Правовой статус человека и гражданина в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

вытекает цель исследования: выявить основные принципы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с выделенной целью были выявлены следующие задачи:
1) рассмотреть основополагающие понятия связанные с гражданством;
2) раскрыть понятия прав и свобод человека и гражданина;
3) перечислить основные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации;
4) выявить основные принципы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

ПОЧТИ ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ)))).docx

— 66.59 Кб (Скачать)

Политические  права и свободы. В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства.

Политические права и  свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет [21, c. 65].

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти. Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к государственной  службе (ч. 4 ст. 32 Конституции) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов                (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем [25, c. 64].

 Выражением социальной  и политической активности граждан,  их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Социально-экономические  права и свободы. Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим  правам и свободам, закрепленным в  Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями               культуры [16, c. 44].

Инициируя экономическую  и социальную активность каждого  человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [16, c. 45].

В условиях рыночной экономики  претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции). Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом: 1) запрещен принудительный труд;   2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; 3) утверждено право на защиту от безработицы; 4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых [9, c. 50]. В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит  от статуса его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Ст. 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических  прав и свобод относится и право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных               законом [16, c. 46]. Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие [16, c. 47].

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и  медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением                    (ст. 42 Конституции). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических  прав и свобод относится право  на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация этого права  дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования [16, c. 48].

В соответствии со ст. 44 Конституции  каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его  права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, – обязанность государства». Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, при знание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью  должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное. В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i- osnovnyx-svobod/.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966. //http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.html.
  3. Конституция Российской Федерации: конституционный федеральный закон от 12.12.1993.// Справочник юриста – М., 2007. – с.58.
  4. Алексеева, Л.Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации / Л.Б. Алексеева,                       В.М. Жуйков, И.И. Лукашук // М.:  Права человека, 2006. – с. 320.
  5. Аметистов, Э.М. Права человека. Основные международные документы / Э.М. Аметистов, В.А. Карташкин // М.: Международные отношения, 2009. – С.34-37.
  6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай // М.: Норма-М, 2010.–С. 45-49.
  7. Баглай,  М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов // М.: БЕК, 2008. – с. 80.
  8. Бекназар-Юзбашев, Т.Б. Права человека и международное право / Т. Б. Бекназар-Юзбашев // М.: Обществознание России, 2006. – С.19-23.
  9. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова // М.: БЕК, 2006. – С. 50-52.
  10. Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред.              А.Я. Сухарев // М.: Инфра-М, 2000.– с.412.
  11. Бота, Л. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности / Л.Бота // М.: ИНТУ, 2005. – с.220.
  12. Васильев, А.В. Государство, право и личность / А.В. Васильев // В мире права, 2010. – № 2. – С. 17-21.
  13. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров // М.: Юриспруденция, 2010. – с.470.
  14. Гаврилов, В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов / В.В. Гаврилов // Владивосток: ДВГУ, 2008. – c. 240.
  15. Глотов, С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия / С.А. Глотов // Краснодар: Кубань, 2008. – с. 60.
  16. Гордон, Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России / Л.А. Гордон // Общественные науки и современность, 2007. – № 3. – С.42-48.
  17. Жарков, Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения / Б. Н. Жарков // М.: Знание, 2006. – с.170.
  18. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца // М.: Норма-М, 2005. – с. 360.
  19. Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В.А. Карташкин // М., 2005. – с. 210.
  20. Квашис, В. Католическая церковь за отмену смертной казни / В.Квашис // Российская юстиция, 2010. – № 5. – С. 39-47.
  21. Козлова, Е.И.  Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин // М.: Юристъ, 2007. – С. 62-65.
  22. Конституционное право: учебник для вузов //                                  Под ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2009. – с.352.
  23. Кузнечевский, В. Высокая цена права. Права и свободы личности / В. Кузнечевский, А. Красулин // Российской газеты, 2005. –         С. 82-85.
  24. Лукашева, Е.А. Межнациональные конфликты и права человека / Е.А. Лукашева // Права человека и межнациональные отношения, 2004. –               С. 10-12.
  25. Лукашева, Е.А. Права и свободы человека и гражданина: совершенствование деятельности государства – необходимое условие обеспечения прав человека / Е.А. Лукашева // Государство и право, 2005. – №5. – С. 61-65.
  26. Матвеева, Т.Д. День прав человека / Т.Д. Морозова // Международная жизнь, 2006. – №7. – С. 11-12.
  27. Морозова, Л.А.  Теория государства и права: учебник для вузов // Л.А. Морозова. – М., 2005. – с. 480.
  28. Обухова, Е.С. Права и свободы человека и гражданина: совершенствование законодательства Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод /        Е.С. Обухова // Государство и право, 2008. – №2. – С. 24-31.
  29. Чайка, Ю.  Права человека – приоритет Конституции Российской Федерации  / Ю. Чайка // Российская юстиция, 2003. – №12. – С. 5-8.
  30. Юнусов, М.А. Юнусов Э.А. Возникновение обязанностей человека и гражданина / М.А. Юнусов, Э.А. Юнусов // Право и государство, 2007. – №12. – С. 25-29.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в РФ