Административно правовой статус гражданина рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:19, доклад

Описание работы

Граждане РФ являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. В соответствии с российским законодательством под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [52]. По своему правовому положению, в том числе и в сфере государственного управления, гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории данного государства. С учетом этого необходимо различать административно-правовые статусы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Работа содержит 1 файл

Административно правовой статус гражданина рф.docx

— 16.65 Кб (Скачать)

Административно-правовой статус граждан РФ

Граждане РФ являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. В соответствии с российским законодательством  под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей [52]. По своему правовому  положению, в том числе и в  сфере государственного управления, гражданин конкретного государства  отличается от иностранных граждан  и лиц без гражданства, находящихся  на территории данного государства. С учетом этого необходимо различать  административно-правовые статусы  граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным  от его конституционно-правового  статуса и конкретизирован в  многочисленных нормативно-правовых актах  применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы  граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и  свободам человека и гражданина посвящена  гл. 2 Конституции РФ). Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается  нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.

Для формирования административно-правового статуса  граждан наиболее важными являются общие конституционные положения  о том, что человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства (ст. 2 Конституции  РФ). Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ).

18

В России признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции  РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции  РФ).

Административно-правовой статус граждан является комплексным  образованием, имеющим несколько  относительно обособленных групп прав, и обязанностей граждан в сфере  государственного управления:

общих для всех лиц, находящихся на территории РФ (право  на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу  передвижения, выбор места пребывания и места жительства и т.д.);

зависящих от принадлежности лица к гражданству РФ (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, пикетирование, обязанность  нести военную службу и т.д.);

связанных с  возможностью занятия каким-либо видом  социально-полезной деятельности (например, правовые статусы государственных  служащих, военнослужащих, учащихся и  т.д.);

возникающих для  удовлетворения личных потребностей (приобретение права управления транспортными  средствами, права охоты и т.д.);

зависящих от личностно-психологических  качеств гражданина (пола, возраста, состояния здоровья, семейного положения и т.д.), а также иных обстоятельств (например, от места проживания – в закрытом административно-территориальном образовании и т.д.).

Административно-правовой статус гражданина необходимо рассматривать  в тесной взаимосвязи с экономическими, политическими, организационными и  юридическими гарантиями его реализации. При этом юридические гарантии реализации административно-правового статуса  являются частью его содержания. Например, граждане имеют право обжаловать как в административном, так и  в судебном порядке действия и  решения органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных  служащих, нарушивших своими действиями (решениями) права и свободы граждан. Будучи правом гражданина, возможность обжалования является одной из важнейших юридических гарантий соблюдения прав граждан в сфере государственного управления.

19

Административно-правовые отношения, участниками которых  являются граждане, могут складываться в связи с реализацией ими  своих прав и выполнением возложенных  на них обязанностей в сфере государственного управления; нарушениями ими установленных  правил поведения, влекущими предусмотренную  нормами административного права  ответственность; нарушениями органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан.

Граждане РФ имеют право на участие в государственном  управлении, равный доступ к государственной  службе, свободу передвижения, выбор  места пребывания и жительства, неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, судебное и административное обжалование  действий органов управления, должностных  лиц и государственных служащих, образование, охрану здоровья и ряд  других.

В то же время  граждане России обязаны соблюдать  законность и дисциплину в управлении, соблюдать специальные запреты (например, на занятие определенными видами деятельности), получать разрешения от органа управления на совершение определенных действий (например, на приобретение огнестрельного оружия).

Права и свободы  человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» (с поел, изм.) право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:

при допуске  к сведениям особой важности или  совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, в соответствии с законом РФ о государственной  тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение  права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может  превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

20

задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, – до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие  документы [73].

При определенном стечении обстоятельств гражданин РФ в соответствии с законодательством может приобрести правовой статус вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Основы правового положения вынужденных переселенцев закреплены в Федеральном законе от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» [38], а также в иных нормативных правовых актах.

Информация о работе Административно правовой статус гражданина рф