Организационные и правовые основы деятельности производственного кооператива

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гражданско-правового положения производственных кооперативов. Указанная цель предопределяет постановку следующих задач:
теоретический анализ понятия и содержания производственных кооперативов, развития института производственного кооператива;
изучение организационных основ деятельности производственного кооператива: членства, правового режима имущества, трудовых отношений, управления, ответственности членов производственного кооператива;

Содержание

Введение…………………………………………………………………....…......... 5
Глава 1.История развития института производственного кооператива……………………………………………………………………....... 8
1.1 История развития производственных кооперативов.........………….......….... 8
1.2.Понятие и правовое положение производственного кооператива ................11
Глава 2. Организационные и правовые основы деятельности производственного кооператива…………………………..………………........22
2.1. Членство в производственном кооперативе …….......…………..............….22
2.2. Правовой режим имущества производственного кооператива………....…..30
2.3. Трудовые отношения…………………………………………………….........36
2.4.Управление в производственном кооперативе…....……………….....………39
2.5.Ответственность членов производственного кооператива……............…….56
Глава 3. Прекращение деятельности производственного кооператива…...60
3.1.Реорганизация производственного кооператива…....…………………....…..60
3.2. Порядок осуществления ликвидации кооператива…………………….....…63
3.3. Рассмотрение споров с участием производственных кооперативов .. ........ 69
Заключение………………………………………...………………………....…....75
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов……………………………………………........………………………....….. 80

Работа содержит 1 файл

Гражданско-правовое положение производственных кооперативов(1).doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Комиссия помещает в органах  печати, в которых публикуются  данные о регистрации юридических  лиц, сообщение о ликвидации кооператива, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения.

В случае, если на момент принятия решения  о ликвидации кооператива он не имел обязательств перед кредиторами, имущество  кооператива подлежит распределению между его членами в порядке, предусмотренном уставом кооператива или соглашением между членами кооператива.

Ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлению кредиторов и  получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме  уведомляет кредиторов о ликвидации общества. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, предъявленных кредиторами требованиях, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого кооператива.

Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата кредиторам ликвидируемого кооператива денежных сумм производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, предусмотренном статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Требования каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом1.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества кооператива.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества  кооператива, оставшегося после  удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные  из-за недостаточности имущества  кооператива, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим  собранием членов кооператива по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кооператива  подлежит распределению между его  членами в порядке, предусмотренном  уставом кооператива или соглашением  между членами кооператива8.

 

3.3. Рассмотрение споров  с участием производственных  кооперативов

 

В целях обеспечения правильного  рассмотрения хозяйственных споров с участием кооперативов следует  руководстваться Инструктивными указаниями от 10 декабря 1990 г. № И-1-6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров с участием кооперативов» и Письмом от 24 декабря 1990 г. С-13/ОПИ-445 «О рассмотрении споров с участием кооперативов»

 Изучение рассмотренных госарбитражами  Российской Федерации дел с  участием кооперативов показало, что в основном споры разрешаются правильно.

Вместе с тем в практике органов  госарбитража встречаются различные  подходы к разрешению различных  категорий споров, нередко допускаются  ошибки в применении действующего законодательства.

В соответствии со ст. 18 Закона о кооперации в СССР госзаказы принимаются кооперативами к исполнению на добровольной основе.

Госарбитраж Челябинской области  рассмотрел разногласия между ПО "Вторчермет" и государственным  кооперативом N 5 по объему подлежащего  сдаче кооперативом металлолома на основании доведенного до него госзаказа, которым предусмотрено к сдаче 220 т металлолома. Решением госарбитража договор принят в редакции кооператива, давшего согласие на поставку лома в количестве 23 тонн.

При рассмотрении преддоговорных споров Астраханского предприятия "Вторчермет" с кооперативами "Евпраксинский" и "Керамик" об установлении в договорах объема подлежащего сдаче кооперативами металлолома Госарбитраж Астраханской области принял договоры в редакции предприятия "Вторчермет", обязав кооперативы сдавать лом в объеме, предусмотренном госзаказом, несмотря на то, что кооперативы настаивали на включении в договор меньшего объема сдаваемого лома.

Решения Госарбитража Астраханской области  являются необоснованными.

В соответствии со ст. 18 Закона о кооперации в СССР кооператив имеет право добровольно принимать на себя исполнение государственных заказов. Для исполнения государственного заказа заключаются хозяйственные договоры с соответствующими потребителями продукции (работ, услуг) и с поставщиками материально-технических ресурсов.

Согласие на принятие заказа для  государства должно быть выражено кооперативом в письменной форме. Заключение кооперативом договора не означает, что кооператив согласился на принятие к исполнению заказа для государства. Поэтому арбитражам при рассмотрение споров по условиям такого договора не следует исходить из данных заказа. В  заключаемом договоре (в частности, на сдачу металлолома) не может быть установлен объем поставки, превышающий уровень, принятый к исполнению кооперативом.

Неподача в установленном порядке  кооперативом заявления о признании  доведенного до него госзаказа недействительным является формальными обстоятельством  и не может служить основанием для понуждения кооператива заключить  договор на сдачу металлолома.

Кроме того, следует учитывать, что  споры, связанные с заключением  кооперативом договоров, основанных на госзаказах, подлежат рассмотрению в  органах госарбитража лишь при достижении сторонами соглашения о передаче спора в арбитраж.

Договор, заключенный с кооперативом, может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной  из сторон при наличии оснований, предусмотренных законом или  договором.

Госарбитражем Тюменской области  рассмотрено пять дел по искам  производственного объединения "Варьеганнефтегаз" о расторжении заключенных с кооперативами договоров на поставку этими кооперативами сельскохозяйственной продукции, а также договоров на поставку и закладку на хранение в осенне-зимний период плодоовощной продукции, на закупку и переработку мясной продукции. В обоснование своих требований объединение ссылалось на то, что кооперативам запрещено осуществлять торгово-закупочную и посредническую деятельность, в связи с чем они обязаны расторгнуть договоры в установленном порядке.

Акты органов государственного управления по вопросам деятельности кооперативов, изданные с превышением  их компетенции либо не соответствующие  требованиям законодательства, должны признаваться недействительными.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность кооператива со стороны государственных и кооперативных органов (союзов, объединений кооперативов) не допускается (ст. 10 Закона).

Также законом  о правах, обязаностях и ответственности  государственных налоговых инспекций  государственным налоговым онспекциям предоставлено право предъявлять в арбитраже и суде иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств, полученных ими по незаконным сделкам, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований.

Взыскание с  кооперативов доходов, полученных от неуставной сделки, может быть применено лишь в качестве последствий признания  госарбитражем сделки недействительной.

Экономические санкции за нарушение дисциплины цен могут быть применены к кооперативам лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

Поэтому при  рассмотрении дел о взыскании  сумм, полученных кооперативами в  связи с нарушением цен, следует  иметь в виду, что указанная  статья содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения проверки деятельности кооперативов по вопросам ценообразования. Материалы проверок, проведенных органами ценообразования могут служить основанием для взыскания с кооператива соответствующей разницы в цене и штрафа в связи с завышением цен.

Госарбитражи должны восстанавливать нарушенные права кооперативов и в других случаях, установленных законодательством.

В договор стороны  должны включать условия, обеспечивающие четкую, полную регламентацию своих  взаимоотношений, конкретно определять характер заключенного договора (поставки, купли - продажи, подряда и т.д.).

Если при  рассмотрении имущественного спора  госарбитраж установит, что в  договоре отсутствуют условия о  характере договора, арбитражу следует  анализировать содержание всех условий  договора, обстоятельств их исполнения сторонами и при принятии решения применять законодательство, соответствующее условиям договора и действиям сторон по его исполнению.

Если спор о  расторжении договора либо о внесении в него изменений передан в  установленном порядке на рассмотрение государственного арбитража, при принятии решения следует иметь в виду, что требования заявителя могут быть удовлетворены лишь при неисполнении либо ненадлежащем исполнении договора другой стороной, изменении обстоятельств, послуживших основанием для его заключения, и т.п.

В частности, требования предприятий, при которых созданы  кооперативы, о расторжении договора только по мотивам, что их не устраивают предусмотренные договором условия, что кооператив изготовляет продукцию, выполняет работы не только для этого предприятия, но и для других предприятий, либо по другим формальным мотивам, подлежат отклонению.

 Если сторона,  не имея на то права, односторонне  расторгла договор, заключенный  с кооперативом, либо создала  условия, ограничивающие его деятельность, чем причинила кооперативу убытки, она обязана возместить понесенные  кооперативом по этой причине  убытки. При одностороннем расторжении договора кооперативом последний также обязан возместить другой стороне понесенные по этой причине убытки.

При заключении и исполнении договоров поставки стороны в своих взаимоотношениях руководствуются нормами Положений  о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Положениями о  поставках установлена ответственность  плательщика за неосновательный  отказ от акцепта платежного требования, за уклонение от оплаты продукции  и товаров, за просрочку платежа, за пользование неосновательно полученными денежными суммами.

Следовательно, при удовлетворении иска о взыскании  с кооператива стоимости неоплаченных продукции и товаров, полученных по договору, с кооператива подлежит взысканию штраф в размере 5 процентов суммы, от оплаты которой он отказался или уклонился, и пени в размере 0.04 процента.

В тех случаях, когда покупатель (получатель) перечислил кооперативу аванс под выполнение обязательств по поставкам продукции, однако кооператив своих обязательств полностью или частично не выполнил, с кооператива следует взыскать в соответствующей части этот аванс, а также 5 процентов годовых за пользование средствами, начисляемые со дня получения аванса.

 Действующее  законодательство не предусматривает возможность взыскания с кооператива денежных средств в бесспорном порядке, в том числе и тогда, когда транспортные, энергоснабжающие организации, предприятия связи и другие организации вправе взыскивать в таком порядке денежные средства с других предприятий, учреждений. Следовательно, иски указанных организаций о взыскании с кооперативов денежных средств подлежат рассмотрению госарбитражами на общих основаниях в соответствии с их компетенцией.

Заявления кооперативов о признании недействительными  актов органов ценообразования о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен, исполкомов местных Советов об осуществлении не предусмотренных законодательством проверок, контроле и т.п., других государственных или кооперативных органов подлежат рассмотрению органами госарбитража, как споры неимущественного характера по общим правилам подведомственности.

Информация о работе Организационные и правовые основы деятельности производственного кооператива