Правовой статус человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 08:46, лекция

Описание работы

Все современные конституции содержат главу «О правах человека». Само возникновение Конституции, как основного закона, во многом было обусловлено необходимостью закрепления этих прав человека, обеспечению свободы личности. История показывает, что истинная демократия возможна лишь тогда, когда высшей целью и назначением государства являются права человека. Уважение человеческой личности, признание ее прав и свобод является необходимым условием успешного развития самого государства. Таким образом, институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Работа содержит 1 файл

Лекция 4 Правовой статус человека и гражданина.docx

— 33.15 Кб (Скачать)

     Лекция 4 Правовой статус человека и гражданина

     § 1. Правовой статус прав и свобод человека.

     Все современные конституции содержат главу «О правах человека». Само возникновение  Конституции, как основного закона, во многом было обусловлено необходимостью закрепления этих прав человека, обеспечению  свободы личности. История показывает, что истинная демократия возможна лишь тогда, когда высшей целью и назначением  государства являются права человека. Уважение человеческой личности, признание  ее прав и свобод является необходимым  условием успешного развития самого государства. Таким образом, институт прав и свобод является центральным  в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

     Помимо  конституционного закрепления, права  и свободы человека отражают международно-правовой базис. После второй мировой войны  началось интенсивное осознание  мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто  внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право постепенно стало подпадать под влияние международных стандартов. Сегодня уже общепризнанно, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации.

     Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважении к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе ООН. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств за соблюдение прав и свобод человека. В настоящее время в  этой области подписано множество  крупных международно-правовых актов, подписанных и ратифицированных, в том числе и РФ. Важнейшими являются: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г.).

     Таки  образом Конституция РФ дублирует  принципы международного права, что  приводит к их различному толкованию и пониманию. В этих случаях необходимо напрямую использовать нормы международного права.

     § 2. Конституционные  основы свободы личности.

     Данная  категория включает в себя такие  элементы как:

  1. гражданство;
  2. определение условий праводееспособности граждан;
  3. основные права и свободы человека и гражданина;
  4. гарантии основных прав и свобод личности;
  5. систему конституционных принципов статуса личности.

     Гражданство – устойчивая  правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На предыдущей лекции была отмечена разница в правовом статусе человека и гражданина (только граждане могут участвовать в политической жизни государства). Принципы гражданства:

  1. Равенство. Закон устанавливает несколько способов приобретения гражданства, что не должно означать различия в характере и объеме приобретаемых прав и обязанностей.
  2. Единство. Поскольку федеративное устройство предусматривает наличие государственных образований (например, республик) в составе Российской Федерации, то проживание гражданина РФ на территории соответствующей республики автоматически означает гражданство этой республики, а значит и гражданство Российской Федерации.
  3. Открытый и свободный характер гражданства дает возможность приобретать его при достаточно льготных основаниях (например российским гражданином становится ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства). В то же время государство дает право на прекращение или приобретение двойного гражданства.
  4. Добровольность решения вопросов о гражданстве. Лицо по своей инициативе обращается в соответствующие органы с целью приобретения гражданства. С другой стороны, никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ. Даже утрата территориальной связи с государством из-за перемены места жительства не означает потери правовых связей  по поводу гражданства.

     Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с изменениями  в 2002 г.) выделяет следующие виды оснований  приобретения гражданства:

  1. Признание. В связи с распадом СССР, признание гражданства осуществлялось в отношении всех граждан бывшего Советского Союза, которые постоянно проживали на территории РФ и в течении года не изъявляли желания отмежеваться от правовой связи с Россией. Штамп прописки на территории РСФСР в паспорте означал автоматическое приобретение российского гражданства путем признания.
  2. Приобретение гражданства по рождению. По «праву крови» если хотя бы один из родителей – гражданин РФ, то при отсутствии разногласий между ними, ребенок становится гражданином РФ. Если же гражданство родителей неизвестно, то ребенок, родившийся на территории РФ (по «праву почвы»), становится гражданином России.
  3. Приобретение в порядке регистрации. Для обеспечения справедливой возможности получить гражданство РФ в упрощенном порядке, данный способ распространяется на граждан бывшего СССР и других лиц, которые не могли приобрести его по основанию признания, но каким-либо образом (через родственников, территориально) связаны с Россией.
  4. Прием в гражданство охватывает остальных лиц, желающих получить его впервые, но лишенных привилегий, которые давало в этом отношении проживание в бывшем СССР. Как правило, обязательное условие для них – длительное (пять лет с перерывами или три года непрерывно) проживание на территории РФ, дееспособность, достижение 18-летнего возраста.
  5. Восстановление в гражданстве – специфическое основание для тех, кто по каким-либо причинам утратил (добровольно или без особого волеизъявления) гражданство РФ.
  6. Оптация или выбор гражданства возможен в случае территориального изменения, а так же по другим основаниям, предусматриваемым международным договором. Например, если часть территории отходит к другому государству. То жители этого места вправе выбрать: сохранить ли старое гражданство или остаться на своей территории, приняв гражданство другого государства.

     Не  запрещено приобретение гражданства  и по иным основаниям, указанным  в законе.

     Прекращение гражданства возможно в случаях:

     Выхода (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства)

     Отмены  решения о приеме в гражданство. Если лицо представило заведомо ложные документы, то решение о предоставлении гражданства может быть отменено. Отмена невозможна, если с момента вынесения решения прошло более 5 лет.

     Оптации.

     Существуют  две процедуры приобретения и  прекращения гражданства:

     В порядке регистрации. Для решения вопроса, когда имеются необходимые основания дающие право на упрощенный порядок получения гражданства РФ, в органы внутренних дел (а за границей дипломатические и консульские учреждения) подается заявление, рассматриваемое в этих органах. Решение выносится в течение шести месяцев с момента подачи заявления.

     В остальных случаях в эти же органы подается ходатайство на имя Президента, которое поступает в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, она выносит свое предложение по каждому ходатайству на рассмотрение Президента РФ. Окончательное решение, оформляемое Указом, принимает сам Президент, при этом устанавливается срок рассмотрения в девять месяцев и возможность повторного ходатайства не ранее чем через год в случае отрицательного решения.

     Определение условий праводееспособности граждан. В Конституции РФ определяются условия наделения человека правами. Обычно такие условия связаны с достижением определенного возраста. В ст. 60 Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 летнего возраста. Возможны  ограничения, которые могут быть связаны с состоянием здоровья. Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. Дееспособность подразумевает способность своими действиями приобретать права и нести обязанности.  В установленных законом случаях гражданин может быть признан недееспособным или ограничено дееспособным. Недееспособным назначается опека, ограниченно дееспособным – попечитель. Правоспособность принадлежит каждому гражданину с момента рождения и прекращается со смертью.

     Основные  права и свободы  граждан. Конституционные права и свободы – дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции. Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: личные; политические; экономические, социальные, культурные. Такая классификация носит условный характер, поскольку Конституция не делает таких разграничений.

     Личные  права и свободы неразрывно связаны с человеком, взятым вне системы каких-либо отношений с государством и обществом. Мужчины и женщины, пожилые и молодые, разных национальностей и политических взглядов – все люди. Каждый из нас обладает неотчуждаемым кругом личных прав. К этим правам относятся: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

     Политические  права и свободы. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. К ним относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращений и т.д.

     К числу экономических, социальных и культурных прав относится: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку. На охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

     Институт  гражданства предполагает существование  помимо прав и свобод еще и обязанностей. Основные обязанности закрепленные в Конституции, делятся на две группы. Одни из них определены для всех лиц, находящихся под юрисдикцией России (платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранение исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры). Другие относятся к гражданам РФ (защита Отечества и несение военной службы в соответствии с законом).

     Гарантии  основных прав и свобод человека. Конституционно должны определяться не только сами права, но и средства, условия обеспечивающие возможность фактического пользования этими правами. Различают экономические, политические, юридические гарантии.

     Система конституционных  принципов статуса  личности. Закрепление конституционных принципов правового статуса личности. Именно в конституции должны быть закреплены эти идеи, которые лежат в основе правового статуса личности. Принципы:

  1. Провозглашение  человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание приоритета прав и свобод человека (ст.2).
  2. Провозглашение естественного, природного характера прав и свобод человека. Ст. 17 ч. 2 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
  3. Неотчуждаемость прав и свобод человека. Ст. 55 «В РФ не должны издаваться законы отменяющие или умаляющие права и свободы человека». «Права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом; ограничения только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороны страны и государства».
  4. Принцип равноправия граждан. Ст. 19 «Все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство граждан, независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения».
  5. Принцип единства прав и обязанностей. Ст. 17 «Одно лицо не должно нарушать права другого лица». Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
  6. Принцип признания прав и свобод непосредственно действующими (Ст. 18)
  7. Принцип гарантированности прав и свобод человека.
  8. Принцип примата норм международного права в области прав и свобод человека. Ст. 17 ч.1 «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно с общепризнанными нормами международного права».

      

     Лекция 9. Система государственных органов  РФ

     § 1. Понятие, признаки и  виды государственных  органов РФ.

     Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

  1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, федеральным законодательством порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что Российская Федерация на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ.
  2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Государственный орган обладает самостоятельностью в принятии решений и при осуществлении деятельности в пределах своей компетенции, а так же структурной организацией.
  3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами.

     Наряду  с органами государственной власти в РФ существуют и органы местного самоуправления, которые не относятся  к государственным и обладают самостоятельностью.

     Органы  государственной власти состоят  из выборных депутатов или назначенных  государственных служащих, обличенных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в  лице одного человека (Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, главы субъектов  РФ, Уполномоченный по правам человека).

     По  уровню своей деятельности органы государственной  власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, министерства и ведомства а так же федеральные суды. В систему государственных органов субъектов РФ, входят органы созданные на основе их конституций (уставов) и законодательства.

     Помимо  этого органы государственной власти можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина