Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62
В соответствии со статьей 25 закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели должны каждый месяц предоставлять службе занятости сведения об освободившихся рабочих местах. А между тем невыполнение этой обязанности – нарушение трудового законодательства, за что предусмотрена административная ответственность.
Общее число зарегистрированных в Москве предприятий различной формы собственности – более 600 тыс. Но только каждое десятое дает информацию в службу занятости о своих вакансиях. Это связано еще и с тем, что работодатели не всегда относятся с доверием к государственной службе занятости. Они предпочитают обращаться в частные кадровые агентства или ищут сотрудников своими силами – через менеджеров по работе с персоналом.
В случае если на предприятии предстоит массовое высвобождение работников, руководитель издает приказ и в нем указывает основания, причины и срок высвобождения работников, их категории и количество, а также состав и порядок работы комиссии, занимающейся на предприятии вопросами высвобождения. После этого организация решает, кого из сотрудников увольнять. При определении кандидатур он обязан учитывать требования статей 179, 261, 269 Трудового кодекса РФ.
Не менее чем за три
месяца организация сообщает в Центр
занятости по месту своей регистрации
о предстоящем массовом увольнении.
Для этого заполняется
При массовом высвобождении работников не менее чем за три месяца работодатель должен сообщить в территориальный орган службы занятости по месту регистрации, что предстоит массовое увольнение сотрудников (ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Форма для сообщения информации
о предстоящем массовом высвобождении,
которую заполняет
Информация об отдельных высвобождаемых работниках представляется по форме, бланк которой обычно выдается в Центре занятости населения Служба занятости взаимодействует со всеми работодателями.
В каждом субъекте Российской Федерации есть департамент службы занятости населения. На местах ее представляют районные, межрайонные и городские центры занятости. Поскольку закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 действует на всей территории России, его положения, касающиеся обязанностей работодателя, распространяются на все организации, предприятия и учреждения, в каком бы регионе они ни находились. Работодатель должен сообщать о предстоящем массовом высвобождении работников или о свободных вакансиях в подразделение службы занятости по месту регистрации юридического лица.
Но кроме обязанностей существуют и права. Например, органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение увольняемых сотрудников другим профессиям, а также на обучение принятых на работу граждан, уволенных из других организаций (ст. 26 закона).
Заключение
Как видно из анализа законодательства, посвященного этой сфере правового регулирования, законодатель этой проблеме уделял огромное внимание с самого начала перехода к рыночным отношениям, т.к. Закон, регулирующий вопросы занятости был принят одним из первых Верховным Советом РФ.
Данная сфера как объект
правового регулирования
Правовой институт регулирования трудоустройства и занятости является неотъемлемой частью отрасли трудового права. Это, прежде всего, статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а также ряд других законов, нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и другими федеральными органами государственного управления.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что большинство нормативных актов в этой сфере принято еще органами власти РСФСР, и они, конечно же, уже устарели и зачастую не отвечают требованиям времени.
Единственный нормативный акт, который адекватно отражает требования современной действительности – это Трудовой кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.
Но на сегодняшний день проблема правового регулирования в области трудоустройства и занятости одним только Трудовым кодексом не решается. Необходимо разработка нового специального закона, регулирующего правоотношения в области занятости.
Фактически, сегодня вся государственная структура, призванная осуществлять работу в сфере занятости, работает в холостую, растрачивая без всякой пользы бюджетные деньги. Реально найти работу через государственную службу занятости невозможно.
Причиной этому является тот факт, что государством не проводится никакой работы по созданию реальных рабочих мест, на которых человек может получать достойную зарплату. В этой сфере практически отсутствует правовое регулирование. В то же время в Европе существует реальный пример реализации государственной программы по созданию рабочих мест.
Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.
Возможно, что вновь созданное Федеральное агентство труда и занятости в рамках административной реформы начнет решать эти проблемы, выходя в Государственную Думу Федерального Собрания с соответствующими законодательными инициативами с целью принятия законодательства, которое сможет эффективно регулировать общественные отношения в сфере трудоустройства и занятости в Российской Федерации, тем самым наиболее полно реализуя права граждан на труд.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января 2003 г.). "Российская газета" от 2 декабря 1995 г.
4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). "Российская газета" от 20 января 1996 г.
5. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.). "Российская газета" от 6 мая 1996 г.
6. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г.). "Российская газета" от 28 апреля 1992 г.
7. Положение
о привлечении и использовании
в Российской Федерации
8. Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы. "Российская газета" от 14 мая 2003 г.
9. Положение
об организации работы по
10. Приказ Федеральной
службы занятости от 30 декабря
1993 г. N 161 "Об утверждении методических
рекомендаций о порядке
11. М. Байгиреев. «Нидерланды: суть реформы социальной защиты – в стимулировании трудовой активности» // Человек и труд 2004 г. № 1.
12. Бекетова В.Д., Воронина
З.И. Трудоустройство
13. Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61.
14. Вайнштейн В.Н. Достоинства и проблемы новою ТК РФ // Трудовое право № 5 2002 С. 9.
15. В.И. Власов, О.М. Крапивин.
Регулирование занятости
16. Власов В.И. Социальная
защита прав работников с
17. Постатейный комментарий
к Закону РФ "О занятости
населения в Российской
18. Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2000. - № 3. - с.57-66
19. Глэйзер Д., Райс К. Преступность, возраст и занятость // Социология преступности: Современные буржуазные теории: Сборник статей: Перевод с английского. - М.; Прогресс, 1966. - с.217-231
20. Голенко Е.Н. Трудоустройство
гражданского персонала
21. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. К.Н.Гусова) - ООО "ТК Велби", ООО "Издательство Проспект", 2003.
22. Дадашев А. Занятость и рынок труда // Хозяйство и право. - М., 1990. - № 8. - с.32-36
23. Данукин В.П. Трудоустройство и его формы в СССР // Советское государство и право. - М.; Наука, 1979. - № 3. - с.122-125
24. Занятость населения,
труд и право: Социально-
25. Димитрова С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения. Алматы, 1997. С.17.
26. Жданова Т. Работодатель и работник: гибкая занятость // Закон. - М.; Известия, 2000. - № 6. - с.115-116.
27. Забрянский Г.И., Савинкова Е.Н. Трудоустройство несовершеннолетних: право и действительность // Проблемы трудовой занятости несовершеннолетних и криминогенная напряженность в обществе: Материалы научно-практической конференции (октябрь 1994 г.). - М.; Изд-во НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка, 1996. - с.30-34
28. Сравнительный анализ Трудового кодекса и Кодекса законов о труде Российской Федерации / Завгородний А.В.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. - 427 с.
29. Киселев И.А. Новый облик трудового права стран Запада. М. 2003.
30. Клечковская Л.Г. Трудоустройство молодежи в России // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков: Материалы конференции, посвященной 40-летию Юридического факультета ДВГУ. - Владивосток; Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - Ч. 1. - с.213-215
31. Криулина Е.Н., Тарасенко Н.В. Местное самоуправление и занятость сельского населения: грани соприкосновения // Северо-кавказский юридический вестник. - Ростов-на-Дону, 1998. - № 3. - с.99-108
32. Кузнецов М.В. Правовая
природа деятельности
33. А.И. Ляшенко. Трудовое посредничество //"Кадровое дело", N 7, июль 2003 г. С 52-55.
34. Медведева Г.С.
35. Миронов В.И. Лекция № 6. Трудовые правоотношения и правоотношения, производные от трудовых // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2002. Октябрь - декабрь. - № 4. - с.45-51
36. Миронов В.И. Лекция № 8. Занятость и трудоустройство // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2001. Октябрь - декабрь. - № 4. - с.52-59
37. Никитин Е. "Порядок
использования в России
38. Рифиниус В. Полная занятость: проблемы регулирования // Хозяйство и право. - М., 1990. - № 6. - с.58-65.
39. Собченко О.В. К вопросу о реформе законодательства о занятости населения в РФ. Сборник «Новый трудовой кодекс и проблемы его применения» - М. ТК Велби, 2004 С 334-339.
Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ