Организационные и правовые основы деятельности производственного кооператива

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гражданско-правового положения производственных кооперативов. Указанная цель предопределяет постановку следующих задач:
теоретический анализ понятия и содержания производственных кооперативов, развития института производственного кооператива;
изучение организационных основ деятельности производственного кооператива: членства, правового режима имущества, трудовых отношений, управления, ответственности членов производственного кооператива;

Содержание

Введение…………………………………………………………………....…......... 5
Глава 1.История развития института производственного кооператива……………………………………………………………………....... 8
1.1 История развития производственных кооперативов.........………….......….... 8
1.2.Понятие и правовое положение производственного кооператива ................11
Глава 2. Организационные и правовые основы деятельности производственного кооператива…………………………..………………........22
2.1. Членство в производственном кооперативе …….......…………..............….22
2.2. Правовой режим имущества производственного кооператива………....…..30
2.3. Трудовые отношения…………………………………………………….........36
2.4.Управление в производственном кооперативе…....……………….....………39
2.5.Ответственность членов производственного кооператива……............…….56
Глава 3. Прекращение деятельности производственного кооператива…...60
3.1.Реорганизация производственного кооператива…....…………………....…..60
3.2. Порядок осуществления ликвидации кооператива…………………….....…63
3.3. Рассмотрение споров с участием производственных кооперативов .. ........ 69
Заключение………………………………………...………………………....…....75
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов……………………………………………........………………………....….. 80

Работа содержит 1 файл

Гражданско-правовое положение производственных кооперативов(1).doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Ошибка Гражданского кодекса состоит  в отнесении производственных кооперативов к коммерческим организациям, для  которых главной, основной целью  деятельности является извлечение прибыли. Между тем у кооператива как сообщества прежде всего людей, а не капиталов (независимо от их вида: производственные, потребительские) основная цель совсем другая. Она состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей его членов.3 Достигается данная цель безусловно посредством прибыли, без которой невозможно развитие не только производственного кооператива, но и потребительского общества, отнесенного Гражданским кодексом к некоммерческим организациям, хотя деятельность потребительского общества, не менее чем производственного кооператива, связана с прибылью, позволяющей удовлетворять потребности пайщиков в товарах и услугах (в сфере торговли, заготовок, переработки и т.п.). Прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на его развитие, вознаграждение членов соответственно их участию в делах, на жилищное строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное обеспечение и другие, предусмотренные уставом кооператива цели. Таким образом, для кооператива основная цель - удовлетворение материальных и иных потребностей членов, а прибыль - средство ее достижения.

В зарубежной теории кооперативного движения кооперативы характеризуются  как структурный элемент социальной экономики. Кооперативы, члены которых управляют ими и владеют собственностью, а в производственных кооперативах еще и трудятся в них, - наиболее характерная часть социальной экономики. Кооперативы тесно связаны с территорией, на которой они базируются. Не преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели, они не заинтересованы в вывозе капитала за границу. Их деятельность ориентирована на использование местных кадровых, сырьевых, производственных ресурсов, расширение отечественного производства, обеспечение товарами и услугами не только своих членов, но и населения территории, на которой действует кооператив.1

Необходимо внести изменения в  Гражданский кодекс РФ и соответственно в Федеральный закон «О производственных кооперативах», выделив кооперативы  из разделов о коммерческих и некоммерческих организациях и объединив их в самостоятельную группу юридических лиц - кооперативы, дать единое понятие кооператива, закрепить общие начала и принципы их деятельности, а затем указать на специфические особенности соответствующей разновидности, которых, кстати сказать, должно быть значительно больше, чем в Гражданском кодексе Российской Федерации. В законодательстве зарубежных стран нет такого жесткого деления кооперативов, как у нас, только на два вида: производственные и потребительские. В Германии, например, кооперативы подразделяются на кредитные (Volksbanken и Raiffeisenbanken), закупочные, торговые, кооперативы по сбыту, производственные, жилищные и др. В Законе о кооперативах штата Виктория (Австралия) 1981 г. предусмотрены производственные кооперативы, торговые общества (кооперативы), кредитные, сельскохозяйственные и пр. В других странах имеются кооперативы сельскохозяйственные, потребительские, производственные, кредитные, страховые, кооперативы, объединяющие рыбаков, жилищные и др. В последние годы растет их количество и в промышленности. Первое место по развитию кооперативного движения занимает Италия, где в кооперативах занято до 9% трудоспособного населения.  Таким  образом, в развитых странах Запада накоплен значительный практический опыт в развитии кооперативного движения Соответственно данным разновидностям в Международном кооперативном альянсе созданы специализированные комитеты, в которые входят национальные организации, объединяющие кооперативы соответствующего вида. Было бы очень желательно, чтобы наше законодательство отражало принятое в мировом сообществе понимание кооператива.

Заметим, что во многих странах  Западной Европы правительства очень  серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь. Так, в Англии в законодательном порядке был создан специальный фонд для кредитования производственных кооперативов. В Англии, Франции, Испании известны многочисленные случаи, когда органы государственной власти оказывают финансовую помощь рабочим для выкупа предназначенных к закрытию убыточных предприятий и преобразования их в кооперативы.1

Большую поддержку кооперативам оказывают  по тем же причинам и органы местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических и социальных противоречий.

Можно сделать вывод, что кооперативная форма собственности прочно утвердилась в экономике развитых стран. Она находится в состоянии постоянного развития, что нельзя сказать о частнокапиталистической и государственной формах собственности. Историческое преимущество кооперативной собственности перед ними заключается в том, что в ее рамках преодолено различие интересов наемных работников и собственников, будь то государство или частный владелец.

Говоря о понятии кооператива  как самостоятельной организационно-правовой форме, нельзя не сказать о содержащемся в Гражданском кодексе запрете производственным кооперативам выпускать акции. Зарубежная практика говорит об обратном. Во многих странах такого запрета не только нет, но кооперативы во вне часто действуют как товарищества (компании) с ограниченной ответственностью, сохраняя кооперативную внутреннюю организацию и специфику управления.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности  их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ законами о производственных кооперативах. В настоящее время в России действуют два таких закона: Федеральный закон от 10 апреля 1996 года «О производственных кооперативах»1 и Федеральный закон от 15 ноября 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации».2 Последний согласно ст. 14 Федерального закона о введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации должен был отразить особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Закон «О сельскохозяйственной кооперации» в пункте 1 статьи 3 регулирует организацию и деятельность двух основных видов сельскохозяйственных производственных кооперативов:

-сельскохозяйственная либо рыболовецкая  артель (колхоз) и

-кооперативное хозяйство (коопхоз).

Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработки и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов и его  членов схоже с несельскохозяйственными  кооперативами. Вместе с тем, имеется  ряд особенностей, характерных только для сельскохозяйственных кооперативов. 

Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для  совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передаче их в паевой фонд кооператива. Фирменное наименование сельскохозяйственной или рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» (колхоз) либо «рыболовецкая артель» (колхоз).

Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производство животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленными законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз».

В соответствии с пунктом 3 статьи 107 ГК РФ фирменное наименование кооператива  должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив»  или «артель». С учетом этого, включение в фирменное наименование слова «колхоз» является лишним, противоречащим Гражданскому кодексу , и не должно применятся в официальном наименовании в сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Необходимо отметить, что после  принятия Закона колхозы и совхозы преобразуются, как правило, в производственные кооперативы.

Учредительным документом производственного  кооператива является его устав, который определяет его правовое положение. Кооператив осуществляет свою производственную, хозяйственную, коммерческую и иные виды деятельности в соответствии с законом и своим уставом, положения которого разрабатываются на основе Закона о производственных кооперативах, иных правовых нормативных актов Российской Федерации.  Требования устава кооператива обязательны для исполнения всеми его органами управления и его членами (участниками).

Устав утверждается общим собранием  членов кооператива. В нем должны содержаться следующие сведения:

-фирменное наименование кооператива,  которое состоит из наименования  кооператива и слова «производственный кооператив» или «артель»;

-место нахождения;

- о размере паевых взносов  членов кооператива;

- о составе и порядке внесения  паевых взносов членами кооператива  и об их ответственности за  нарушение обязательств по внесению указанных взносов;

- о характере и порядке трудового  и иного участия членов кооператива  в его деятельности и об  их ответственности за нарушение  их обязательств по личному  трудовому и иному участию;

- о порядке распределения прибыли  и убытков кооператива, о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам;

- о составе и компетенции  органов управления кооперативом  и порядке принятия ими решений,  в том числе по вопросам, решения  по которым принимаются единогласно  или квалифицированным большинством голосов;

- о порядке выплаты стоимости  пая или выдачи соответствующего  ему имущества лицу, прекратившему  членство в кооперативе;

- о порядке вступления в кооператив  новых членов;

- о порядке выхода из кооператива;

- об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива;

- о порядке образования имущества  кооператива;

- о перечне филиалов и представительств  кооператива;

- о порядке реорганизации и  ликвидации кооператива.

В уставе могут содержаться другие необходимые для деятельности кооператива сведения.1

Кроме того, в уставе следует (можно) изложить и другие его положения, как это предусмотрено рядом  других статей Закона.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона «О производственном кооперативе» уставе кооператива могут содержаться  другие необходимые для его деятельности сведения. Речь здесь идет о том, что в устав могут быть включены дополнительные сведения - дополнительные по отношению к тем сведениям, которые включаются в устав в соответствии с Законом, о чем говорилось выше.

Например, в Законе практически ничего не сказано о компетенции его органов управления - наблюдательного совета, правления, председателя. Членам кооператива в этой связи необходимо определить полномочия этих органов управления. В противном случае кооператив будет неуправляем. В Законе также практически ничего не говорится о порядке созыва и проведения общего собрания  членов кооператива. Если подробно и четко не регламентировать порядок созыва и проведения собрания, оно не реализует свою роль высшего органа управления кооператива, превратится в фикцию.

Можно привести и другие примеры, когда  Закон оставляет в стороне  весьма важные вопросы функционирования кооператива. Все эти пробелы  необходимо ликвидировать, внеся в  устав «другие необходимые для  его деятельности сведения».1

Решения об изменении устава кооператива  принимаются тремя четвертями голосов  присутствующих на общем собрании членов кооператива.

Что же касается числа голосов, необходимых  для утверждения устава вновь  учреждаемого кооператива, то Закон  на этот вопрос не отвечает, да и практически этот вопрос возникает лишь в отдельных случаях. Лица, остающиеся в меньшинстве при голосовании по вопросу утверждения устава, не согласные с ним, тут же выходят из числа учредителей. He подписав устав, который является учредительным документом кооператива (пункт 1 статьи 5 Закона), граждане попросту не попадают в число его учредителей. Это никаких правовых последствий для кооператива не несет, за исключением случая, когда число учредителей становится менее пяти. Тогда кооператив не может быть создан (статья 4 Закона).

Кооператив считается созданным  с момента его государственной  регистрации. Государственная регистрация - это специальный акт государственного органа, фиксирующий законность создания кооператива и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации - зафиксировать правовое положение кооператива, ввести его деятельность в правовое русло, определить кооператив в качестве налогоплательщика.4

Регистрация кооператива осуществляется в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Информация о работе Организационные и правовые основы деятельности производственного кооператива