Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:53, реферат
Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля 1995 г.
В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля 1995 г.
В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.
Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).
Председатель Банка и члены Совета освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.
Председатель и Совет директоров:
· разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;
· устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
· утверждают процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;
· принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;
· определяют правила работы кредитных учреждений;
· утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;
• осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны.
Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за выполнение функций и задач Банка в области организации денежно-кредитных отношений.
В целях деполитизации Центрального Банка его Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству1, занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.
Для координации работы Банка,
законодательных и
Национальный банковский совет:
· разрабатывает концепцию развития денежно-кредитной системы страны;
· определяет методы денежно-кредитного регулирования экономики;
· осуществляет контроль за устойчивостью покупательной способности рубля и денежного обращения;
· осуществляет меры по поддержанию валютного курса национальной денежной единицы и платежного баланса;
· разрабатывает принципы кредитования, безналичных расчетов, денежного обращения и кассовых операций банков;
· производит экспертизу проектов законов в области кредитно-расчетных отношений; вносит предложения по совершенствованию денежно-кредитной системы и ее отдельных звеньев.
В целях реализации государственной денежно-кредитной политики Банк имеет единую централизованную систему своих органов с вертикальной структурой управления. В состав Банка входят: центральный аппарат с местонахождением в г. Москва, областные, краевые и республиканские центры, полевые учреждения по обслуживанию воинских частей, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка.
Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров. Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.
В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут ответственности за выполнение денежных обязательств §анка, а последний - за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального законодательства.
Капитал и имущество Банка России сформированы за счет средств государственного бюджета и поэтому Банк находится в собственности государства. Уставный фонд Банка составляет 3 млрд. руб. Наряду с уставным фондом Банк имеет право создавать за счет прибыли другие фонды, находящиеся в его собственности. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров Банка. Исключение составляет фонд переоценки валютных ценностей, который образуется при участии средств государственного бюджета. Подобный порядок образования данного фонда призван стимулировать стабильность федеральных валютных резервов. В пределах предоставленных прав Банк России осуществляет необходимые меры по использованию своего имущества и несет ответственность за его сохранность и умножение.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в принятии Думой следующих актов:
· назначение на должность и освобождение от должностных обязанностей Председателя Банка;
· назначение на должности и освобождение от занимаемых должностей членов Совета Банка;
· проведение парламентских слушаний о деятельности Банка с участием Председателя и членов Совета;
· обсуждение докладов Председателя об итогах годовой деятельности Банка и реализации основных направлений денежно-кредитной политики правительства;
· определение аудиторской фирмы для проверки основных участков работы Банка;
· рассмотрение и утверждение годового отчета и аудиторского заключения по данному отчету.
Отчетный период Банка установлен с 1 января по 31 декабря каждого календарного года. Структура баланса определяется Советом директоров с учетом опыта работы центральных эмиссионных банков других стран. Срок представления годового отчета Государственной Думе - до 15 мая следующего года.
Годовой отчет Банка содержит:
· анализ состояния экономики, денежного обращения, финансирования, кредитования, расчетов и валютного положения;
· мероприятия по реализации денежно-кредитной политики правительства;
· бухгалтерский баланс по состоянию на 1 января очередного года;
· счет прибылей и убытков за отчетный год;
· распределение прибыли отчетного периода;
· формирование и использование уставного, резервного и других фондов;
· заключение аудиторской фирмы об итогах деятельности Банка за отчетный год.
Государственная Дума рассматривает отчет Банка до 1 июля очередного года и направляет его со своим заключением Совету Министров и Президенту Российской Федерации. Отчетный баланс Банка публикуется в центральной печати страны до 15 июля очередного года. В соответствии с установленными нормами отчислений прибыль Банка направляется в уставный, резервный и другие фонды, а в оставшейся части - в доход государственного бюджета. При этом Центральный Банк освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей.
В целях рассмотрения годового отчета Банка Дума до 1 ноября отчетного года назначает аудиторскую фирму для комплексной проверки Банка. Эта работа может быть поручена только
организации, имеющей опыт работы не менее 10 лет. Банк обязан представить фирме необходимую статистическую, бухгалтерскую и другую служебную информацию, находящуюся в его распоряжении. Объем информации предусматриваемся в договоре Банка и аудиторской фирмы на проведение проверки. Оплата работы аудиторской фирмы производится за счет операционных
расходов Банка.
Внутриведомственные проверки центрального аппарата и территориальных подразделений Банка осуществляет главный аудитор, который назначается Советом директоров и находится внепосредственном подчинении Председателя Банка.
Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в текущую деятельность Банка и принимать решения, противоречащие действующему законодательству. При вмешательстве в выполнение его функций Банк информирует об этом Думу и Президента для принятия соответствующих мер. При этом Банк имеет право обращаться в различные судебные инстанции для отмены решений, противоречащих законодательству Российской Федерации о банковской деятельности.
Функции и операции Банка
Федеральным законом от 12 апреля 1995 г. установлены основные функции и операции Центрального Банка Российской
Федерации.
Функция проведения
государственной денежно-
Государственной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек. Сохранение исторически сложившейся денежной единицы необходимо для восстановления обращения денег в прежнем масштабе цен и обеспечения необходимой покупательной способности рубля. Введение суррогатов денежных единиц и подделка находящихся денежных знаков преследуются по закону. В условиях бумажных денег, не разменных на золото, официальное соотношение рубля и золота не устанавливается. Поэтому обеспечением рубля служат товарные массы, находящиеся в обращении.
Банкноты, казначейские билеты
и разменная монета Банка России
не могут объявляться
Выпуск денежных знаков нового
образца находится в
Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный Банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.
Функция эмиссии денег
и организации денежного
Эмиссия денег является монопольные правом Центрального Банка и находится только в его компетенции. Коммерческие банки не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Поэтому их кредитные и кассовые операции производятся в пределах денежной массы, выпущенной в обращение Центральным Банком.
Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренным целями.
Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального Банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.
При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств Центрального Банка на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ). Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуществляются на основе кассовых заявок клиентов. Эти заявки представляются в обслуживающие банки и содержат все необходимые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами.
На основе кассовых заявок предприятий составляются прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков. Приходную часть этих программ рассчитывают исходя из поступления наличных денег в кассы банков. Поступление денег организуется с помощью инкассации (доставки в банк) денежной наличности торгово-закупочных структур, предприятий общественного питания, транспортных систем и других органов, оказывающих платные услуги населению. Расходная часть прогнозируется на основе предстоящих выплат заработной платы и прочих расходов предприятий, учреждений и организаций.
Величина денежных средств, поступающих в обращение, зависит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. При росте предпринимательской деятельности наблюдается постоянное превышение расходной части программы над приходной и выпуск в обращение новых денежных средств.
Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как "банк банков" производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком.