Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62
2. обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;
3. проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения;
4. обеспечение наиболее полной
сбалансированности профессионально-
5. осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;
6. расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда;
6. разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;
7. развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;
8. разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
9. расширение региональных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости.
В области регулирования трудовой миграции:
1. совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;
2. создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
3. достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда;
4. совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах;
5. создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России.
В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения:
1. консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования;
2. координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;
3. совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;
4. повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности;
5. совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации;
6. привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению.
В области повышения эффективности деятельности органов службы занятости:
1. усиление оперативной работы органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости;
2. развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости;
3. совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам;
4. введение для работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости.
Механизм реализации Концепции
предполагает разработку и осуществление
мероприятий по созданию правовых,
финансово-экономических и
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения
Основополагающими положениями,
регулирующими правоотношения в
сфере трудоустройства и
Основополагающие гарантии гражданам в области занятости содержатся в ст.37 Конституции РФ.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Как видно, среди прав, гарантируемых Конституцией, нет действовавшего в СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость.
Если же мы обратимся к ст. ст. 1 и 2 Трудового кодекса РФ и ст.12 «Гарантии государства в реализации права граждан на труд» Закона РФ «О занятости населения в РФ», то увидим, что в них также не предусматривается право граждан на труд как право на гарантированную занятость.
Какие же гарантии в области
занятости предоставляет
Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии.
Так, согласно п.1 ст.12 Закона,
государство гарантирует
Что же касается безработных граждан, то для них в п. 2 ст. 12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных.
Согласно п. 2 ст. 12, государство гарантирует безработным гражданам
Статьей 13 Закона предусмотрены
дополнительные гарантии занятости
для отдельных категорий
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января 2003 г.)[4]. Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.
Жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной
службы, при прочих равных условиях
имеют преимущественное право поступления
на работу на государственные и
Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст. 28 Закона.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Время, в течение которого
гражданин в установленном
Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с федеральным законом.
Проводимая в стране реформа
трудового законодательства затронула
ряд нормативных правовых актов,
регулирующих сферу занятости и
трудоустройства. Поскольку Трудовой
кодекс РФ вообще не содержит раздела
о гарантиях занятости и
Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ