Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Тема 10.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

В последние годы снижается  интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей  из села снизился в 2001 году более чем  в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток  молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского  населения). Растет заболеваемость и  смертность сельского населения, что  может вызвать серьезные негативные демографические последствия и  проблемы в восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского  рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан  в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 млн. человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10 - 12 млн. человек.

Наиболее важная социально-экономическая  функция неформального сектора  экономики состоит в том, что  он в 1990-е годы компенсировал последствия  сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время  дает части россиян возможность  иметь дополнительный заработок, смягчая  тем самым социальное напряжение в обществе.

В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное  воздействие на собираемость налогов  и другие экономические показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы  в субъектах Российской Федерации  вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2009 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5 – 3 раза.

Остается острой проблема занятости в населенных пунктах  с градообразующими организациями, в которых в настоящее время  проживает свыше 24 млн. человек.

Негативное воздействие  на региональный рынок труда оказывает  массовый отток населения трудоспособного  возраста из северных, восточных и  дальневосточных территорий, богатых  сырьевыми ресурсами, что ведет  к неравномерному распределению  трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.

 На развитие рынка труда в 2003 - 2005 годах оказывают воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста – на 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году – 258 тыс. человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;

2) сохранение тенденции  превышения предложения рабочей  силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3) профессиональный уровень  значительной части работников  российских организаций не соответствует  требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на  их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4) недостаточный спрос  на рабочую силу при ее дефиците  на локальных рынках труда  по причине несоответствия профессионально-квалификационной  структуры спроса и предложения,  низкой трудовой мобильности  населения, проблема прогноза  потребности рынка труда в  специалистах определенных профессий  и квалификации и связанных  с ним программ подготовки  специалистов в системе профессионального  образования;

5) сохранение высокого  уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности  на рынке труда в сельской  местности, обусловленный ростом  численности трудоспособного населения  и ростом общей и регистрируемой  безработицы, недостаточные темпы  развития малых форм хозяйствования  на селе, сдерживающие рост новых  рабочих мест в аграрном секторе  экономики;

8) сохранение значительной  дифференциации в сфере занятости  и напряженной ситуации на  рынке труда в субъектах Российской  Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной  миграции, создающей неконтролируемую  ситуацию на внутреннем рынке  труда и осложняющей ситуацию  в области занятости населения  в ряде приграничных районов  Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных  процессов внутренней трудовой  миграции, характеризующейся оттоком  населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока,  богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности  на рынке труда отдельных категорий  граждан (молодежи без практического  опыта работы, женщин, имеющих малолетних  детей, инвалидов, беженцев, вынужденных  переселенцев и др.), обусловленной  ужесточением требований работодателей.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, можно сделать вывод, что в 2012-2015 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми  задачами действий на рынке труда в 2012- 2015 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Приоритетными направлениями действий на рынке труда в 2012-2015 годах являются:

В области совершенствования  действующего законодательства в сфере занятости населения:

1. обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

2. повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

3. разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

4. динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

5. создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

6. поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

7. обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов.

В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности  граждан на рынке труда, обеспечения  отраслей экономики рабочими и специалистами  определенных профессий и квалификации:

1. разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

2. разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;

3. создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

4. развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

5. улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

6. развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

7. разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию;

8. разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

9. создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

10. совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства.

В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования  форм социального партнерства на отраслевых рынках труда.

1. проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

2. совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3. разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

4. разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

5. проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности;

6. поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

7. поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

8. развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;

9. развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

10. содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

11. организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.

В области развития региональных рынков труда:

1. разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ