Лизинг в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: Исследование лизинга в его теоретической сущности понимания в привязке к практике и ситуации на территории Казахстана с обоснованием теоретических сторон. Основной целью работы является исследование такого вида кредитных отношений как лизинг. Данный финансово-кредитный инструмент представляет высокий интерес в современной практике и для расширения как производства, так и инвестиционной сферы экономики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………...……...5
1.Обще теоретическая характеристика историй и правовых основ лизинга…….8
1.1. Мировая практика применения лизинга…………………………………......15
1.2.Понятие и виды лизинга……………………………………………………….18
1.3 .Правовые основы использования лизинга…………………………………...18
2.Особенности использования лизинга в Республике Казахстан…….…………34
2.1. Юридическая сторона лизинговых операций в РК Договор финансовой аренды (лизинг)…………………………………………………………………….49
2.2. Юридическая природа договора финансовой аренды……………………....49
2.3 Договор лизинга………………………………………………………...…........52
2.4. Стороны договора лизинга…………………………………………………... 53
2.5. Права и обязанности сторон по договору лизинга…………………………..55
Заключение…………………………………………………………………..…….. 59
Литература……………………………………………………………......................62

Работа содержит 1 файл

дипломка лизинг главная.docx

— 149.05 Кб (Скачать)

ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК - опасность потерь, возникающих в результате превышения процентных ставок, выплаченных лизинговой компанией по банковским кредитам, над ставками, предусмотренными лизинговым договором. Снижение осуществляется путем купли-продажи финансовых фьючерсов или заключении сделки “процентный своп”

ВАЛЮТНЫЙ РИСК - возможность потерь в результате колебания валютных курсов. Минимизируются подобно процентному  риску.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ  РИСКИ тесно связаны между  собой. Наиболее ярко проявляются при  осуществлении международных лизинговых операций.

Политический риск - опасность финансовых потерь, связанных с изменением политической ситуации в стране, забастовками, изменением государственной экономической  политики и т.п.

Юридический риск связан с потерями, возникающими в результате изменения  законодательных актов.

Способы управления политическими  и юридическими рисками :

анализ особенностей политической ситуации и налогового законодательства страны пребывания лизингополучателя.;

увеличение рисковой премии пропорционально  предполагаемой величине рисков;

межправительственные соглашения по гарантии инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности использования лизинга в Республике Казахстан.

 

2.1Особенности развития лизинговых операций и государственное регулирование лизинговых отношений в Республике Казахстане.

История развития отечественного лизингового  бизнеса свидетельствует о том, что к настоящему времени уже  успела сложиться определенная практика установления различных видов льгот  для участников лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской  деятельности.

Как правило, предоставленные органами государственной  власти и управления льготы касаются освобождения (полного или частичного) лизингодателей, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов) ; таможенных платежей (налогов, пошлин) при импортных, а в перспективе  и экспортных поставках сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного для сторон механизма  амортизации и учета лизингового  имущества.  Об этом тоже нельзя не упомянуть. 

Для улучшения законодательства по лизинговым отношениям был принят ряд мер, в том числе согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 13 марта 2002 года «О создании рабочей группы по выработке предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области финансового лизинга», была создана рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области финансового лизинга.

Основные же меры по развитию лизинговых отношений неотъемлемо связаны с налоговым законодательством. Одной из таких мер является Инструкция Главной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Казахстан от 26 июня 1995 г. N 37 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» Раздел IX. «Обороты и импорт, освобожденные от уплаты налога на добавленную стоимость.» где указывается что один из видов финансовых услуг, то есть лизинг(финансовая аренда) является тем видом услуг, который не облагается налогом на добавленную стоимость(НДС). Также согласно Ст. 122 Налогового Кодекса, вознаграждение, полученное по финансовому лизингу сроком более трех лет не облагается КПН, и согласно Ст. 179 доходы по международному финансовому лизингу, за исключением вознаграждения не облагаются налогом у источника выплаты, что обусловлено тем сто согласно ст. 138-140; лизинг обеспечивает получение инвестиционных налоговых преференций согласно Закона РК «Об инвестициях» ( КПН, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины). Где описано то, что инвестиционные налоговые преференции - это освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта.

Согласно  статьи 74 пункт 2. срок финансового лизинга (свыше 3-х лет) включает дополнительный срок, на который лизингополучатель имеет право продлить финансовый лизинг в соответствии с договором.

Согласно  ст. 228, 234 лизингополучатель имеет возможность приобрести основные средства в форме финансового лизинга без уплаты НДС (т.е. на 15 % дешевле); т.к. согласно статьи 228: передача имущества в финансовый лизинг освобождается от налога на добавленную стоимость в части суммы вознаграждения, подлежащего получению лизингодателем и статьи 234 пункта 1 подпункт 12: импорт имущества, ввезенного лизингодателем в целях передачи в финансовый лизинг по договорам финансового лизинга, освобождается от налога на добавленную стоимость

 

Согласно  ст. 94 Отнесение вознаграждения, уплаченного резидентам РК на вычеты в полном объеме. Расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, вознаграждение по полученным кредитам (займам), в том числе в виде финансового лизинга, за исключением вознаграждения по кредитам (займам), полученным на строительство и выплачиваемым в период строительства относятся к вычетам по вознаграждению. Также согласно статьей 110,112 Отнесение на вычеты амортизации по основным средствам по финансовому лизингу, в первый год по двойной норме. Т.к. по фиксированным активам, впервые введенным в эксплуатацию на территории Республики Казахстан, налогоплательщик вправе в первый налоговый период эксплуатации исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации при условии использования данных фиксированных активов в целях получения совокупного годового дохода не менее трех лет. Данные фиксированные активы в первый налоговый период эксплуатации учитываются отдельно от стоимостного баланса группы. В последующий налоговый период данные фиксированные активы подлежат включению в стоимостный баланс соответствующей группы. Также стоимостный баланс соответствующей подгруппы, группы у лизингодателя должен быть уменьшен на стоимость фиксированных активов, переданных в финансовый лизинг, если активы были включены в стоимостный баланс подгруппы, группы до передачи их в финансовый лизинг. 

 

 Анализ ситуации состояния  лизинга в Казахстане на данный  момент, его перспективы.

Говоря о  ситуации состояния лизинга на данный момент нельзя не упомянуть о деятельности МФК(международной финансовой корпорации или IFC), основной целью которой является стимулирование устойчивого притока инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей. Одним из вкладов в развитие лизинга в РК со стороны МФК и USAID(агентство Соединенных Штатов по международным исследованиям) являлось создание в рамках программы их сотрудничества выработка специализированной учебной программы по подготовке специалистов в области лизинга по программе MBA. Которая сыграла немалое значение при написании данной дипломной работы. Также постоянно выделяются кредиты для обеспечения устойчивого притока инвестиций, в том числе и в область лизинга. Так недавно были выделены 10 млн. $US для данных целей.

Для развития малого и среднего бизнеса  правительством РК предусмотрены различные  трансферты для поддержки этого  сектора, например Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года «О Государственной программе развития города Алматы на 2003-2010 годы» где планируется создать фонд поддержки инноваций и предпринимательства, приоритетными задачами которого станут поддержка бизнес-проектов в сфере новых технологий, предоставление оборудования в лизинг на выгодных условиях. Указ Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года N 1095 «О государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря» где в целях экономии для ведения морских операций предусматривается использование арендуемых и фрахтуемых судов при освоении и обслуживании небольших месторождений. Для крупных месторождений с продолжительным циклом освоения возможны лизинговые соглашения на поставку полного состава судов. И другие подобные законопроекты. То есть лизинг для государства является одним из инструментов регулирования экономики.

Президентом Республики Казахстан был подписан закон “О присоединении Республики Казахстан к конвенции УНИДРУА  “О международном финансовом лизинге”. Данная конвенция разрабатывалась  с 1974 года Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА) . Окончательно ее согласовали в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.

Основная  цель Конвенции – унификация правового  регулирования отношений, возникающих  в связи с осуществлением сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции  являются те лизинговые сделки, при  которых лизингодатель и пользователь находятся в разных странах и  срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. Конвенция  трактует классический лизинг, который носит трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и пользователь. В Конвенции, в частности, зафиксированы такие важные положения, как самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному договору аренды. В ней предусмотрено освобождение лизингодателя – собственника оборудования от ответственности за ущерб или убытки, причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам. Закреплено право пользователя непосредственно обращаться с претензиями по оборудованию к поставщику (притом, что поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб) . В перспективе участие Казахстана в Оттавской Конвенции способно облегчить выход на международный рынок отечественных лизинговых компаний и предприятий – поставщиков оборудования по схеме лизинга до вступления в ВТО.

Далее можно  непосредственно перейти к описанию ситуации состояния лизинга в  РК. Первым делом рассмотрим лизингодателей Казахстана.

Лизингодатели в Казахстане:

Альянс Лизинг, Астана-Финанс, АТФ-Лизинг, БТА Лизинг, Валют-Транзит Банк, Вираж-Лизинг, КазАгроФинанс, КазЛизингИнвест, Каспийский Лизинг (бывший АгромашЛизинг), Нур-Инвест, ТАИБ Казахский Банк, Темiрлизинг, Центр Лизинг, Цесна Банк, АО "Фонд развития малого предпринимательства", Халык-Лизинг

 

Объемы лизинга в РК по компаниям  

 

Видно что самый крупный участник рынка - «Казагрофинанс», 100%-ная государственная компания, которая за счет сельского хозяйства держит основную долю рынка лизинга. Ее основной деятельностью является выдача лизинга на оборудование по с/х по программе развития сельского хозяйства в РК.  Остальное распределено в основном среди банковских лизинговых компаний: «БТА Лизинг», «АТФ Лизинг», «Альянс-Лизинг», «Центр Лизинг», «Темiр Лизинг» и др. В 2004 Казкоммерцбанк тоже активно начал работать в этом направлении. В 2003г. открылся «Вираж Лизинг».

Если сравнивать частный сектор лизинговых компании, не принимая государственный, то лидером скорее всего является БТА. Компания существует на рынке дольше всех - 8 лет. В компании сложился довольно профессиональный состав и накопился  хороший опыт, и кроме того, сложился свой круг постоянных клиентов. Более  того, в 2004, акционерами БТА стали  IFC - международная финансовая корпорация - и японская компания ORIX. Сейчас их совокупная доля составляет 55%, у БТА - 45%. ORIX работает в 24 странах мира, практически на всех континентах. Казахстан для них первый опыт в СНГ, и БТА первая компания, куда они рискнули вложить средства. Это достаточно серьезный показатель данной компании, принимая во внимание известный консерватизм и осторожность японцев,

 

Основная  проблема для лизинговой компании, в Казахстане, да и во всем мире - финансирование, где взять деньги для того, чтобы профинансировать кого-то. В отличие от банков лизинговые компании не могут оперировать какими-либо денежными средствами, доверенными  им другими лицами, у лизинговых компаний собственных денег нет. Для того чтобы кому-то что-то купить, лизинговые компании должны в начале у кого-то занять необходимые денежные средства, а потом передать это  в лизинг. Второе - отсутствие квалифицированных  кадров. Для чего принимается решений  для устранения или же уменьшения данной программы. Правда опять же система  образования в области лизинга  в Казахстане в основном представлена в виде программ от иностранных или  международных организаций, в тоже время как отечественная система  практически не развита. Плюс наличие  противоречий в законодательстве, которые  мы пытаемся решить.

По мнению многих международных организаций  и наших иностранных партнеров, акционеров, у нас очень либеральное  законодательство по лизингу. Казахстан  не зря так долго «зрел», создавая этот закон - был учтен огромный мировой  опыт. Поэтому можно сказать, что  законодательство РК одно из лучших на постсоветском пространстве. Несмотря на многие технические моменты, над  которыми еще, конечно, нужно работать, оно дает все шансы для того, чтобы рынок успешно развивался.

К основным особенностям  местного рынка лизинговых услуг можно отнести то, что  большее число оборудования, проходящего  через лизинг, - строительное, дорожное и сельскохозяйственное. Казахстан - аграрная страна, и среди клиентов лизинговых компаний даже частного сектора  очень много крестьянских хозяйств. Часто в портфеле лизинговых компаний, четверть всех активов приходится на сельскохозпроекты, и при этом это имеет тенденцию к увеличению.

Экономика развивается  динамично, и потребность в продукте лизинга будет однозначно расти.  В США процесс эволюции лизинга  происходил на протяжении 120 лет. В Казахстане же этот процесс будет проходить  более быстрыми темпами. Финансовый лизинг был освоен всего 5 лет назад, а Казахстан уже подошел к  стадии развития продуктовой линейки  в лизинге.

 Особенности  современной ситуации в Казахстане, влияющие на развитие лизинговых операций банков.

В Казахстане существует законодательная база для осуществления Банками лизинговых операций. В соответствии с Главой 3 статьи 30 Закона РК "О банках и банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции. При этом Банк может участвовать в лизинговом процессе не как ссудодатель лизинговой компании, но и непосредственно как Лизингодатель, т.е. напрямую участвовать в лизинговом процессе.

По сравнению  с вновь организуемыми лизинговыми  Компаниями такое участие Банков дает им преимущество, поскольку они  уже организационно оформлены и  для осуществления ими лизинговых операций необходимо лишь создание в  их структуре подразделения специалистов с определенным опытом банковской работы и знающих специфику лизингового  процесса.

Учитывая  обострение конкуренции банковских услуг в условиях рынка, наиболее целесообразным является проведение таких  услуг коммерческими Банками, поскольку  это позволит наиболее эффективно расширить  сферу банковского влияния.

В настоящее  время в условиях известной ограниченности источников бюджетного финансирования, с одной стороны, и значительной потребности казахстанских предприятий в средствах для финансирования инвестиционных программ и проектов, с другой, на коммерческие банки возлагаются особые надежды по поддержке инвестиционных проектов. В то же время сами казахстанские коммерческие банки, будучи универсальными и достаточно молодыми кредитными учреждениями, в ряде случаев встречаются с достаточно серьезными проблемами при принятии решения об участии в той или иной форме в финансировании инвестиционных проектов.

Информация о работе Лизинг в РК