Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;
3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;
4. в заключении - подвести итоги проделанной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5
1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5
1.2 Виды занятости………………………………………………………12
1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17
2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19
2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации………………………………………………………………………19
2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34
3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………………45
3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45
3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47
3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости………………………………………………….53
3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости………………………………………………60
Библиографический список…………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Тема 10.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

Остановимся на основных новеллах, появившихся в законе о Занятости  населения

Помимо того, что приведены  в соответствие с ТК РФ и уточнены употребляемые в Законе понятия  и термины, расширен перечень лиц (ст. 2), считающихся занятыми. К ним  дополнительно отнесены граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также не любые, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а только зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане.

Законодатель уточняет круг граждан, которые не могут быть признаны безработными.  Если ранее среди прочих лиц, перечисленных в ст. 3 Закона, к ним относились граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера, то в новой редакции Закона о занятости эти два условия объединены. Т.е. гражданин не имеет права на получение статуса безработного при наличии одновременно следующих условий 1) он впервые ищет работу (ранее не работал), 2) не имеет профессии, 3) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Таким образом, Правительство РФ стимулирует повышение квалификации работников через активную политику на рынке труда. Многие страны запрещают выплату пособия по безработице молодым людям без профессии и опыта работы. Единственным выходом для них являются программы обучения с выплатой стипендии, что ведет к снижению безработицы, так как для квалифицированных кадров коэффициент высвобождения существенно меньше [6].

Кроме гарантированных ранее  государством профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработные граждане дополнительно  получили право на получение бесплатно  услуг по психологической поддержке (ст. 9). Стоит заметить, что в психологической  поддержке нуждаются не только граждане, получившие статус безработного, но и, с точки зрения Закона о занятости, занятые граждане. Однако для них  предоставление данной услуги со стороны  службы занятости не предусмотрено.

Особое внимание уделяется  организации занятости несовершеннолетних. Так, в частности, для лиц в  возрасте от 14 до 18 лет в целях  временного трудоустройства в свободное  от учебы время создаются специальные  организации, на которые возлагается  обязанность по созданию условии  занятости для этой категории  граждан.  Уже имеется положительный опыт деятельности подобных организаций.  Однако следует обратить внимание на то, что, согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет.  В то же время ст. 63 ТК предусматривает возможность заключения трудового договора с лицом, достигшим 15 лет, в случае получения им основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом Очевидна некоторая несогласованность, устранить которую предлагается путем установления единого возрастного критерия, предусмотрев возможность признания безработным гражданина, достигшего 15 лет в указанных случаях[7].

В связи с введением  части 2 Налогового кодекса РФ все  мероприятия по содействию) занятости  и трудоустройству финансируются  за счет средств федерального бюджета, поступающих от единого социального  налога. Представляется, что ликвидация Государственного фонда занятости населения преждевременна и неэффективна, так как существовавшая ранее схема финансирования позволяла центрам занятости управлять местным рынком труда: квотировать рабочие места для инвалидов, проводить специализированные ярмарки рабочих мест, заниматься профилактикой безработицы среди малоимущего населения. Теперь средства для местных центров занятости перечисляет федеральная казна, причем только сумму, которая необходима на пассивные программы (выплаты пособий по безработице, переобучение незанятых и т. д.) и содержание персонала. В результате чего в самих органах службы занятости прошло сокращение численности персонала, а те, кто остался, не удовлетворены скудным пайком голого оклада. Известно также, что налоговые средства имеют свойство где-то «зависать», а то и не доходить по назначению, а предлагаемый путь денег из центра к безработному еще длиннее.

Намечены новые аспекты  проведения государственной политики в сфере занятости. Если ранее она была направлена на стабильность трудовой связи, то в настоящее время в свете экономических реформ и структурной перестройки признается необходимость поддерживать и развивать мобильность трудовых ресурсов Законодатель делает акцент на внедрении активных мер, способствующих заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяющих спрос на занятость, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (т.е. распределению безработных граждан на группы в зависимости от таких социально-демографических характеристик, как профиль предыдущей профессиональной деятельности, уровень образования, пол, возраст и т. д.).

Одним из факторов, осложняющих  формирование цивилизованного рынка  труда в России, является усиление миграционного потока. Иностранная  рабочая сила в Россию пребывает  из 123 стран мира. Больше всего мигрантов  из Украины, Турции и Китая. Из-за неуправляемости  и непредсказуемости указанных  процессов существенно меняется соотношение спроса и предложения  на региональных рынках труда, в связи с чем особое значение приобретает взятая на себя государством обязанность по защите национального рынка труда. Следует подчеркнуть, что протекционизм по отношению к работникам-гражданам, а также то или иное воспрепятствование для входа на национальный рынок труда работников-мигрантов является не исключительным, а нормальным качеством рынка труда, характерного и для многих промышленно развитых стран. В качестве механизма реализации данного положения можно предложить закрыть отдельные административно-территориальные образования для притока новой рабочей силы [8].

В новой редакции Закона о занятости гражданам, как и  ранее, все услуги, связанные с  содействием занятости и трудоустройству, предоставляются органами службы занятости бесплатно, работодатель же некоторые из них должен оплатить согласно устанавливаемому Правительством РФ перечню и порядку предоставления этих услуг. Многие работодатели испытывают потребности в повышении квалификации персонала, его объективной оценке, оптимизации численности и других услугах. Не исключено, что Центры занятости смогут преуспеть в этом деле.

В соответствии со ст. 21 на работодателя возлагалась обязанность предварительного уведомления профсоюзного органа за 3 месяца до массового увольнения работников в строго определенных законодателем  случаях (таких как ликвидация организации, рационализация производства и т.д.). Новая редакция ст. 21 не предусматривает  никаких условий для уведомления, а обязывает работодателя следовать  данному правилу в каждом случае, когда имеет место массовое увольнение Что касается срока уведомления  работодателем органов службы занятости, то он, напротив, зависит от обстоятельств  увольнения. Так, при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата и при возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан уведомить органы службы занятости за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, когда решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению, – не позднее, чем за три месяца.

Анализируя структуру  и содержание закона, нельзя не заметить, что большая его часть посвящена  гарантиям социальной поддержки  безработных. В этой части существенных изменений и дополнений не произошло Размер пособия по безработице по-прежнему устанавливается по общему правилу – в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, а во все иных случаях, предусмотренных законодательством, – в процентом отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ[9].

Дополнительно к числу  граждан, для которых пособие  исчисляется в процентном отношении  к величине прожиточною минимума, законодатель отнес лиц, уволенных  из организации по собственному желанию  Исключение сделано лишь для тех, чьи причины увольнения по собственному желанию можно условно назвать  уважительными (например такие, как переезд на новое место жительства, необходимость ухода за инвалидами 1 группы и т.д.) Для них сохраняется общий порядок начисления пособия по безработице.

Для повышения уровня социальных гарантии безработных граждан в  случаях, когда пособие устанавливается  в процентном отношении к величине прожиточного минимума, его размер увеличен с 20% до 30%. Установлено также, что низший предел пособия, исчисляемый в процентном соотношении к прожиточному минимуму, составляет 30%, а не 20% как было ранее. При этом размер пособия во всех случаях не должен быть меньше 100 рублей.

Хотелось бы заметить, что  пособие по безработице является одним из видов социального обеспечения  Может быть более логично отнести  отношения, складывающиеся в процессе назначения и выплаты пособия  по безработице, к предмету права социального обеспечения, сосредоточив усилия органов службы занятости на проведении активных мероприятий по содействию занятости и трудоустройству граждан?

С учетом сказанного хотелось бы отметить следующее Проблемы, возникающие  в сфере занятости и трудоустройства, относятся к числу наиболее актуальных в России Анализ же действующего российского  законодательства, регулирующего отношения  в сфере занятости и трудоустройства, не позволяет сделать вывод о  существовании эффективного механизма  правового регулирования в данной сфере Реформа законодательства о защите занятости еще далека от завершения

Отсутствует общая стратегия  проведения реформы трудовою законодательства. С принятием кодифицированного источника в сфере трудового права, каким является Трудовой кодекс РФ законодатель приступил к приведению в соответствие с ним отдельных законов по институтам трудового права, в том числе и института занятости. Одна ко эти изменения и дополнения носят частный характер, они не имеют принципиального значения для улучшения положения граждан на рынке труда

Для реализации положении любого нормативного правовою акта необходимы средства Вопрос о финансировании государственной политики занятости сегодня остается наиболее острым.  Поддержка активных программ ложится на плечи местного бюджета, что при нынешнем состоянии большинства региональных бюджетов делает этот вариант практически неосуществимым Используемый при распределении бюджетных средств критерий – уровень безработицы – весьма уязвим Ситуация на рынке труда при таком подходе вряд ли улучшится, поэтому необходимо разработать четкий механизм распределения денежных средств, поступающих в бюджет и расходуемых на мероприятия, связанные с занятостью.

Несмотря на то, что проблемы безработицы относятся к таким, решать которые по силам только государству, необходимо развивать социально-партнерские  отношения работодателей, профсоюзов и органов государственной службы занятости по содействию занятости  граждан Согласованные действия и коллективная ответственность  позволят более эффективно преодолевать существующие проблемы на всех уровнях

Сохранение же устаревших ориентиров в государственной политике, отсутствие нормативной базы способно стать препятствием для эффективного использования рабочей силы и  в конечном итоге затормозить  экономическое развитие страны[10].

 

 

 

 

3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства

 

3.1 Правовое закрепление  роли профессиональных союзов  в обеспечении занятости населения

Закон о занятости в  ст. 21 определяет формы участия профессиональных союзов в содействии занятости населения.

Профессиональные союзы  вправе участвовать в разработке государственной политики в области  содействия занятости населения.

Профессиональные союзы  имеют право:

 • вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

 • содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.

Массовое увольнение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению  профессиональных союзов взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут  заключаться соглашения, предусматривающие  мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Профессиональные союзы  вправе требовать от работодателя включения  в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Предложения профессиональных союзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие  органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством  РФ порядке.

Как следует из текста ст. 21, положения п.1-6 являются нормами прямого действия. Они изложены в самой общей форме, не все они понятны. Например, что означают термины «содействие», «участие в содействии»?

На самом деле в соответствии с российским законодательством  профсоюзы являются равноправными  партнерами работодателей, их объединений, органов государственной власти в решении вопросов, очерченных указанным  законодательством. В этой связи  профсоюзам в своей практической деятельности целесообразно избегать использования также и им подобных терминов, искажающие их роль в обеспечении  занятости населения, предоставлении льгот и компенсаций определенным категориям граждан, защите работников от увольнений и т.д. и т.п [1].

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ