграционных процессов во Франции.

В казахстанской историографии проблемами миграции занимаются такие авторы, как Садовская Е, Шакирбаев С., Мустафаев Н., где в основном рассматривают миграционные  процессы в Казахстане.

Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов научного познания, включая конкретно-исторический, метод сравнительного анализа, статистический и социологический методы, контент-анализ и иные научные приемы исследования. Использование указанных методов позволило автору уяснить сущность миграции, выявить основные закономерности управления миграционными процессами и развитием миграционных политики, обосновать структуру и особенности системы странах Европейского Союза и конкретно Франции.

Положения, выносимые на защиту

1. Процессы миграции, включающие в себя определенный набор ценностей, норм, миграционных правил, которыми руководствуются его участники, формируют миграционную систему. Она неразрывно связана с политической, экономической, культурной и социальной системами. Изменения в одной из них ведут к определенным последствиям в других

2. Ввиду возросших масштабов иммиграции из Азии и Африки в Западную Европу и стихийности этого процесса, существует опасность превращения в будущем Франции в регион с преобладанием неевропейского населения. Этому в значительной степени способствует тот факт, что большинство иммигрантов неевропейского происхождения исповедуют нехристианскую религию, соблюдают традиции и обычаи, далекие от многовековой христианской культуры европейского региона, а также имеют возможность жить в замкнутых самодостаточных сообществах.

3. Современные иммиграционные процессы во Франции, происходят в условиях глобализации. Являясь неотъемлемой частью современного мира, она оказывает значительное влияние на различные системы общества, с которыми тесно связана иммиграционная система. Глобализация негативно влияет на характер иммиграционных процессов, делая их крайне нежелательными для рассматриваемых стран в связи с рядом трудностей, возникающих в экономической системе (например, использование более дешевого труда иностранных рабочих, освоение крупными компаниями новых регионов с последующим созданием там рабочих мест).

4. Постепенное разрушение национальных границ под воздействием процессов глобализации сделает беззащитными правительства европейских государств и Франции перед массовой неконтролируемой нелегальной иммиграцией.

5. Опыт ряда стран-членов ЕС, в первую очередь, Германии и Франции, может оказаться полезным для Казахстана и способствовать формированию и проведению обдуманной и правильной миграционной политики, направленной на защиту национальных интересов.

В целом, изучение исследований как российских, так и зарубежных  авторов послужили «мотивирующим фактором» для изучения миграционных процессов в странах Европейского Союза.

Структура работы. Работа состоит из 3 разделов, введения, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматривается сущность миграции, перемещения  населения и трудовых ресурсов. Освещаются различные виды миграции, условия и факторы, способствующие ее распространению в мировом сообществе.

Во второй главе говорится об особенностях формирования и развития миграционной политики европейских стран. А также о социально-политических условиях формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст. Рассматриваются законодательные базы отдельных европейских стран.

В третьей главе отдельно рассматривается   французская миграционная политика: особенности ее институализации и современное развитие. В работе указаны институты миграционной политики, уделяется внимание проблемам, связанным с беженцами, путям регулирования иммиграционных процессов.

 

 

 

 

Раздел I. Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики

 

 

 

1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов

 

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правом выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества[1].

Мировое сообщество столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия трудовой миграции.

Прежде всего, учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, утечку умов.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

 

 

1.2 Теории исследования миграционных процессов

 

 

За сравнительно небольшой исторический период, в который миграция населения изучалась и рассматривалась как самостоятельное научное направление, возникло достаточно большое количество научных подходов и теорий в изучении этого общественно-экономического явления. Развитие научных взглядов происходило в рамках тех или иных научных подходов, что в каждом случае абсолютно оправдано и справедливо: географического, исторического, политического, экономического и др., в том числе и демографического. Выбор подхода, как известно, зависит от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Основываясь на анализе зарубежной и отечественной литературы наиболее полная классификация была разработана В.А. Ионцевым и включает 17 различных подходов к изучению миграции населения, которые объединили по его оценке 45 научных направлений, теорий и концепций. Из них, на экономический подход приходится 15 теорий, 5 - на социологический, 4 - на чисто миграционный, 3 - на демографический, 2 - на исторический.

Такое разнообразие теоретических, научных подходов к изучению миграции населения является самым убедительным доказательством того, что миграционные процессы зависят и влияют на все стороны социально-экономических процессов.

Одно из первых глубоких теоретических исследований миграционных процессов принадлежит английскому ученому Е.Г. Равенштейну, который в 1885 году на примере миграций в Великобритании и Северной Америке сформулировал одиннадцать миграционных законов. Многие из этих законов справедливы и до настоящего времени, что говорит об их объективном характере. Именно поэтому на них базируются многие теории в области миграции.

Основными из них являются следующие:

–                    больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;

–                    чем крупнее территориальный центр, тем более привлекательное влияние он оказывает;

–                    каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток;

–                    рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в нем приростом;

–                    масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и, особенно с развитием транспорта;

–                    экономические причины миграции являются определяющими.

Объективность законов, присущих миграции населения доказывает то, что недоучет их действия или полное игнорирование приводит к таким негативным последствиям как рост нелегальной миграции, нарушение в размещении производительных сил, недоразвитие транспортных связей, снижение уровня жизни, возникновение социальных конфликтов.

Для определения методологических подходов к разработке миграционной политики наиболее актуальной представляется разработанная Л.Л. Рыбаковским теория трехстадийности миграционного процесса, которая позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления. В соответствии с этой теорией миграционный процесс состоит из трех стадий:

–                    исходная, или подготовительная стадия, представляющая процесс формирования территориальной подвижности населения;

–                    основная стадия, или собственно переселение населения;

–                    заключительная, или завершающая стадия, выступающая как приживаемость мигрантов на новом месте.

Имея сложную природу и многофакторную зависимость от всего комплекса условий, существующих в окружающей человека среде, миграция населения может быть квалифицирована как наиболее многоплановый и многосторонний социальный процесс.

Если под управлением подразумевать воздействие на конкретные объекты, с целью их упорядочения, то при управлении миграционными процессами необходимо осуществлять воздействие на сложнейший социальный объект. В этом смысле управление миграционными процессами – это социальное управление.

Социальные процессы и социальные системы относятся к наиболее сложным, с точки зрения управления процессам, так как они зависят не только от элементов, воздействующих на процесс, но и от объекта, на который направлено управление – человека, носителя психологических реакций и движимого в своих действиях в зависимости от этих реакций.

Именно в отношении социальных объектов эффективным управление может стать только при условии предварительного обоснования и разработки определенной политики в отношении развития конкретного объекта (системы).

Политикой мы называем систему социально-экономических ориентиров, взглядов, выраженную в форме определенных целей, принципов, задач и направлений развития объекта в процессе управления.

Существует достаточно распространенная либеральная точка зрения, что государство вообще должно устраниться от управления миграционными процессами. Не согласиться с ней можно по следующим причинам:

–                    как в плановой, так и в рыночной экономике процесс размещения населения зависит от действующих регуляторов, в первом случае плановых, во втором стихийных;

–                    действие рыночных регуляторов побуждает население двигаться вслед за капиталами. Движение инвестиций в свою очередь зависит от нормы получаемой от их вложения прибыли, что приводит к цикличности экономического развития, при котором на смену резким подъемам приходят периоды спадов и кризисов;

Информация о работе Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)