Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа
Использование научной методологии позволило исследовать рассматриваемый предмет целостно и всесторонне.
Задачи исследования:
- определение понятия и видов субъектов административного права;
- изучение видов субъектов административного права;
- определение понятия административной правоспособности человека;
- выявление основ административно-правового статуса гражданина РФ;
- исследование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права………………5
§1. Понятие правового статуса субъекта административного права…………5
§2. Виды субъектов административного права…………………………………8
Глава 2. Права и обязанности человека и гражданина в сфере государственного управления…………………………………………………..11
§1. Административно-правовой статус человека……………………………...11
§2. Основы административно-правового статуса гражданина РФ…………...14
§3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства...…………………………………………………………………….18
Глава 3. Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина РФ..………………………………………………………………………………..21
§1. Понятие и виды административно-правовых гарантий…………………..21
§2. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере
государственного управления………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………...…………27
Список использованных нормативных актов и литературы…………….29
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права………………5
§1. Понятие правового статуса субъекта административного права…………5
§2. Виды субъектов административного права…………………………………8
Глава 2. Права и обязанности человека
и гражданина в сфере государственного
управления………………………………………………….
§1. Административно-правовой статус человека……………………………...11
§2. Основы административно-правового статуса гражданина РФ…………...14
§3. Административно-правовой
статус иностранных граждан и
лиц без
гражданства...…………………………………………
Глава
3. Административно-правовые гарантии
прав и свобод гражданина
РФ..……………………………………………………………………
§1. Понятие и виды административно-правовых гарантий…………………..21
§2. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере
государственного управления………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативных актов и литературы…………….29
Актуальность. Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства. Административное законодательство в свою очередь служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти - исполнительной власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, администрацией предприятий, организаций и учреждений, а также, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц.
Активное реформирование
различных сфер жизни общества, затрагивает
интересы всё большего числа населения,
и вовлекает его во всё более
тесные взаимоотношения с
Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно - правовых нормах, производны от конституционных. Так, ст.18 Конституции Российской Федерации провозглашает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из данного положения следует, что важнейшим приоритетом административно-правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.
Объектом исследования является круг общественных отношений, складывающихся по поводу участия граждан в сфере государственного управления.
Предметом курсового исследования является административно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод, наряду с которым использовались частно-научные методы познания: систематический, логический, исторический, формально-юридический, и сравнительно-правовой.
Использование научной методологии позволило исследовать рассматриваемый предмет целостно и всесторонне.
Задачи исследования:
- определение понятия и видов субъектов административного права;
- изучение видов субъектов административного права;
- определение понятия
административной
- выявление основ
- исследование административно-
Целью курсового исследования является научное комплексное исследование теоретических и практических проблем административно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации по российскому административному праву, определение его понятия, структуры, правовой природы, а также содержания его элемент
Понятие и виды субъектов административного права.
1.1. Понятие правового статуса субъекта административного права.
В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
Следует отметить, что наука административного права насчитывает не так много исследовательских работ, посвященных вопросу административно-правового статуса человека и гражданина. Тем не менее, традиционно субъектом административного права считается физическое, либо юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами, участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Вопрос о субъектах
административного права
В.В. Лазарев определяет субъекта административного права как участника общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.2
Несколько иначе к определению субъекта административного права подходит Овсянко Д.М. По его мнению, субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).3
Таким образом, следует отметить, что субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны. Так, например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.
1.2. Виды субъектов административного права.
Традиционно все субъекты административного права подразделяются на две группы: индивидуальные и коллективные субъекты.
К индивидуальным субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Круг данных лиц не состоит в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти. Они становятся субъектами административного права непосредственно в силу конкретных обстоятельств, выполнения конкретных действий, так или иначе, связанных с вступлением этих лиц в отношения с органами исполнительной власти.
Также, к индивидуальным
субъектам относят должностных
лиц и государственных
Коллективные субъекты – это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права. Порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами.4
Все организации подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Различаются они тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав, определяют различные нормативные правовые акты.
Государственная организация представляет собой часть государственного механизма, обладающую определенной самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Деятельность государственной организации направлена, прежде всего, на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К числу государственных организаций относятся государственные органы, учреждения, предприятия.
К субъектам
административного права
Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов административного права, выступают общественные объединения (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности). Также, к ним относятся некоммерческие организации (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно - правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается соответствующими федеральными законами.
Таким образом, из выше сказанного следует, что субъекты административного права обладают специальным административно-правовым статусом, установленным действующим российским административным законодательством. Характер и содержание административной правосубъектности физических или юридических лиц выявляется путем анализа системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих их правовое положение.
Права и обязанности человека и гражданина
сфере государственного управления.
2.1. Административно-правовой статус человека.
Самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, так как здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.5
В юридической литературе административная правоспособность гражданина определяется, как способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
В частности, Бахрах Д.Н определяет административную правоспособность как вид общей правоспособности субъекта права, которая представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права вступать в различные правоотношения.6
Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации.
Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций и Европейскими организациями. Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. “Декларацию прав и свобод человека и гражданина”, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.
Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина в РФ