Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62
В последние годы снижается
интенсивность миграционного
Существенную долю российского
рынка труда составляет неформальный
сектор экономики. Во второй половине
90-х годов численность
Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в обществе.
В то же время неформальный
сектор экономики оказывает
Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2009 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5 – 3 раза.
Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн. человек.
Негативное воздействие
на региональный рынок труда оказывает
массовый отток населения
На развитие рынка труда в 2003 - 2005 годах оказывают воздействие следующие факторы:
1) увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста – на 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году – 258 тыс. человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;
2) сохранение тенденции
превышения предложения
3) профессиональный уровень
значительной части работников
российских организаций не
4) недостаточный спрос
на рабочую силу при ее
5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;
7) рост напряженности
на рынке труда в сельской
местности, обусловленный
8) сохранение значительной
дифференциации в сфере
9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;
10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;
11) сохранение низкой
Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2012-2015 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).
В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2012- 2015 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.
Приоритетными направлениями действий на рынке труда в 2012-2015 годах являются:
В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:
1. обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
2. повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
3. разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
4. динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;
5. создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;
6. поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
7. обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов.
В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:
1. разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;
2. разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
3. создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
4. развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
5. улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
6. развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;
7. разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию;
8. разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;
9. создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
10. совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства.
В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда.
1. проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
2. совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;
3. разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;
4. разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
5. проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности;
6. поддержка малого предпринимательства
с целью создания новых рабочих мест и
развития инфраструктуры военных городков,
закрытых административно-
7. поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;
8. развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;
9. развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;
10. содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;
11. организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.
В области развития региональных рынков труда:
1. разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;
Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ