Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Тема 10.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

Требования подходящей работы понижаются для граждан: впервые  ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию  или пройти переподготовку после  окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих  на учете в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более  трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается  работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям  законодательства о труде, независимо от того, требует она или не требует (с учетом возраста и иных особенностей граждан) предварительной подготовки. Подходящей не может считаться работа, если:

- она связана с переменой  места жительства без согласия  гражданина;

- условия труда не соответствуют  правилам и нормам охраны труда;

- предлагаемый заработок  ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три  месяца по последнему месту  работы. Данное положение не распространяется  на граждан, среднемесячный заработок  которых превышал уровень средней  заработной платы в регионе.  В этом случае подходящей не  может считаться работа, если  предлагаемый заработок ниже  уровня средней заработной платы  в регионе.

Правовой статус безработного, помимо определения, включает в себя также его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы и в других случаях.

Безработные граждане имеют  право самостоятельно подыскивать  себе работу или пользоваться услугами Федеральной службы занятости. Они  имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также на получение соответствующей  информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда. В соответствии с Законом о занятости, граждане, не достигшие 16-летнего возраста, не могут быть признаны безработными, но они имеют право на бесплатную консультацию по вопросам профессионального обучения. Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и недопустимости отказов от предложения подходящей работы.

Трудоустройство – представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

 В широком смысле  оно объединяет все формы трудовой  деятельности, в том числе предпринимательство,  индивидуальную трудовую деятельность  и т. п. 

В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также  процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся  мест работы.

Имеются общие и специальные  организационно правовые формы трудоустройства. Общие – самостоятельное или с помощью органов занятости и трудоустройства. К специальным относятся:

1) организованный набор рабочей силы и отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы;

2) направление на работу выпускников вузов, колледжей, СПТУ, др. специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов;

3) направления органом занятости в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронированных мест) по приему инвалидов, подростков и др. нуждающихся в особой социальной защите граждан (в Республике Башкортостан выделяются квоты для трудоустройства лиц пенсионного возраста, многодетных матерей и одиноких родителей, участников вооруженных конфликтов. Круг организаций, которым устанавливаются квоты, определяются, по-разному: в Башкортостане это организации с числом работающих более – 30).

Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего, это могут быть работодатели – они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся непосредственно к ним. В этом случае трудоустройство происходит без участия посреднических органов. В ряде случаев работодатели обязаны принять меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации. Так, при сокращении численности (штатов) работодатель од временно с предупреждением о предстоящем увольнении обязан при наличии вакансий предложить работнику другую работу в той же организации.

При этом государство гарантирует  гражданам Российской Федерации  бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  при посредничестве органон службы занятости. Негосударственные же посреднические органы оказывают соответствующие  услуги, как правило, на платной основе на условиях, установленных договором  с гражданином.

Процесс трудоустройства  проходит две стадии. Первая стадия – это обращение гражданина в службу занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом. Поскольку государство гарантирует гражданам право на получение такого содействия и возлагает данную обязанность на органы службы занятости, последние обязаны принять заявление и приступить к поиску работы. Вторая стадия трудоустройства – это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению органа службы занятости). Следует иметь в виду, что направление органов службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя, за исключением особых случаев, о которых будет сказано позднее. Гражданин вправе отказаться от предложенной работы, однако, если он является безработным и отказ от подходящей работы является повторным, то для него наступят отрицательные последствия в виде лишения статуса безработного. Работодатель также не связан направлением органов службы занятости, но при отказе в приме на работу он должен объяснить причины такого отказа. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный органами службы занятости гражданин реально обратился на то предприятие, куда он был направлен.

Трудоустройство отдельных  категорий граждан. Для некоторых категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, установлены дополнительные гарантии, предусмотренные целевыми программами содействия занятости путем создания специализированных рабочих мест или организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации, или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов государственной службы занятости населения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда. В случае, когда работодатель не может выделить или создать на своем производстве рабочие места для использования труда указанных категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты, он вправе арендовать для этой цели рабочие места в другой организации или произвести соответствующее перечисление в бюджет субъекта РФ или в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в других организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства.

 

1.2 Виды занятости

 

В законодательстве и практике деятельности федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  государственную политику в области  занятости, сложились различные  классификации занятости в зависимости  от того или иного аспекта данного  общественного явления.

Одна из распространенных классификаций занятости на основании  полноты охвата трудоспособного  населения – это ее подразделение на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан [1].

Словарь терминов, применяемых  в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость  представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью  удовлетворяется потребность граждан  в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей  силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным  регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется  право каждого гражданина на труд.

Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее  время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда  сокращается длительность рабочего времени с согласия или без  согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации [2].

Такое разделение полной и  неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить  по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение  полной занятости) определяется занятость  населения в целом, то при определении  неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина.

Полная занятость – это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу – структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы – фрикционная безработица. Например, в США занятость определяется как полная лишь в том случае, если уровень безработных граждан составляет 3% общего количества трудоспособного населения. В российском же законодательстве это определение не имеет цифровых ориентиров, что негативно отражается на государственной политике в области занятости в целом.

Частичная безработица – характерное и в какой-то мере необходимое явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что работник в связи с переменой работы, места жительства и т.п. выходит на определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания.

Кроме того, наличие социально  приемлемого уровня безработицы  оказывает положительное влияние  на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.

Поэтому для эффективного осуществления государственной  политики в области занятости  в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения  полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.

Применительно к конкретному  гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее  время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или  частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу [3].

К сожалению, на сегодняшний  день российское законодательство, регламентируя  правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит  стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в  обеспечении полной занятости.

Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них  причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование  со стороны государства регулирования  данных вопросов представляется, как  минимум, необоснованным.

Проблемы частичной занятости  неоднократно освещались в рамках Международной  организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами.

При этом оценка частичной  занятости различными государствами  происходит по-разному из-за двоякой  оценки данного социального явления.

С одной стороны, расширение масштабов частичной занятости  вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно приводит к росту  конкуренции на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную  занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением  семейных обязанностей и с учебой, а также обеспечить постепенный  выход трудящихся на пенсию, избегая  резкого изменения режима работы и стиля жизни.

Многие определения частичной  занятости, принятые в различных  странах, исходят из трактовки, сформулированной Международной организацией труда, которая под частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму  при значительно сокращенной  продолжительности рабочего времени [4]. Продолжительность рабочего времени при частичной занятости существенно ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени, как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).

Ориентируясь на мировой  опыт регулирования проблем занятости  населения и международные акты, Россия, как государство с социально  ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать на отношения, возникающие на рынке  труда. Отсутствие в части правового  регулирования вопросов частичной  занятости практически полностью  нивелирует социальную защиту и государственную  поддержку в обеспечении занятости  данной категории граждан.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ