Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования - выявить и показать экономико-, социально- и политико-географические аспекты внешних миграций населения Франции.
В соответствии с этим поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические особенности миграционной политики.
2. Охарактеризовать особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран.
3. Определить место и роль Франции в межгосударственных миграциях в Западной Европе.
4. Рассмотреть основные потоки внешних миграций населения Франции.
5. Проанализировать влияние иммиграции как преобладающего вида внешних миграций населения Франции на динамику численности населения, его состав и расселение во Франции.
6. Исследовать демографическую, этническую и социально-экономическую структуру иностранного населения Франции.
Введение
1 Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики
1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов
1.2 Теории исследования миграционных процессов
1.3 Международно-правовые основы миграционной политики
2 Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
2.1 Социально-политические условия формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст.
2.2 Миграционная политика Европейских Стран
2.3 Текущие тенденции в международной миграции в Европе
2.4 Причины трудовой миграции
3 Французская миграционная политика: особенности институализации и ее современное развитие
3.1 Миграционные процессы во Франции
3.2 Институты миграционной политики
3.4 Беженцы
3.3 Регулирование иммиграционных процессов
3.5 Интеграция иммигрантов во Франции
3.6 Получение гражданства
3.7 Нелегальная миграция
3.8 Последние изменения в иммиграционной политике Франции.
3.9 Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС
Заключение
Список литературы
В настоящее время c целью длительного пребывания во Францию ежегодно приезжают около 100 тыс. граждан третьих стран. Большая часть из них получает разрешение на проживание в связи с воссоединением с семьей близких родственников, которые являются иностранцамии легально проживают во Франции. Фактически количество иностранных граждан, проживающих во Франции, из года в год остается неизменным. В среднем за год число лиц, получающих французское гражданство, примерно равно числу иностранцев, получающих разрешение на въезд с целью длительного пребывания. Разумеется, эта цифра не учитывает граждан Европейского Союза, поскольку они рассматриваются как европейские граждане, имеющие право работать и жить во Франции на тех же основаниях, что и любой французский гражданин.
Основными правительственными органами, которые занимаются вопросами международной миграции, являются:
Министерство по социальным делам, труду и солидарности включает в себя следующие организации и службы, занимающиеся проблемами мигрантов: ADRI, FASILD, OMI, SSAE, ASSFAM, DPM (о характере их деятельности см. ниже);
Министерство внутренних дел, включающее в себя Управление по гражданским свободам и Центральное управление пограничной полиции, которое входит в структуру Генерального управления Национальной полиции. Управление пограничной полиции осуществляет контроль миграционных потоков и борьбу с нелегальной миграцией;
Министерство иностранных дел, отстаивающее интересы французских граждан за границей и иностранных граждан во Франции. В нем разрабатывается государственная политика в сфере визового режима и передвижения иностранных граждан на территории Франции;
Министерство юстициивключает в себя Управление по гражданским делам и печати, которое наряду с другими Министерствами разделяет ответственность по вопросам предоставления гражданства.
Остановимся более подробно на главных направлениях деятельности учреждений Министерства по социальным делам, труду и солидарности, занимающихся проблемами миграции.
Отдел международной миграции (OMI) был учрежден законом от 2 ноября 1945 г. (первоначально название — Национальное иммиграционное бюро). Это государственное учреждение, относящееся к Министерству труда и солидарности, отвечает за наем иностранных рабочих. Кроме того, Отдел занимается организацией набора рабочих, в том числе и иностранцев, во Франции для дальнейшей работы за границей. ОМИ осуществляет прием иностранных граждан и их семей, а также контроль их пребывания на территории Франции и содействует их дальнейшей интеграции во французское общество.
Агентство по развитию международных культурных отношений (ADR)Iосуществляет сбор и распространение информации любого характера для оказания помощи и поддержки при интеграции иностранных граждан в общественную, культурную и экономическую жизнь Франции. Эта организация предоставляет информацию, разрабатывает образовательные программы и предоставляет технические средства для их реализации работникам социальных служб, муниципалитетов, добровольных ассоциаций и др. Кроме того, агентство собирает подобную информацию по миграционным процессам в других европейских странах.
Бывший Фонд социального помощи иностранным рабочим и их семьям (FAS) был преобразован в 2001 г. в Фонд содействия и поддержки, интеграции иммигрантов и борьбы с дискриминацией (FASILD). Основная деятельность Фонда направлена на интеграцию иммигрантов и членов их семей во французское общество, а также на борьбу с дискриминацией. Фонд является общественным административным учреждением, которое находится на попечении государства и насчитывает примерно 250 сотрудников, 100 из которых работают в 17 региональных представительствах. Деятельность Фонда осуществляется по девяти направлениям: 1) защита окружающей среды в месте проживания; 2) помощь иммигрантам, находящимся в местах массового проживания; 3) профессиональная интеграция и адаптация иммигрантов; 4) социальная и семейная работа; 5) интеграция детей и молодежи; 6) интеграция посредством культурной деятельности; 7) интеграция посредством распространения информационных технологий; 8) поддержка действий, направленных на интеграцию; 9) обучение иммигрантов.
Французское бюро защиты беженцев и апатридов (OFPRA) является неправительственной организацией, обладающей финансовой и административной самостоятельностью. Это бюро существует в рамках Министерства иностранных дел. Организация осуществляет юридическую и административную защиту беженцев и апатридов, обеспечивает связь с другими отделами министерств, которые занимаются подобными вопросами, а также следит за выполнением международных соглашений, договоров в защиту беженцев, проживающих во Франции, В частности, бюро следит за выполнением условий Женевского соглашения от 28 июля 1951 г. (статьи 1 и 2 закона от 25 июля 1952 г. относительно права убежища, измененные законом от 11 мая 1998 г.). Кроме того, бюро рассматривает заявки предоставлении убежища, принимает или отклоняет просьбы о признании статуса беженца. В случае отклонения просьбы иммигрант может обжаловать решение OFPRA перед Комиссией по делам беженцев.
Социальная Служба помощи эмигрантам (SSAE) играет важную роль в процессе приема и интеграции иммигрантов и беженцев, предоставляя им социальную специализированную помощь. Социальная служба помощи эмигрантам помогает иммигрантам и эмигрантам в трудных ситуациях, с которыми они сталкиваются в процессе своего перемещения или обустройства на новом месте. Кроме того, Служба способствует воссоединению семей, оказывает защиту женщинам и детям, мигрирующим индивидуально, помогает поддерживать связь между эмигрантом и финансовыми учреждениями.
Ассоциация социальной помощи семейным мигрантам (ASSFAM) осуществляет специализированную деятельность в отношении мигрантов всех национальностей и членов их семьей. Компетентность данной ассоциации выражается в знании национальных и международных норм права, культурных и национальных особенностей различных сообществ иммигрантов. Ассоциация социальной помощи принимает лиц иностранного происхождения, которые планируют постоянно проживать во Франции и сталкиваются с многочисленными трудностями. Ассоциация проводит консультации для иммигрантов и помогает им в решении различных проблем.
Управление по вопросам народонаселения и миграции (DPM) было создано в 1966 г. при Министерстве по социальным делам, труду и солидарности. Управление может осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и (что происходит чаще) работая совместно с другими административными и общественными учреждениями, например с такими, как Бюро международной миграции, Фонд содействия, поддержки, интеграции и борьбы с дискриминацией и др. В процессе совместной работы Управление поддерживает деятельность этих организаций в вопросах приема и интеграции иммигрантов, а также обеспечивает решение проблем, связанных с получением гражданства. Управление состоит из трех отделов: (1) отдела демографии, движения населения и международных отношений; (2) отдела приема и интеграции иностранных граждан во Франции; (3) отдела натурализации.
Миграционная политика французского правительства осуществляется по трем направлениям:
управление миграционными потоками;
борьба против нелегальной иммиграции;
интеграция иммигрантов, живущих во Франции.
Въезд во Францию может осуществляться по краткосрочной (на период до 3-х месяцев) или по долгосрочной визам (на период более 3-х месяцев). Разрешение на въезд во Францию с целью длительного пребывания (более 3-х месяцев) ограничено рядом конкретных обстоятельств. Его могут получить лица, приезжающие с целью воссоединения семьи (дети, жены, мужья), лица, получившие разрешение на работу, а также студенты. Виза для краткосрочного пребывания действительна в течение 3-х месяцев. Она разрешает передвижение по всему Шенгенскому пространству.
Иностранные граждане стран Шенгенского соглашения могут свободно въезжать и находиться во Франции в течение 3-х месяцев. По истечении этого времени они должны либо покинуть страну, либо осуществить запрос в префектуру по месту их жительства во Франции для получения разрешения на проживание или на работу.
Как уже отмечалось, политика по отношение к трудовым мигрантам из третьих стран во Франции, как и в других странах Западной Европы, с 1974 г. носила ярко выраженный ограничительный характер. До недавнего времени получение разрешения на работу представляло собой утомительную бюрократическую процедуру. Однако с принятием закона Шевенмана в 1998 г. был сделан небольшой шаг в сторону смягчения ограничений к доступу на рынок труда для некоторых категорий специалистов, а сами процедуры получения разрешений на работу стали легче.
Если гражданин государств, не входящих в число стран — участниц Шенгенского соглашения, хочет прибыть по Францию на долгий срок для реализации своих профессиональных целей, он должен получить визу, контракт и разрешение на работу. В настоящее время во Франции существуют два вида разрешений на работу. Первый — разрешение на постоянную работу — первоначально выдается сроком на 1 год, а затем может продлеваться неограниченное число раз. В 2000 г. было выдано 6 тыс. таких разрешений. Ко второму виду относятся временные разрешения на работу, которые выдаются сроком на 9 месяцев и впоследствии могут обновляться. В 2000 г. было выдано 5500 таких разрешений.
Для того чтобы нанять на работу иностранца из третьих стран, работодатель должен обратиться в Управление труда соответствующего Департамента Франции, который затем направляет запрос в Национальное агентство занятости. В ходе этих обращений работодатель должен доказать, что наем иностранного работника не ухудшит состояние рынка труда для французских граждан или для постоянно проживающих во Франции граждан других стран. Согласно новому закону, ходатайства о выдаче разрешений на работу должны рассматриваться в течение 2–3 месяцев. Серьезным основанием для отказа в прошении может стать криминальное прошлое потенциального иммигранта.
В случае принятия положительного решения разрешение на работу можно получить во французских консульствах или зарубежных представительствах Отдела по международной миграции (OMI). Однако для этого работодатель должен заплатить специальную пошлину. Другим дополнительным условием получения разрешения на работу является прохождения потенциальным иммигрантом после прибытия во Францию медицинского освидетельствования, которое организуется Отделом международной миграции. Кроме того, OMI осуществляет сбор и хранение информации о каждом иностранном рабочем. Если работодатель будет использовать работника без разрешения на работу, то за нарушение закона налагается специальный штраф, который работодатель должен будет уплатить в OMI .
Одним из главных нововведений закона Шевенмана является облегчение доступа на французский рынок труда специалистам в области информационных технологий. Для того чтобы пригласить иностранного специалиста, работодатель должен отправить ему рабочий контракт, на основе которого во французском консульстве ему будет выдана долгосрочная виза. В отличие от работников других специальностей решение о выдаче разрешения на работу специалисту в области информационных технологий принимается на местном уровне в Управлении труда любого департамента без участия Национального агентства занятости. Одним из условий предоставления разрешения является гарантия со стороны работодателя о выплате заработной платы в размере не ниже 3500 евро. Вся процедура выдачи разрешения на работу занимает примерно 1 месяц. В 2000 г. было выдано 2605 разрешений на работу специалистам в области информационных технологий, из которых 986 были временными, а 1619 — постоянными.
При наличии достаточных финансовых ресурсов и удовлетворительных жилищных условий иностранные работники могут приглашать к себе для проживания своих близких родственников. Однако это право не распространяется на тех, кто имеет временное разрешение на работу, за исключением специалистов из области информационных технологий. Следует отметить, что современное французское законодательство разрешает работать супругам иностранных работников. Иностранные рабочие также обладают правом на получение вида на жительство. Кроме того, они могут пользоваться всеми видами социальных услуг, поскольку изначально в их контракты заложены отчисления во все социальные фонды.
В настоящее время французское правительство проявляет повышенный интерес к вопросам международного обмена и привлечения иностранных студентов в высшие учебные заведения Франции. Так, в 1998 г. Министерство национального образования и Министерство иностранных дел создали совместно Агентство по вопросам французского образования. Среди основных задач этого Агентства можно отметить следующие: содействие распространению французского образования среди иностранных студентов; обеспечение студентов полной информацией о возможностях обучения во Франции; координация и представление различных видов образовательных программ за границей.
Проводимая политика позволила после 10 лет уменьшения численности иностранных студентов увеличить их число до 173 тыс. человек в 2000 г. Это составляет 10% от общего числа студентов, обучающихся во всех французских вузах. При этом большинство студентов прибыли из Африки (49,5%), 28,8% — из других европейских стран, 14,3% — из Азии, 7,1% — Америки.
Кроме того, в рамках IX-й Конференции Посольств, которая состоялась в августе 2001 г., был организован «круглый стол», посвященный проблемам приема иностранных граждан во Франции и международному образованию. На заседании «круглого стола» министрами национального образования и иностранных дел было решено разработать ряд мер по развитию международного сотрудничества в области высшего образования. Так, было предложено учредить «декларацию международной деятельности» для университетов и институтов Франции, с помощью которой данные учреждения смогут определять направления своей международной деятельности, сотрудничая при этом с Министерством образования и Министерством иностранных дел. В качестве инструмента, обеспечивающего качественную и количественную поддержку проводимой политики, было решено создать «совет по приему иностранных студентов», который должен будет разработать Устав по приему иностранных студентов. При этом активную роль в деятельности этого совета будет играть Агентство по французскому образованию. На конференции было подчеркнуто, что для увеличения численности иностранных студентов следует расширить возможности для продолжения обучения во Франции тем иностранцам, которые обучались во французских колледжах за границей. Также было решено выдавать разрешения на временную работу для некоторых категорий студентов. В ближайшее время министерства планируют провести реформу в отношении процедуры приема иностранных студентов. В первую очередь она коснется сроков рассмотрения документов и выдачи виз для студентов.
Информация о работе Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)