Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Тема 10.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5

1.1  Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5

1.2 Виды занятости………………………………………………………12

1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17

2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19

2.1 Основные направления  государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19

2.2 Реформа российского  законодательства о занятости  населения…34

3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45

3.1 Правовое закрепление  роли профессиональных союзов  в обеспечении занятости населения…………………………………………….45

3.2  Региональные и отраслевые  соглашения в системе правового  регулирования трудоустройства  и занятости……………………………….47

3.3 Коллективные договоры  в системе правового регулирования  трудоустройства и занятости………………………………………………….53

3.4 Правовое регулирование  взаимодействия работодателей и  Федеральной службы занятости………………………………………………60

Библиографический список…………………………………………..

Заключение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Проблема правового регулирования трудоустройства и  занятости  сегодня в России имеет существенное значение. Еще каких-то 15 лет назад в нашей стране слово «безработица» относилось к области фантастики, во всех организациях требовались работники, даже в Уголовном кодексе присутствовала статья об уголовной ответственности за тунеядство.

Однако, с началом перехода к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Наряду с рынками  товаров и услуг образовался  рынок труда, который имеет свою особую специфику, выражающуюся в том, что на нем предложение всегда превышает спрос.

Несоответствие спроса и  предложения специфического товара (рабочей силы) на рынке труда, особенно в условиях нестабильной, развивающейся  российской экономики, требует от государства  серьезного вмешательства в эту  сферу общественных отношений для  обеспечения баланса интересов  предпринимателя и каждого конкретного  гражданина, предлагающего свои способности  на рынке труда. Естественно, в наименее выгодном положении на рынке труда (с учетом дефицита сфер приложения труда) оказывается собственник  рабочей силы.

В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу.

Поэтому социальная политика на рынке труда должна ориентироваться  на оказание содействия менее защищенному  субъекту (гражданину) в возможности  обеспечения его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.

Вышеприведенные факты свидетельствуют  об актуальности избранной темы курсовой работы. Кроме того ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:

    • согласно программе экономического развития, разработанной новым Правительством РФ на ближайшие года одним из ключевых пунктов является борьба с бедностью. Однако, решение этого важнейшего вопроса невозможно без изменения государственной политики в области занятости, направленной на более полное  вовлечение трудоспособного населения в сферу труда;
    • в современных условиях правовой институт, регулирующий сферу трудоустройства и занятости призван отразить особенности защиты интересов сторон трудовых правоотношений в условиях рыночной экономики.

Итак, цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере  правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;

2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе  правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;

3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;

4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.

В работе использована обширная нормативно-правовая база, комментарии  к ней, а также учебная и  монографическая литература, касающаяся вопросов правового регулирования  сферы трудоустройства и занятости.

1.1  Понятие  занятости и трудоустройства  в РФ

 

Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости – как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок.

Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности.

Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями  к труду. Приводится перечень занятых  граждан, к числу которых относятся:

- работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного или неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

- зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую  должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

- проходящие очный курс  обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общим для всех этих форм занятости является включение времени  выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные в законодательстве для работающих.

Следует отметить, что в  науке трудового права существуют и иные определения занятости. Так, О.М. Медведев рассматривает два аспекта занятости: узкий (собственный) и широкий аспект. В первом из них под занятостью понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

Второй аспект включает все элементы структуры занятости, что означает включение в первое значение еще одного выражения: «а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости».

Занятым противопоставляются незанятые граждане – это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы. В свою очередь незанятые граждане подразделяются на активных незанятых (безработных) – тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых – тех, кто не ищет работу. Все население страны, таким образом, делится на экономически активное – сюда включаются и занятые, и безработные, и на экономически неактивное – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемой работы.

Такое деление вполне оправданно, так как позволяет правильно  определять уровень безработицы, количество и категории (по возрасту, специальности  и т. д.) безработных. Однако есть одна группа лиц, оказавшихся за пределами  перечня занятых граждан, которую стоит выделить особо. Они не ищут работу, но выполняют полезные для общества функции, их деятельность не противоречит никаким законам. И хотя она не приносит трудового дохода, все же лиц, ее осуществляющих, следует отнести к занятым гражданам. Это женщины, занятые домашним хозяйством; матери, занятые уходом за детьми и их воспитанием; лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной деятельностью.

Федеральная программа занятости  населения также указывает, что  безработица порождает целый  комплекс проблем: снижается покупательная  способность, и уровень жизни  значительной части населения; организации  теряют квалифицированные кадры; увеличивается  риск социальной напряженности; дополнительные расходы на поддержку безработных  усиливают налоговое бремя.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут  быть граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии  с пенсионным законодательством  назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение  10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

 При этом граждане должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым было отказано в признании их безработными, через  две недели снова могут обратиться в органы службы занятости для  решения вопроса о признании  их безработными.

Учитывая, что с отказом  от предложенной работы связано хранение статуса безработного, а также  возможность конфликтов по этому  поводу, законодатель раскрывает понятие «подходящей» и «неподходящей» работы (ст. 4). Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления с учетом развития сети транспорта в данной местности (в Москве она определяется в 1 час, затрачиваемый на проезд к месту работы, в г. Уфе рабочее место, предложенное в черте (границах), города считается – подходящей (транспортно доступно), т.е. если вы проживаете, например: в Деме, а вам преложили работу в Черниковке – это «подходящая работа» по критерию транспортной доступности).

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ