Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62
Вместе с тем нельзя оставить без внимания тот факт, что положения ст. 21 закрепляют за профсоюзами право представлять интересы не только своих членов, но и всех трудящихся, даже населения. Особенно рельефно это проявляется в тексте п. 4.
Известный интерес представляет положение п. 2 в той его части, где говорится о том, что профсоюзы имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий граждан в вопросах их приема на работу. Практически здесь речь идет о том, что профсоюзная организация должна способствовать гражданам при их попытке поступить на работу в данную организацию, в случае если работодатель этого не хочет, может быть даже нарушая закон.
Но при чем здесь профсоюзная организация, когда это дело суда? Исключение может быть, если речь идет о членах профсоюза, ранее уволенных по уважительным причинам из организации и желающих восстановиться на работе, а также о первоочередном приеме на работу других бывших сотрудников, если это предусмотрено коллективным договором. Интересы этих граждан профсоюзная организация обязана представлять и защищать перед работодателем.
Несмотря на неудачные формулировки п. 4 ст. 21, о чем говорилось выше, он имеет большое позитивное значение: подтверждает, что деятельность профсоюзов в области занятости осуществляется в соответствии с законодательством РФ [2].
К законодательству, в данном контексте, относятся Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.)[3], Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г.) [4]. «Российская газета» от 28 апреля 1992 г., другие, принятые в разное время, законодательные акты.
О правах профсоюзов, приведенных в указанных законах, будет подробно рассказано далее.
3.2 Региональные
и отраслевые соглашения в
системе правового
В настоящее время
в региональных и отраслевых
соглашениях предусматриваются
различные мероприятия по
Так, в случае угрозы массовой
безработицы в Ульяновской
Во Владимирской области
администрация взяла на себя обязательство
в случае существенных изменений
на рынке труда в сфере
В Кировской области
Отраслевым соглашением работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России предусмотрено, что работники предпенсионного возраста (за три года до установленного срока пенсии), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены без трудоустройства по сокращению штатов или численности работников в действующих организациях и при ликвидации организации.
Для защиты отечественного
производителя социальные
В Пензенской области намечено осуществить квотирование не менее 2,5 тыс. рабочих мест для обеспечения занятости инвалидов, молодежи, молодых специалистов и других слабо защищенных категорий населения.
В Курской и Орловской областях в случае признания предприятия банкротом предполагается предоставлять высвобождаемым работникам преимущественное право трудоустройства на не менее чем 70% рабочих мест, вновь образуемых на базе его имущества.
В Республике Коми,
Республике Адыгея, Санкт-Петербурге,
Волгоградской, Ульяновской
В Хабаровском крае сторонами разрабатывается комплекс дополнительных мер по социальной поддержке работников в условиях применения процедур при несостоятельности (банкротстве) предприятий, особенно градообразующих [1].
По инициативе ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов и ЦК профсоюза работников лесных отраслей РФ в отраслевые соглашения внесены положения о материальной поддержке безработных. Так, при высвобождении работника предпенсионного возраста (мужчин – с 58, женщин – с 53 лет) по договоренности с ним применяют следующую меру социальной защиты, предусматриваемую коллективными договорами, – выплату за счет средств организации ежемесячного пособия в размере пенсии по старости до достижения неработающим работником пенсионного возраста, установленного законом.
В соглашении работников лесных отраслей России предусмотрено: оказывать материальную помощь семье безработного в размере 25% минимальной месячной тарифной ставки, установленной отраслевым соглашением, на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения статуса безработного; выплачивать ежемесячную денежную помощь работникам организаций, получившим статус безработного, в размере 25% заработной платы, установленной отраслевым соглашением (или не менее 25% размера пособия по безработице) [2].
В соответствии с некоторыми региональными соглашениями администрация берет на себя обязательство не допустить превышения безработицы сверх оговоренного в соглашении уровня: в Республике Тыва – 5%, в Республике Адыгея – 4,0, в Санкт-Петербурге – 3,5, в Волгоградской области – 1,65% и т.д. [3].
Как в отраслевых, так и региональных соглашениях имеется раздел, в котором предусмотрены мероприятия по сохранению численности занятых работников и социальной защите тех из них, которые все же были высвобождены с производства.
В качестве заслуживающего
внимания примера ниже мы приводим
соответствующий раздел Отраслевого
тарифного соглашения между Центральным
Советом Горно-
« 6. Занятость.
6.1. Содействие работодателей в обеспечении занятости работников.
6.1.1. Работодатели с участием
профсоюзного органа ежегодно
разрабатывают программы
6.1.2. Работодатели согласовывают
все мероприятия
6.1.3. Работодатели уведомляют
в письменной форме профорган
организации о неизбежности
6.1.4. Работодатели в случае невозможности трудоустройства работников золотодобывающих организаций и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на других местных предприятиях, что, в свою очередь, вынуждает их к переезду в другие регионы, предупреждают профсоюзные органы о возможности массовых увольнений за шесть месяцев и непосредственно работников за четыре месяца, предоставляют полную информацию службе занятости о предстоящем высвобождении работников в установленные законодательством сроки.
6.1.5. При выходе организации
из кризисной ситуации, после
реконструкции или
Критерии для
6.1.6. В целях предотвращения
массового высвобождения
6.1.7. Массовым высвобождением
работников из организации,
6.2. Содействие занятости
работников в случае
6.2.1. Работодатель своевременно
информирует профорган о плане
и ходе ликвидации, реорганизации
и финансового оздоровления
6.2.2. Коллективный договор
действует на весь период
6.3. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам.
6.3.1. При расторжении трудового
договора (контракта) в связи с
осуществлением мероприятий по
сокращению численности или
- производится доплата к стипендии до среднего заработка по прежнему месту работы в период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению службы занятости;
- предоставляется необходимое время для поиска работы с оплатой в размере среднего заработка. Конкретная продолжительность и порядок предоставления времени определяются коллективным договором;
- предусматривается в коллективных договорах выплата единовременных пособий сверх установленных законодательством;
- в соответствии с коллективным договором сохраняется очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий), а также право пользования социально-бытовыми объектами.
6.3.2. Работникам, высвобождаемым
из организаций в районах
6.4. Привлечение иностранной рабочей силы.
Вопросы привлечения и
использования иностранной
6.5. Переобучение и
Работодатели с участием профсоюзного органа ежегодно разрабатывают учебные планы для переобучения и профессиональной подготовки высвобождаемых работников и безработных в соответствии с техническим перевооружением и развитием организации.
6.6. Повышение квалификации или переподготовка женщин, приступивших к работе после отпуска по уходу за ребенком.
Женщины, приступившие к работе после отпуска по уходу за ребенком:
6.6.1. Проходят, с их согласия,
обучение с целью повышения
квалификации или
6.6.2. На время повышения квалификации (переподготовки) без отрыва от производства женщинам производится доплата до среднего заработка других работников той же специальности [4].
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости
Многие профсоюзные комитеты
используют коллективный договор как
эффективный инструмент по защите занятости
работников, тем самым расширяя социально-правовую
базу законодательства о занятости,
которое предусматривает в
При разработке раздела по занятости в коллективном договоре профсоюзные комитеты учитывают такие факторы, как:
Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ