Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:59, курсовая работа
В современных демократических правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл демократического, правового, социального государства. Реальное правовое положение личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического режима конкретного государства. Поэтому во многих странах по-прежнему актуальной является проблема гарантий прав и свобод человека.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы…………………………………………………………4
2. Конституционные права, свободы, обязанности понятие и система….8
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.
Конституционно-правовой
статус человека и гражданина:
понятие, структура
и принципы…………………………………………………………
2. Конституционные права, свободы, обязанности понятие и система….8
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..22
Введение
В современных демократических правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл демократического, правового, социального государства. Реальное правовое положение личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического режима конкретного государства. Поэтому во многих странах по-прежнему актуальной является проблема гарантий прав и свобод человека.
Изучение опыта конституционного регулирования прав и свобод в зарубежных странах будет способствовать лучшему пониманию особенностей правового положения личности в Российской Федерации.
Конституционное
(государственное) право зарубежных
стран возникло и развивалось
под влиянием западных либерально-
Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования зарубежных стран, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах человека и гражданина.
Права и свободы граждан в основном закреплены в Конституциях зарубежных стран. Права человека можно рассматривать как основу конституционализма, поскольку главный смысл создания конституции заключается в обеспечении свободы и безопасности человека от произвола государственной власти. Следовательно, идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской и Французской революций ХVII—ХVIII вв.
Что касается характера закрепленных прав и свобод, то они относятся к личным правам и свободам, политическим и социально-экономическим.
Конституции зарубежных стран
также закрепляют гражданство.
Гражданство подразумевает
Гражданство является важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе.
Цель данной работы: рассмотреть конституционно-правовой статус человека и гражданина.
1. Конституционно-правовой
статус человека и гражданина:
понятие, структура
и принципы.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – как институт конституционного права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития конкретного государства.
В структуре конституционно-правового статуса выделяются специальные институты: гражданства, основных прав, свобод, основных обязанностей, правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, принципов правового положения человека в конкретной правовой системе, гарантий прав и свобод.
Важным элементом содержания конституционно-правового статуса личности являются его принципы: свободы, равенства личности, неотъемлемости прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.
Большинство конституций в той или иной мере фиксируют принципы свободы и равенства личности. Традиционное для зарубежного конституционализма толкование свободы состоит в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений в деятельности личности.1 Однако, это не означает абсолютной свободы. Государство устанавливает определенные требования, которым должна служить свобода других людей. Так, в ст.2 Основного закона ФРГ сказано: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает права других и не выступает против конституционного порядка или нравственных законов». Аналогичное положение включено в Конституцию Греции.
В основных законах многих
зарубежных стран
Принцип равенства означает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по каким-либо признакам, т.е. формальное равноправие граждан. Это своеобразная основа всей системы прав и свобод личности. Так или иначе, этот принцип отображен практически во всех конституциях. «Все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, происхождения, расы, языка, его родины и родства, его вероисповедания, его религии или политических воззрений» зафиксировано в ст.3 Основного Закона ФРГ (подобные формулировки содержатся в конституциях Греции, Испании, Италии, Японии).
Равенству граждан
В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.2
В ряде конституций четко провозглашен принцип неотъемлемости основных прав и свобод граждан, их нерушимости. Так, в Конституции Венгрии записано, что государство «признает неотъемлемые и нерушимые основные права человека, их соблюдение и защита являются первостепенной обязанностью государства». В Конституции Словакии подчеркивается, что основные права и свободы являются «неотъемлемыми, неотчуждаемыми, неприостанавливаемыми и нерушимыми».
Вместе с тем, в конституциях имеются положения и об ограничении прав и свобод, относящиеся как к неопределенному их кругу, так и к конкретному праву или свободе. В большинстве из них ограничения допускаются лишь в случаях, оговоренных конституцией и (или) законом. Так, согласно Конституции Румынии, осуществление ряда прав и свобод может быть ограничено только законом и только в случае, если это необходимо в интересах граждан – с целью защиты национальной безопасности и правопорядка, здоровья населения или нравственности, уголовного расследования, предотвращения последствий стихийного бедствия или серьезной катастрофы. В соответствии с конституциями Болгарии, Венгрии и Словакии ограничения возможны только на определенный срок. Некоторые из них (право на жизнь, на неприкосновенность личности, свободу совести) вообще не могут ограничены.
Принцип взаимосвязи прав и обязанностей. В теории и практике зарубежного конституционализма наличие связи между правами и обязанностями обычно отрицается. При этом существование обязанностей не отрицается, но они не воспринимаются в связи с правами, считается, что это привело бы к ограничению прав. Как аргумент – неисполнение той или иной обязанности не влечет лишение прав. И большинство конституций также исходит из отсутствия взаимосвязей между правами и обязанностями. Однако в послевоенное время в содержании отдельных конституций проявляются новые подходы к этому вопросу. Так, часть 1 Конституции Италии названа «Права и обязанности граждан», подобное название имеет и аналогичная часть Испанской конституции, статья 12 Конституции Португалии гласит, что «все граждане пользуются правами и выполняют обязанности, закрепленные за ними Конституцией».
Таким образом, наличие у человека прав и свобод предполагает исполнение ряда обязанностей, что особенно характерно для граждан соответствующего государства.
2. Конституционные права, свободы, обязанности:
понятие
и система.
Конституционное закрепление прав и свобод личности в различных зарубежных странах имеет свои особенности, обусловленные национальными традициями в развитии государственно-правовой теории и практики. Большинство конституций включают специальные разделы или главы, где фиксируются права и свободы личности. В новейших конституциях институт прав и свобод занимает больше места, чем в принятых раньше. В Конституциях Португалии, Испании и Италии этому институту посвящено от 1/4 до 1/3 от общего количества статей. В Конституции Японии имеется глава «Права и обязанности народа», в Конституции Греции – «Личные и социальные права», в Основном законе Германии – «Основные права».
Разница между правами и свободами условна. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы, прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны иных социальных субъектов.
Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей:
1) позитивный, означающий, что конституции устанавливают или констатируют, что субъект обладает определенным правом. Так, согласно ст. 11 Конституции Греции граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Полиция имеет право присутствовать только на публичных собраниях под открытым небом;
2) негативный способ предусматривает собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Примером этого служит ст. 36 Конституции Литвы, гласящая: «Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания…».
Классификация прав и свобод может осуществляться по различным основаниям. В зависимости от характера субъекта права делятся на индивидуальные и коллективные.3 Разумеется, индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку – коллективное, потому что индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальные.
В истории общественной мысли и в юридической литературе сложились два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому подходу – права человека и гражданина – это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой стороны – связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требование и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т.е. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему правителем или законодателем.
Второй подход – позитивистский – исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человеку и гражданину. Права и свободы классифицируются также на основные и дополнительные. Дополнительные являются производными от первых, конкретизируют их. Так, право на образование является основным, базовым для права на выбор родителями формы обучения (светское, религиозное) для своего ребенка, на учреждение частных учебных заведений.
Наиболее распространённой
Гражданские (личные) права и свободы – возможности человека, ограждающие от незаконного вмешательства (и нежелательного) в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности. Они принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к конкретному государству. Они составляют основу всего правового статуса человека.
Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина