Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве.
Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. К его предмету относится закрепление основ правового статуса личности.
В современных демократических правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл демократического, правового, социального государства. Реальное правовое положение личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического режима конкретного государства.
Введение……………………………………………………………………...С.3
Глава 1. Понятие и принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ…………………………………………………………..С.5
§1. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ…………………………………………………………………………..С.5
§2. Принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ……………………………………………………………………..…..С.10
Глава 2. Элементы конституционного статуса человека и гражданина..С.19 Заключение………………………………………………………………….С.33
Список нормативно-правовых актов……………………………………...С.35
Список использованной литературы……………………………………...С.36
План
Введение…………………………………………………………
Введение
Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве.
Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. К его предмету относится закрепление основ правового статуса личности.
В современных демократических правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл демократического, правового, социального государства. Реальное правовое положение личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического режима конкретного государства. Поэтому во многих странах в том числе и в России по-прежнему актуальной является проблема гарантий прав и свобод человека.
Предмет исследования, в данной работе, составляют нормы конституционного права, закрепляющее правовое положение человека и гражданина в государстве, а также научные разработки в данной области.
Объектом исследования, проведенного в данной работе, выступает конституционно-правовой статус человека и гражданина и отношения непосредственно связанные с его реализацией.
Цель: раскрыть понятие и принципы конституционно- правового статуса человека и гражданина, так же в этой связи обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать сущность правового статуса человека и гражданина;
- выявить основные отличие прав человека и прав гражданина;
- исследовать основные принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина;
- исследовать и дать характеристику элементам конституционно-правового статуса человека и гражданина.
В работе были использованы Конституция Российской Федерации, монографии и статьи. Теоретической основой работы явились труды таких ученых как: М.В. Баглай; Козлова Е.И., Кутафин О.Е и ряда других.
Глава 1. Понятие и принципы конституционно- правового статуса человека и гражданина в РФ
§1. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина
«Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы правового положения личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством.
Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится к связям личности только именно с государством, а не с обществом в целом. Но статус личности как человека характеризует одновременно и ее связь с государственно организованным обществом. Если понятие «человек» означает разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся тем или иным уровнем отношения с обществом. Гражданин же – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.
В самом общем виде правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Принято выделять несколько видов правового статуса: 1) конституционный статус человека и гражданина; 2) специальный или родовой статусы определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы; 6) статус физического лица и т.д.
Важно подчеркнуть, что конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, не независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения конституционно-правового статуса личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах конституции и конкретизированы в законах. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ содержится соответствующая международному праву норма: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».[1]
«Конституционный статус личности образуют конституционные права и обязанности личности вместе с ее интересами, охраняемые Конституцией РФ. Обособление конституционного статуса личности осуществляется как в силу его особого социального содержания, так и соответствующей правовой формы.
Со всей определенностью следует подчеркнуть, что конституционный права, свободы и обязанности личности в конечном счете определяются их специфическим социальным содержанием, фактическими общественными отношениями, при которых они сложились и могут быть реализованы.»[2]
« Гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина" содержит нормы, которые закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционно-правовые нормы закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве.
Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.
К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 - заключительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что "положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации".
Понятие "основы" отражает прежде всего главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:
1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Поскольку Конституция определяет основы правового статуса личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству, к данному институту относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в России, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в России;
2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др. Установление их в конституционном законодательстве является необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности или предоставления не основанных на законе привилегий в реализации прав и свобод, реальной возможности использовать права и свободы, обеспеченной широкой системой средств защиты;
3) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые закреплены в Конституции. Это такие права, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.»[3]
«Таким образом, конституционные права, свободы и обязанности, во - первых, регулируют сферу жизненно важных общественных отношений между личностью, обществом и государством; во- вторых, выражают реально обеспеченные основные социальные возможности личности по пользованию существенными благами и ценностями жизни; в–третьих, закреплены в силу своей социальной значимости в конституции; в-четвертых, являются определяющими для всех видов прав и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве.
Для конституционных прав, свобод и обязанностей граждан характерна высокая степень обобщенности и большая стабильность содержания, что непосредственно связано с характером конституционных установлений.
В силу гарантированности конституционных прав, свобод и обязанностей – это постоянные, неотъемлемые права, свободы и обязанности личности. Относительное постоянство содержания конституционных прав, свобод и обязанностей обеспечивает стабильность конституционного статуса личности в целом.»[4]
§2. Принципы конституционно- правового статуса человека и
гражданина в РФ
« Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.
Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
При характеристике принципов раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции РФ. Однако, следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере. Это объясняется рядом факторов. Основными из них являются объективные сложности переходного периода к становлению рыночной экономики, неэффективно проведенная приватизация, что привело к значительному социальному расслоению общества - появлению узкого круга людей, в самые короткие сроки наживших огромные состояния при обнищании значительной части населения.
Не способствуют реальному воплощению в жизнь принципов равноправия граждан, гарантий их прав и такие явления, как бюрократизм, взяточничество, волокита, в целом низкое качество работы государственных структур, призванных обеспечивать охрану законных прав граждан. Имеют значение и такие явления, как низкое качество соответствующего законодательства, его нестабильность и наличие в нем существенных пробелов, плохое исполнение законов.
Принципы правового статуса человека и гражданина, естественно, такие общеправовые принципы ,как демократизм, законность, гуманизм, социальная справедливость и другие, как получившие, так и не получившие законодательного закрепления, а также отраслевые принципы, свойственные конституционному праву России.
Рассмотрим те принципы, которые наиболее рельефно выделены во второй главе Конституции и имеют четкое правовое обоснование.
Принцип равноправия каждого человека и гражданина в использовании прав и свобод, которые обязано признавать, соблюдать и защищать государство.
Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции РФ выделены три основные его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина и равные права мужчин и женщин.
Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими- либо посторонними соображениями и не принимать во внимание непредусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.
Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминации в пользовании правами и свободами по каким- либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституцией фиксируется широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельствах.
Закрепление этих оснований равенства имеет особое значение для России – страны многонациональной, многоконфессиональной и многоязычной, при наличии государственного языка русского.
Конституция закрепляет принцип равенства прав и свобод в общегражданском смысле, т.е. применительно к каждому человеку и гражданину. Однако некоторые из индивидуальных прав могут быть реализованы только в сочетании с коллективными правами. В частности, это относится к некоторым аспектам религиозных, национальных прав.
Общегражданский аспект закрепления принципа равенства означает, что он не затрагивает специальных прав, связанных с особым статусом лица, допускающим определенные изъятия из общего принципа равенства (депутатский иммунитет, неприкосновенность определенного круга должностных лиц и т.д.).
В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что выравнивание прав по признаку пола еще далеко от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе.
Как общепризнанный принцип международного права равенство прав мужчины и женщины получило выражение во многих международных актах. Среди них Конвенция о политических правах женщины, Декларация о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.
Конституционная норма нацелена на то , чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.
«Для адекватного понимания проблемы равноправия принципиальное значение имеет вопрос о соотношении понятий «равноправие» и «равенство», а также об их сочетании и фактическим неравенством индивидов.
Понятия «равноправие» и «равенство» нередко смешивались и даже отождествлялись. Однако в обществе объективно существует фактическое неравенство людей, обусловленное не только социально- экономическими, культурно- историческими, социально- биологическими и иными подобными факторами, но и индивидуально личностными свойствами, способностями, умениями и навыками человека, его потребностями и интересами, а также способами их удовлетворения, участием в конкретных правоотношениях. Абсолютизация идеи равенства индивидов предполагает нивелировку индивидов и уравнительный подход к ним, что имеет очевидные объективные пределы. Кроме того, такая абсолютизация может существенно ухудшить правовое положение лиц, являющихся в конкретных правоотношениях «слабой стороной» и объективно не обладающих реальными возможностями для защиты своих прав и законных интересов. Следовательно, фактическое равенство индивидов является объективно не возможным.
Равноправие, в отличие от примитивно понимаемого равенства, не предполагает уравнительного подхода к индивидам. Социальная ценность равноправия предопределяется содержанием юридического принципа. Закрепление этого принципа на конституционном уровне предполагает распространение провозглашенных конституцией прав и свобод человека и гражданина в равной мере на всех индивидов без исключения. Права каждого из них в равной мере признаются неотчуждаемыми и неотъемлемыми.
Важное значение имеет не только провозглашение равенства прав, свобод и обязанностей для всех индивидов, но и наполнение этой декларации реальным правовым содержанием в текущем законодательстве и правоприменительной практике. Каждому из членов общества должна быть предоставлена возможность в полной мере осуществлять все принадлежащие ему права и свободы и на равных основаниях с другими индивидами нести социально обусловленные обязанности, закрепленные в Конституции и законодательстве.
Таким образом, равноправие в качестве юридической категории предполагает предоставление каждому из членов общества равных возможностей для участия в жизни общества, осуществления и защиты своих прав и законных интересов. Равноправие как юридическая категория не отрицает и не игнорирует объективно складывающегося в обществе фактического неравенства индивидов, но в тоже время устанавливает недопустимость какой либо дискриминации одного индивида по отношению другому. Рассматриваемый юридический принцип предполагает установление равных условий и возможностей для всех индивидов и каждого из них участвовать в жизни общества, свободно в полном объеме осуществлять свои права, свободы и законные интересы, а также их защиту. В общем же равноправие как юридический принцип вовсе не решает задачу абсолютного стирания всех и всяческих индивидуальных особенностей человека, фактических и юридических различий между людьми, но имеет своей целью создание такой ситуации, когда подобные различия являются социально оправданными и не приобретают катастрофического характера, препятствуя тем самым устойчивому гармоничному развитию государства и общества или же отдельных политических и социальных институтов. Следовательно, современное равноправие – это равноправие индивидов как членов социума. Именно такое представление о равноправии сложилось в рамках социальной концепции равноправия, являющейся результатом длительного исторического развития и преобладающей в современно мире. Оно дает возможность рассматривать социальное равноправие как комплексный социальный принцип, в состав которого входит ряд имущественных, социальных, политических и иных аспектов.
При таком подходе к равноправию, осуществляемому в рамках его социальной модели, оно трактуется как один из основополагающих современных принципов правового положения личности, закрепленных на конституционном и законодательном уровнях. Принцип равноправия означает провозглашение равной ценности каждой личности, а также ее прав и свобод; предоставление индивидам равных правовых возможностей для участия в общественной и государственной жизни, признание за ними равных прав, свобод и обязанностей, недопустимость дискриминации, создание реальных гарантий осуществления индивидами своих прав, свобод и законных интересов и их защиты. Именно такое понимание равноправия должно в будущем стать теоретической основой нормативного закрепления указанного принципа. Оно позволяет избежать абсолютизации, формалистско - декларативного подхода к правам и свободам человека и гражданина, выхолащивающего их подлинный смысл и содержание и не заботящегося об их реальном существовании, а также станет гарантией реального осуществления этих прав и свобод в повседневной жизни людей и послужит одной из фундаментальных предпосылок для устойчивого развития общества и государства.»[5]
Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми.
Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.
Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы, т.е. об ущемлении самых важных жизненных прав человека самим государством, осуществляемом в интересах защиты общества. Закрепление в Конституции такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно – процессуального, уголовного законодательства.
Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституции РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.
Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.
Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы – основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.
В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.
В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.
Определенные ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др. Могут применяться такие формы временного ограничения прав, как введение комендантского часа; введение предварительной цензуры, изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры, проверка документов, личный досмотр, просмотр вещей, жилища, транспортных средств и др.
правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.
Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть права, и обязанности, но в том , что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга.
Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации, причем подчеркнем, в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ».[6]
Глава 2. Элементы конституционно–правового статуса человека и гражданина
«Конституционно–правовой статус человека и гражданина включает в себя основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в других источниках конституционного права.
Однако однозначного определения понятия конституционно-правового статуса нет, в результате чего существует много точек зрения. Так, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина как систему прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией. Этой точки зрения придерживается Е.А. Лукашева. «В конституционных правах, свободах и обязанностях личности, - пишет она, - не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.»[7]
М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев считают, что конституционно-правовой статус человека и гражданина зависит от ряда факторов, а именно: порядка приобретения и утраты конституционно-правового статуса, прав, свобод и обязанностей, ответственности, гарантий соблюдения прав и свобод, правовых состояний. Они полагают, что только все эти элементы в совокупности позволят сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах.
С точки зрения В.В. Лазарева «в структуру конституционно –правового статуса личности как интегративного понятия входят следующие компоненты: гражданство; правосубъектность, включая правоспособность и дееспособность; основные права, свободы, законные интересы и обязанности; правовые принципы; гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая отоие имеет юридическая товетственность. ветственность. Сердцевину, или основу, правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве.»[8]е интересы; ь; отность; но -правового
Рассмотрим наиболее важные и существенные элементы конституционно-правового статуса личности.
Конституционная правосубъектность. «Под правосубъектностью в общей теории права понимается установленная правовыми нормами возможность данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения, способность приобретать те или иные права и обязанности и нести ответственность за их реализацию. Как известно, в состав конституционной правосубъектности входят конституционная правоспособность, конституционная дееспособность и конституционная деликтоспособность, неразрывно связанные между собой.
Конституционная правоспособность – это общая (абстрактная) способность субъекта обладать конституционными правами и обязанностями. Правоспособность представляет собой не количественное выражение прав субъекта, а постоянное его состояние.
Конституционная дееспособность – это способность субъекта самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять (использовать и исполнять) конституционные права и обязанности, быть участником конституционных правоотношений.
Конституционная деликтоспособность, с точки зрения В.О. Лучина, состоит в способности субъекта нести ответственность за совершенные деликты. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что совершение конституционного деликта субъектом конституционного права может повлечь наступление не только конституционно- правовой, но и других видов юридической ответственности, а в некоторых случаях конституционно-правовая ответственность вообще не наступает.»[9]
« Конституционная правоспособность и дееспособность по общему правилу совпадают, возникают одновременно, за исключением тех случаев, когда возможность осуществления отдельных прав и обязанностей прямо связывается в конституционном тексте с наступлением определенных обстоятельств. Например, в силу ст. 60 Конституции РФ права, обязанности граждан РФ могут осуществляться ими самостоятельно в полном объеме с восемнадцати лет»[10]
Права, свободы и обязанности. Права и свободы человека и граждан на составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода – это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обычной речи, политическом и научном лексиконе и многими воспринимается как совершенно ясное, понятное. Вместе с тем «свобода», при всей ее кажущейся простоте, - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях.
Утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.д. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Наиболее важным является трактовка свободы как категории права, как важнейшего принципа.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Таким образом, говоря о понятиях «права» и «свободы» следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них и сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких- либо социальных благ, а свободы – о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства.
Разграничение понятий «права» и «свободы» имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
Свобода индивида и свобода их воли – понятия тождественные. В праве воля – это свободная воля, если она соответствует норме и, в этом состоит ее отличие от произвольной воли, противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право – это форма свободы людей, т.е. свобода их воли. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность – это все необходимые условия свободы.
Основной задачей конституционно правового регулирования прав и свобод человека и гражданина является их признание, предоставление гарантий соблюдения и обеспечение защиты. В Конституции правам и свободам посвящен раздел второй.
«Права человека и права гражданина это две категории, которые обычно упоминаются в «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общественным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе.
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право быть избранным Президентом РФ принадлежит только гражданам РФ) или в силу особенностей некоторых гарантий.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых терминологии, говоря о правах человека, употребляет слова «каждый имеет право …», «никто не может быть лишен …», «все», «личность». Права человека подразумеваются в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признать» или «охранять». когда же речь идет о правах, представляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина».[11]
«Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (например, избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.). В этом смысле права человека шире прав гражданина, поскольку они наднациональны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует негражданам.
Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого союза, права гражданина – это права государственно-политической личности. Права человека отражают взаимоотношения индивида и власти, права гражданина основываются на правовом статусе личности, связанной политико-правовыми отношениями с конкретным государством. Все человеческие права по важности равнозначны, в правах гражданина лидирующее место занимает гражданство, определяющее перечень и содержание всех остальных прав.
Современные тенденции в области прав человека способствуют сближению правового положения граждан и лиц, не имеющих гражданства в стране пребывания. К этому призывает и международное право, на это сориентированы и национальные правопорядки. Но до тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, права личности будут определяться двумя группами прав – правами каждого и правами гражданина, а гражданство и соответственно права гражданина будут существовать как формы привилегированного статуса.»[12]
Основные конституционные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
В правах, свободах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.
Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации – является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России.
Все нарушения и проблемы практической реализации, личных прав и свобод можно классифицировать следующим образом, во-первых, по тому какой субъект нарушает личные права и свободы человека и гражданина, во-вторых, какими действия (бездействиям) это осуществляется.
Львиную долю нарушений личных прав и свобод человека и гражданина осуществляю полномочные государственные органы (от сотрудников МВД до законодательных органов субъектов РФ).
Зачастую, личные права и свободы граждан так же нарушаются нормативными актами (и действиям) субъектов (и органами власти субъектов) Российской Федерации.
В соответствии со ст.71 Конституции РФ, регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано субъекту РФ не по договору, ни как иначе.
Между тем вышеобозначенное нарушение прав и свобод граждан является, пожалуй, самым массовым. В середине и конце 90-х годов, в период бурного нормотворчества субъектов РФ, в более чем половине субъектов РФ действовали местные нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы граждан.
Можно привести десятки примеров признания отдельных положений как федерального законодательства, так и законодательства субъектов РФ неконституционными и как следствие прекращение нарушение прав и свобод граждан.
В качестве примера можно привести:
- «Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. №11-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова". Решением Конституционного суда РФ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 22, 49 (часть 1), 71 (пункт "о"), 76 (части 1 и 5) пункт "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью".»[13]
- «Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П
"По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой". Решением Конституционного суда РФ эти положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), положения части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".»[14]
Типичным нарушением прав и свобод в Российской Федерации является нарушение права на свободу и личную неприкосновенность. Если обратиться к докладам правозащитных организаций, то можно сделать вывод, что одним из серьезных нарушений прав и свобод человека является произвол полицейских органов (ограничение свободы, свободы передвижения, право на квалифицированную юридическую помощь и др. права).
Основной способ решения проблемы – является обращение в суд общей юрисдикции (о признании права, восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признании неконституционным того или иного акта).
Между тем существует еще одна практическая проблема в реализации прав и свобод человека и гражданина – это проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том, что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции РФ, что и является препятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.
Применение конституционных норм - императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции.
Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Между тем, суды общей юрисдикции неохотно применяю положения Конституции РФ на практике. В этой было принято специальное постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В котором он разъяснил, когда суд разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию.
Итак, у гражданина (человека) всегда есть право обратиться в суд. При этом, это может быть не только судебный орган РФ, но Европейский суд по правам человека и гражданина.
Таким образом, ситуация с правами и свободами человека и гражданина в России остается сложной. С одной стороны, законодатель четко прописывает права и обязанности гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны, продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях государственной системы, на разных этапах реализации прав. Можно сделать вывод, что основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права бесполезно. Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения. Ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации. И именно низкий уровень правосознания большинства населения, допускающего или молчаливо соглашающегося с попранием их прав, и является основной проблемой с их реализацией и защитой.
Ответственность. Как элемент правового статуса человека и гражданина ответственность предполагает возможность применения к нему мер государственного принуждения в том случае, если оно совершит противоправное деяние, предусмотренное законодательством России в качестве основания ответственности.
Юридическая ответственность может возникать только в случае нарушения субъектом правовых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты правопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезное повеление субъекта права.
Конституция РФ, предусматривая гарантии правового статуса лица, привлекаемого к юридической ответственности, не содержит норм, направленных на ее непосредственную регламентацию.
Гарантии соблюдения прав и свобод. Гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Они являются одним из важнейших элементов правового статуса, прежде всего, потому, что они обеспечивают саму возможность его существования и реализации.
Гарантии подразделяются на политические. экономические, социальные и юридические.
Политические гарантии зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, осуществляемой политике. Политические гарантии включают в себя демократический характер государства, народовластие, обеспечение соблюдения прав и свобод со стороны государства.
Экономические гарантии – меры, зависящие от экономического развития государства, его благосостояния; это степень предпринимательской свободы, развития рыночных отношений, уровень налогового бремени, доходов общества. развития социальной инфраструктуры, производственных мощностей и т. д.
Социальные гарантии относятся непосредственно к жизнедеятельности самого общества, зависят от уровня развития гражданского общества, менталитета граждан и т.д.
Наиболее важны для нас юридические гарантии – правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативных правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень – конституционный, законодательный, подзаконный.
Правовые состояния. Правовыми состояниями являются юридические факты (факты, имеющие юридические последствия), не зависящие от действий конкретного физического лица, т.е. происходящие помимо его воли: рождение, вступление в брак и т.д. Гражданство с правовой точки зрения также является правовым состоянием, причем наиболее важным для конституционного права.
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образуют демографическую категорию – население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.»[15]
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Конституция РФ 1993г., закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.
В ст. 6 Конституции РФ установлено: "1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".
Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Только все эти элементы в совокупности позволяют сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать, следующие выводы:
- Под конституционно-правовым статусом человека и гражданина понимается юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. В структуру конституционно-правового статуса входят следующие компоненты: основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в других источниках конституционного права; гражданство; правосубъектность, включая правоспособность и дееспособность; правовые принципы; гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая отоие имеет юридическая товетственность. ветственность.
- Права человека и права гражданина это разные понятия. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина. Права личности будут определяться двумя группами прав – правами человека и правами гражданина, пока сохраняется государственное деление мира, а гражданство и соответственно права гражданина будут существовать как формы привилегированного статуса.
- Конституция Российской Федерации 1993 года является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их современном общепризнанном понимании. Действующая Конституция впервые провозгласила права и свободы человека высшей ценностью и закрепила правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина.
В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
Список нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)
2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009)
"О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова".
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П
"По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой"
Список использованной литературы
1. Баглай М.В. // Конституционное право РФ. – 7-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816с.
2. Витрук Н.В. //Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. – 448с.
5. Глухарева Л.И. Понятие прав человека: теоретико-правовое и социогуманитарное определение // Правительственная власть. 2004. №4. С.17- 20
6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю.// Конституционное право России под редакцией Михалевой Н.А. – М.: ЭКСМО, 2006. – 864с.
7. Жогин О.В. Теоретико-правовые проблемы дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности // Российский судья. – 2006. №10. С. 39 - 42
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. // Конституционное право России. 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2010. – 608с.
9. Лазарев В.В. // Конституционное право. – М.: Юристъ, 1999. – 592с.
10. Лукашева Е.А. //Права человека. – М.: Издательство Норма, 2002. – 573с.
11. Кокотов А.Н. // Конституционное право России. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 296с.
12. Кудрявцев М. А. Равноправие в России: опыт конституционного закрепления //Государство и право. 2005. № 12. С. 49-50
34
[1] Лазарев В.В. // Конституционное право. – М.: Юристъ, 1999. – С. 123- 124
[2] Витрук Н.В. // Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. - С. 271
[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. // Конституционное право России. 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2010. - С. 174 -175
[4] Витрук Н.В. // Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. - С. 272- 273
[5] Кудрявцев М. А. Равноправие в России: опыт конституционного закрепления // Государство и право. С. 49- 50
[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2010. - С. 183 -192
[7] Лукашева Е.А. //Права человека. – М.: Издательство Норма, 2002. – С. 91
[8] Лазарев В.В. // Конституционное право. – М.: Юристъ, 1999. - С. 124
[9] Жогин О.В. Теоретико-правовые проблемы дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности // Российский судья. – 2006. №10. С. 39
[10] Кокотов А.Н. // Конституционное право России. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 72
[11] Баглай М.В. // Конституционное право РФ. – 7-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 190-191
[12] Глухарева Л.И. Понятие прав человека: теоретико-правовое и социогуманитарное определение // Правительственная власть. 2004. №4. С.17- 20
[13] Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова".
[14] Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П
"По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой"
[15] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. // Конституционное право России под редакцией Михалевой Н.А. – М.: ЭКСМО, 2006. - С. 278- 281
Информация о работе Конституционно правовой статус человека и гражданина в РФ