Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Тема 10.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

2. обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;

3. проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения;

4. обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов;

5. осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;

6. расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда;

6. разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;

7. развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;

8. разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

9. расширение региональных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости.

В области регулирования трудовой миграции:

1. совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;

2. создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

3. достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда;

4. совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах;

5. создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России.

В области финансирования мероприятий по содействию занятости  населения:

1. консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования;

2. координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;

3. совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;

4. повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности;

5. совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации;

6. привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению.

В области повышения эффективности деятельности органов службы занятости:

1. усиление оперативной работы органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости;

2. развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости;

3. совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам;

4. введение для работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости.

Механизм реализации Концепции  предполагает разработку и осуществление  мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития рынка труда  и содействия занятости населения [2].

 

 

  2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения

 

Основополагающими положениями, регулирующими правоотношения  в  сфере трудоустройства и занятости, являются статья 37 Конституции РФ и  основанные на ней законодательные  акты: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.)[1], Закон Российской Федерации  "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)[2], Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г.)[3], а также ряд других законов, содержащиеся в которых положения о занятости будут раскрыты в настоящей работе.

Основополагающие гарантии гражданам в области занятости  содержатся в ст.37 Конституции РФ.

 

Труд свободен. Каждый имеет  право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения, включая  право на забастовку.

Каждый имеет право  на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Как видно, среди прав, гарантируемых  Конституцией, нет действовавшего в  СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость.

Если же мы обратимся к  ст. ст. 1 и 2 Трудового кодекса РФ и ст.12 «Гарантии государства в реализации права граждан на труд» Закона РФ «О занятости населения в РФ», то увидим, что в них также не предусматривается право граждан на труд как право на гарантированную занятость.

Какие же гарантии в области  занятости предоставляет гражданам  российское законодательство, чего конкретно  они вправе требовать от органов  государственной власти, обращаясь  при необходимости за защитой  своих прав в суд?

Ответ на этот вопрос дают положения  Закона о занятости. Закон предусматривает  систему гарантий государства его  гражданам в области занятости  и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии.

Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:

    • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
    • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ;
    • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Здесь речь идет не только о безработных. Работающий гражданин вправе обратиться в орган службы занятости с просьбой подыскать ему другую работу.

Что же касается безработных  граждан, то для них в п. 2 ст. 12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных.

Согласно п. 2 ст. 12, государство гарантирует безработным гражданам

    • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
    • обеспечение социальной поддержки;
    • компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
    • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
    • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Статьей 13 Закона предусмотрены  дополнительные гарантии занятости  для отдельных категорий населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся  в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых  программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации  обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в  соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января 2003 г.)[4]. Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной  службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления  на работу на государственные и муниципальные  предприятия.

Гарантии социальной поддержки  безработных приводятся в ст. 28 Закона.

Государство гарантирует  безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Время, в течение которого гражданин в установленном законом  порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в  оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению  органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а  также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения  к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе, с исполнением  государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с федеральным  законом.

Проводимая в стране реформа  трудового законодательства затронула  ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу занятости и  трудоустройства. Поскольку Трудовой кодекс РФ вообще не содержит раздела  о гарантиях занятости и трудоустройства (в чем, несомненно, проигрывает утратившему  силу КЗоТ РФ, который регулировал  эти вопросы в главе III-А ст 40-1 — 40-3), основным нормативным актом, регулирующим указанные отношения, остается Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г, неоднократно подвергавшийся изменениям и дополнениям Так, с февраля 2003 года вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения» от 10 января 2003. Это шестая редакция Закона о занятости [5].

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ