Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:41, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование института обязательного страхования автогражданской ответственности по законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основы правового регулирования об обязательном страховании автогражданской ответственности;
2) изучить общую характеристику договора об обязательном страховании автогражданской ответственности и его существенные условия;
3) раскрыть права и обязанности сторон договора об обязательном страховании автогражданской ответственности, а также рассмотреть ответственность по договору;
4)выявить проблемы правового регулирования и правоприменительной практики обязательного страхования автогражданской ответственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
1.1. Понятие и история развития института обязательного страхования автогражданской ответственности 6
1.2. Законодательство, регулирующее обязательное страхование автогражданской ответственности в РФ 11
1.3. Субъекты обязательного страхования автогражданской ответственности 21
ГЛАВА 2. ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 28
2.1 Понятие и условия договора обязательного страхования автогражданской ответственности 28
2.2. Права и обязанности сторон по договору обязательного страхования автогражданской ответственности 33
2.3. Действие договора обязательного страхования автогражданской ответственности, основания его прекращения 38
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 45
3.1. Проблемы продления договора обязательного страхования автогражданской ответственности 45
3.2. Проблемы страховых выплат по договору обязательного страхования автогражданской ответственности 49
3.3. Проблемы возмещения вреда при недостаточности страхового возмещения по договору обязательного страхования автогражданской ответственности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
С
принятием Постановления СНК
СССР от 3 февраля 1938 г. «О государственном
страховании имущества
К 1962 г. можно отнести первую попытку принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Один из разработчиков законопроекта 1962 г. В.А. Гене в интервью корпоративной газете ОАО «Росгосстрах» рассказал, что в Госстрахе, по согласованию с руководством Минфина, была создана рабочая группа, которая приступила к разработке документов и условий обязательного страхования средств транспорта и гражданской ответственности за вред, причиненный личности или имуществу при эксплуатации средств транспорта. Однако в мае 1962 г. на Совете Министров СССР, который вел А.Н. Косыгин, данный законопроект был отклонен. Причиной отклонения законопроекта, по словам А.Н. Косыгина, являлась его преждевременность. Но уже в 1963 г. состоялась вторая попытка принять данный законопроект, но по той же самой причине, что и в первый раз, он был отклонен9.
В Гражданском кодексе РСФСР от 11.06.1964 г.10 обязательному государственному страхованию наряду с добровольным была посвящена лишь одна ст. 387
С начала 90-х годов XX в. началось возрождение национального страхового рынка бурными темпами. Появляется большое количество частных страховых компаний, начинает активную работу законодатель.
В настоящее время действует специальный Закон РФ от 27 ноября 1992 г. ( в ред. от 14.11.2009 г.), N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»11 (далее - Закон об организации страхового дела). Этот Закон в основном регулирует организацию системы страхования в целом. В нем сформулированы основные страховые понятия и страховые категории, содержатся требования по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, определены общие начала государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела.
В России необходимость принятия закона, обеспечивающего надежную страховую защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, зрела давно, и перспектива введения института страхования гражданской ответственности автовладельцев на момент принятия закона обсуждалась не впервые. Этот вопрос был актуален даже в условиях социалистической системы, а СНК его рассматривал еще в 1924 г. К нему возвращались на рубеже 60 - 70-х годов, когда законы об обязательном страховании ответственности принимались повсеместно в Европе, затем - в начале 80-х. С распадом советской системы социальной защиты необходимость обязательного страхования назрела окончательно.
Таким
образом, ОСАГО – это термин, обозначающий
обязательное страхование гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств.
1.2.
Законодательство, регулирующее обязательное
страхование автогражданской ответственности
в РФ
Страховое законодательство РФ представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности. Оно является, по нашему мнению, комплексной отраслью. В основу его формирования должен быть положен такой критерий, как сфера страховой деятельности. Страховое законодательство РФ образует единую систему нормативно-правовых актов различной юридической силы.
Федеральный закон от «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ( далее – Закон «Об ОСАГО») принят в развитие норм ГК РФ, в частности о страховании ответственности за причинение вреда (ст. 931 Гражданского Кодекса РФ от 26.01.2006 (в ред. от 17.07.2009), № 14 - ФЗ)12. В них определяются правовые, экономические и организационные основы, а также принципы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В отличие, например, от гражданского законодательства (равно как и бюджетного, налогового, семейного), в состав которого входят Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральные законы (ч. 2 ст. 3 ГК РФ), «страховое законодательство» - это более широкое по своему составу понятие13. Оно включает, прежде всего, федеральные законы. В современной России разграничение нормотворческой компетенции получило отражение в Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ). В силу статьи 71 Конституции РФ (в ред. от. 30.12.2008 г.)14 к ведению Российской Федерации относятся, например, следующие вопросы: установление правовых основ единого рынка; финансового, кредитного, таможенного регулирования; уголовного, уголовно-процессуального законодательства; гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства; правового регулирования интеллектуальной собственности. Вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, получили закрепление в статье 72 Конституции РФ. Это, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Субъекты Федерации самостоятельно и в полном объеме осуществляют правовое регулирование по предметам, находящимся в их исключительном ведении. Таким образом, правовую основу страхового законодательства образуют не только федеральные законы, но и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты)
Нормы ГК РФ регулируют лишь
гражданско-правовые страховые
Другим основным нормативно-правовым актом, регулирующим страхование, является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В основном данный Закон посвящен регулированию вопросов между государством и страховыми компаниями. Много внимания в нем уделяется контролю за деятельностью страховщиков, обеспечению их финансовой устойчивости.
Непосредственно
страхование автогражданской
Для
анализа нормативных актов
В части 2 статьи 927 ГК РФ предусматривается, что в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 ГК РФ. Частью 1 статьи 2 Закона об ОСАГО предусматривается, что «законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
Заслуживает внимания еще одна мысль Т.М. Рассоловой, высказанная в ее диссертационном исследовании. Она указывает на разность целей страхования деликтной ответственности с целями страхования ответственности владельцев транспортных средств: «...если регулирование страхования деликтной ответственности в ГК РФ направлено на защиту интересов причинителей вреда, то есть страхователей и застрахованных лиц, а интересы потерпевших защищаются лишь постольку, поскольку это необходимо для защиты интересов причинителей вреда, то регулирование этих отношений Законом об обязательном страховании иное - интересы владельцев транспортных средств защищаются лишь постольку, поскольку это необходимо для защиты прав потерпевших. Такая разница оказывает существенное влияние на многие конструкции Закона об ОСАГО. Такое утверждение, по сути, исключает Закон об ОСАГО из системы страховых правоотношений. Рассмотрим этот момент подробнее, основанием для возникновения правоотношения в данном случае будет являться заключение страхователем, в силу предписаний закона, договора страхования. Страхователь должен при этом иметь страховой интерес, для владельца транспортного средства интерес будет выражаться в том, что в соответствии с нормами гражданского законодательства на него может быть возложена ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц16. При этом каждое лицо, допущенное на законных основаниях к управлению транспортным средством и внесенное в страховой полис, имеет собственный независимый страховой интерес. Мнение Т.М. Рассоловой об особом характере Закона об ОСАГО нельзя отнести к широко распространенным. В большинстве своем авторы на второе место при систематизации законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств ставят Закон РФ «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации»17.
По мнению автора, законодатель, определяя в качестве основной цели защиту прав потерпевших лиц, имел в виду прежде всего цель всей системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данная цель не исключает наличия целей по защите страховых интересов страхователей. А.В. Малько и К.В. Шундиков в своей монографии говорят о многоуровневости целей в праве: «Все юридические цели по уровню их функционирования можно разделить на общеправовые (ориентиры всего правового воздействия в целом), специальные (цели отраслевого регулирования, отдельных институтов, нормативных и правоприменительных актов), а также частные. Последние устанавливаются на уровне первичных, базовых юридических средств и их комплексов (прав, обязанностей, санкций, правоотношений, правовых режимов и др.)». Это же подчеркивается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 .05.2005 г. По делу о проверке конституционного федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами государственного собрания – Эл курултай республики Алтай, Волгоградской областной думы, группы депутатов государственной думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова.18 Действие Закона об ОСАГО направлено на повышение уровня защиты прав потерпевших, что можно отнести к социально-правовой функции государства19. В этом же Постановлении Конституционный Суд РФ подчеркивает, что законодатель связывает риск ответственности не только с владельцем транспортного средства, но и с самим транспортным средством как отдельным источником повышенной опасности, отличающимся от прочих техническими характеристиками, что влияет на вероятность наступления страхового случая.
В науке гражданского права существует точка зрения, согласно которой на первое место в иерархии законов ставится кодифицированный нормативно-правовой акт - Гражданский кодекс РФ. Довольно подробно состояние данной научной проблемы и ее преломление в законотворческой и правоприменительной практике анализируются В.Д. Рузановой20, автор разделяет данную концепцию.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что Закон об ОСАГО должен соответствовать основным принципам гражданского законодательства, закрепленным в нормах ГК РФ. Действительно, несмотря на специальный характер анализируемого Закона, основой, как уже подчеркивалось, является обязательство, возникающее из гражданско-правового договора.
Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации», Федерального Закона об ОСАГО, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации». Необходимо выделить Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В указанном Законе определяются основные требования к законам об обязательном страховании, к субъектам страховой деятельности, прежде всего к страховым компаниям. В целом данный Закон можно отнести к административно-правовым актам, но в нем имеется немало дефиниций гражданско-правовой направленности. Именно этот Закон определяет, в частности, субъектный состав гражданско-правового обязательства, в том числе и по договору обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Деятельность
по осуществлению обязательного
страхования гражданской
Страховщик,
имеющий право заключать