Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и показать экономико-, социально- и политико-географические аспекты внешних миграций населения Франции.
В соответствии с этим поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические особенности миграционной политики.
2. Охарактеризовать особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран.
3. Определить место и роль Франции в межгосударственных миграциях в Западной Европе.
4. Рассмотреть основные потоки внешних миграций населения Франции.
5. Проанализировать влияние иммиграции как преобладающего вида внешних миграций населения Франции на динамику численности населения, его состав и расселение во Франции.
6. Исследовать демографическую, этническую и социально-экономическую структуру иностранного населения Франции.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методологические особенности изучения миграционной политики
1.1 Сущность межстрановой миграции населения и трудовых ресурсов
1.2 Теории исследования миграционных процессов
1.3 Международно-правовые основы миграционной политики
2 Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
2.1 Социально-политические условия формирования миграционной политики стран Европы во второй половине XX ст.
2.2 Миграционная политика Европейских Стран
2.3 Текущие тенденции в международной миграции в Европе
2.4 Причины трудовой миграции
3 Французская миграционная политика: особенности институализации и ее современное развитие
3.1 Миграционные процессы во Франции
3.2 Институты миграционной политики
3.4 Беженцы
3.3 Регулирование иммиграционных процессов
3.5 Интеграция иммигрантов во Франции
3.6 Получение гражданства
3.7 Нелегальная миграция
3.8 Последние изменения в иммиграционной политике Франции.
3.9 Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

 

 

2.2 Миграционная политика Европейских Стран

 

 

Государственная миграционная политика на мировом уровне разрабатывается и реализуется в декларациях, конвенциях, других актах, принимаемых прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций, ее специализированными организациями: Международной Организацией Труда — МОТ, ЮНЕСКО, специализированными органами — Экономическим и Социальным Советом ООН — ЭКОСОС, Управлением Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев — УВКБ, Международной организацией по миграции — MOM.

Принимаемые на Всемирных конференциях ООН, имеющих правительственный статус, решения имеют значительный вес и образуют совместно с принятыми и ратифицированными конвенциями, пактами, протоколами общую международно-правовую базу регулирования и управления миграционными процессами на межправительственном уровне.

Законодательные акты в области миграции той или иной страны имеют как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от ряда причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация в стране, состояние рынка труда и т.д.

Анализ международных актов, национального законодательства позволяет сделать вывод, что миграционная политика включает или пронизывает такие общепринятые понятия, как экологическая, социальная, национальная и международная политика.

Автор разделяет точку зрения о том, что миграционная политика — это совокупность социально-политических концепций и взглядов на международную миграцию, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий, направленных на регулирование миграционных процессов.

Активизация исследований миграции позволяет выделить два подхода к изучению контроля над иммиграцией — на международном и национальном уровнях. В первом из них иммиграционная политика рассматривается в контексте международных отношений. В этом случае контроль над иммиграцией интерпретируется как структурная потребность, исходящая из несоответствия между открытыми и характеризующимися глобальным характером рыночными силами и закрытыми, имеющими территориальные пределы государственными образованиями.

Анализ миграционной политики на национальном уровне, представляет собой попытку определить внутренние факторы, которые формируют и определяют конкретную иммиграционную политику западных государств.

Для раскрытия сущности государственной иммиграционной политики стран Западной Европы проанализируем нормативно-правовую основу регулирования миграционных потоков.

В Бельгии правовую основу регулирования миграции составляют Закон о въезде на территорию, проживании, праве на поселение и выдворении иностранцев; Королевский декрет о въезде на территорию, проживании, праве на поселение и выдворении иностранцев; Королевский декрет, устанавливающий процедуры, выполняемые Постоянной комиссией по рассмотрению апелляций беженцев.

В этой стране установлено, что ходатайства о въезде должны быть заявлены по прибытии в страну на пунктах въезда или в течение восьми рабочих дней после прибытия; ходатайства, заявленные с опозданием, не рассматриваются — отказ в приеме поздно поданного ходатайства может быть опротестован только перед Государственным советом. Принятие решения по приему ходатайств от потенциальных беженцев возложено на министра внутренних дел или его уполномоченного; оценка обоснованности ходатайств возложена на Генерального комиссара по делам беженцев и лиц без гражданства – руководителя автономного органа, который находился в составе министерства юстиции, а затем под юрисдикцией министерства внутренних дел. В случае отрицательного решения заявитель должен выехать из страны в течение пяти дней. Примечательно, что представители Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев могут проводить собственные экспертизы таких решений по своей инициативе или по запросу.

Законодательная база Великобритании включает два иммиграционных закона и иммиграционные правила. На основе этих законов рассматриваются вопросы выезда, апелляции, положительного решения или выдворения. Ходатайство обычно не принимается к рассмотрению, если заявитель может безопасно возвратиться в страну, откуда он прибыл. Получивший отказ заявитель не может подать апелляцию, если не имеет действующей визы или разрешения на въезд — он должен покинуть страну и обжаловать это решение уже из-за рубежа. Но на практике не исключается его обращение в МВД до депортации. Лорд-канцлер (Верховный судья) вправе обратиться к материалам дела и изучить суть апелляции; обоснованность апелляции проверяет Трибунал. На практике подача апелляции редко приводит к успеху. Вместе с тем отказ признать заявителя беженцем не означает обязательность покинуть Великобританию — в случае его соответствия требованиям применяемых ко всем иностранцам иммиграционных правил, ему может быть разрешено остаться в стране.

В Великобритании существенные возможности участия в решении вопросов беженцев предоставлены УВКБ ООН; его представители могут излагать свое мнение по рассматриваемым делам на любой стадии процедуры, участвовать при рассмотрении любой апелляции в суде или Иммиграционном апелляционном трибунале, оказывать консультационные услуги. Вместе с тем УВКБ пользуется этой прерогативой лишь в исключительных случаях.

Законодательная база Германии в области миграции включает статью Конституции, законы о процедуре предоставления убежища, об иностранцах, выполнение которых возложено на Федеральное ведомство по признанию иностранных беженцев, Пограничную полицию и Ведомство по делам иностранцев. Согласно установленной здесь процедуре, ищущее убежище лицо не допускается к въезду в страну Пограничной полицией, если оно прибыло из безопасной третьей страны (страны ЕЭС, Австрия, Чешская Республика, Финляндия, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария). Въезд также запрещается, если ищущее убежище лицо уже пользовалось защитой от преследований в другом государстве и может туда вернуться; или если это лицо представляет опасность для общества (было осуждено немецким судом за совершение серьезного преступления).

В ФРГ во всей политико-правовой деятельности в отношении эмигрантов принимает участие представитель УВКБ ООН, который имеет право присутствовать при рассмотрении дела; прибывший в поисках убежища иностранец имеет право контактировать с представительством УВКБ. УВКБ участвует в рассмотрении касающихся практики предоставления убежища вопросов путем представления официальных заявлений в соответствующие судебные органы страны.

Общее число иностранцев в Германии составляет, по оценкам, более 11 миллионов человек, причем лишь незначительная часть из них приехала без соответствующего приглашения.

Государственная миграционная политика строится по принципу — ФРГ не является страной иммиграции и не должна стать ею в будущем. Обновленный закон об иностранцах (2000 г.) ограничивает приток иностранцев из третьих стран и облегчает интеграцию находящихся в Германии иностранцев, включая упрощение процедуры получения ими немецкого гражданства. Согласно Конституции (§116) немцем является, в сущности, не немец по крови, а каждый гражданин Германии.

Ограничительные меры (ужесточение пограничного контроля, сокращение срока рассмотрения заявлений) сократили число заявителей, но не ослабили притягательности Германии для беженцев. Доля Германии по числу иммигрантов в ЕС растет.

Все большую актуальность приобретает вопрос о немецком гражданстве, который оказывает влияние на политическую ситуацию: социал-демократы, либеральные демократы и "зеленые" сторонники допущения двойного гражданства, а христианские демократы — решительные противники.

Нормативно законодательную базу Греции составляют Закон "О въезде-выезде, пребывании, трудоустройстве, депортации иностранных беженцев"; декрет президента "О процедуре проверки ходатайств иностранцев о признании их беженцами, аннулировании признания и сотрудничестве с УВКБ". Их выполнение возложено на Департамент полиции по делам иностранцев (находится под эгидой Министерства общественного порядка). Ходатайство о предоставлении убежища подается в департамент, решения по ходатайствам принимает министерство.

Решение проблем беженцев и мигрантов в Дании ведется на основании закона и декрета об иностранцах. Решения по обоснованности ходатайств об убежище принимает Датский директорат по делам иностранцев. Ходатайства об убежище подаются в пунктах въезда пограничной полиции, которая проводит предварительный опрос заявителей. Прибывшее из безопасной страны ищущее убежище лицо может получить отказ в допуске к процедурам предоставления убежища.

Закон об иностранцах предусматривает предоставление статуса де-факто для лиц, ходатайства об убежище которых близки по содержанию к ходатайствам беженцев или содержат иные серьезные мотивы. В этом случае министр внутренних дел может предоставить вид на жительство по гуманитарным соображениям.

Миграционная политика в Испании базируется на законе об убежище, Королевском декрете. В этой стране выполнение данных актов возложено на Объединенное управление по вопросам убежища и беженцев. Проблемы мигрантов решает Межведомственная комиссия по вопросам убежища и статуса беженцев. Были предприняты практические меры к ускорению рассмотрения как явно обоснованных, так и явно необоснованных или обманных ходатайств.

В отличие от других стран, согласно испанскому законодательству существует разделение между признанием статуса беженца в соответствии с Международной Конвенцией о статусе беженцев (1951 г.) и предоставлением убежища. Признание статуса беженца за теми, кто отвечает критериям Конвенции, по своей природе чисто декларативно, тогда как предоставление убежища влечет за собой юридические обязательства обеих сторон. Согласно внутреннему законодательству, предоставление убежища определено как выборочная защита со стороны государства.

В Норвегии законодательная база включает Закон и Декрет об иностранцах, реализация которых возложена на Директорат иммиграции Министерства юстиции. Ищущие убежище при отсутствии тесных связей с Норвегией не допускаются к прохождению процедуры, если прибыли из страны первого убежища. Решения по ходатайствам принимаются указанным Директоратом на основе материалов полицейского опроса.

Важно отметить, что национальное законодательство предусматривает защиты покинувшим родные страны лицам по причинам, сходным с теми, по которым предоставляется этот статус, от возвращения в страны происхождения — им предоставляется гуманитарный статус.

Следует обратить внимание на такой факт — получившие гуманитарный статус лица не имеют права на воссоединение семей. Такое законное право возникает только при получении постоянного вида на жительство, т.е. по прошествии, по крайней мере, трех лет после получения временного вида на жительство. Практика показывает, что в Норвегии весьма строго относятся к приему иностранных граждан.

Политико-правовая основа регулирования вынужденной миграции в Финляндии включает Закон и Декрет об иностранцах, а также декреты, касающийся функций МВД, Уполномоченного по защите чести и достоинства иностранцев и Апелляционной комиссии (независимый полуюридический орган). Выполнением правовых актов занимаются МВД и Апелляционная комиссия. Все ищущие убежище лица проходят собеседование в органах полиции. После принятия решения об отказе в убежище отдается распоряжение о депортации.

Финские дипломатические представительства за рубежом при наличии серьезных оснований гуманитарного или иного специального характера могут выдавать разрешения на жительство в Финляндии в ограниченном периоде времени.

Законодательная база Франции включает Указ, касающийся условий въезда и пребывания иностранцев, Закон о Французском Управлении по защите беженцев и лиц без гражданства (ФУЗБ). Последней крупной реформой иммиграционного законодательства было принятие Закона 1998 года, внесенного в Национальное собрание Франции министром внутренних дел страны Ж-П. Шевенманом. Основным государственным органом по проблемам миграции является ФУЗБ (придано Министерству внешних отношений), которому оказывается помощь Официальным Советом (Коллегией) — межведомственным органом, членом которого является представитель УВКБ ООН. В рамках предварительной процедуры ФУЗБ обязано вынести решение в течение восьми дней, которое может быть обжаловано заявителем перед Апелляционным судом в течение 48 часов заявителем и Министерством внутренних. Ходатайства ищущих убежище лиц автоматически отвергаются в случае не соответствия соглашению о Шенгенской зоне.

Французская Конституция гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые опасаются преследований на родине. По французскому законодательству существует различие между обращением за территориальным убежищем, т.е. просьбой о разрешении въехать в страну, и ходатайством о предоставлении статуса беженца. Во время предварительной процедуры рассматривается только первая просьба с целью "отфильтровать" явно необоснованные ходатайства. Власти имеют право содержать заявителя в специально предназначенных "зонах ожидания" в морских портах или аэропортах.

Правительством по политическим причинам периодически проводится широкомасштабные амнистии, которыми легализуется или урегулируется положение большого числа нелегальных иммигрантов. Первая амнистия была проведена в 1982 году после победы Ф. Миттерана на президентских выборах. Решение о второй крупной амнистия было принято в 1997 году после победы коалиции социалистов, "зеленых" и коммунистов. Из 140 тыс. заявлений с просьбой об урегулировании положения 80 тыс. были приняты правительством, 60 тыс. — отклонено.

Информация о работе Современные миграционные процессы в ЕС (на примере Франции)