Лизинг в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: Исследование лизинга в его теоретической сущности понимания в привязке к практике и ситуации на территории Казахстана с обоснованием теоретических сторон. Основной целью работы является исследование такого вида кредитных отношений как лизинг. Данный финансово-кредитный инструмент представляет высокий интерес в современной практике и для расширения как производства, так и инвестиционной сферы экономики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………...……...5
1.Обще теоретическая характеристика историй и правовых основ лизинга…….8
1.1. Мировая практика применения лизинга…………………………………......15
1.2.Понятие и виды лизинга……………………………………………………….18
1.3 .Правовые основы использования лизинга…………………………………...18
2.Особенности использования лизинга в Республике Казахстан…….…………34
2.1. Юридическая сторона лизинговых операций в РК Договор финансовой аренды (лизинг)…………………………………………………………………….49
2.2. Юридическая природа договора финансовой аренды……………………....49
2.3 Договор лизинга………………………………………………………...…........52
2.4. Стороны договора лизинга…………………………………………………... 53
2.5. Права и обязанности сторон по договору лизинга…………………………..55
Заключение…………………………………………………………………..…….. 59
Литература……………………………………………………………......................62

Работа содержит 1 файл

дипломка лизинг главная.docx

— 149.05 Кб (Скачать)

В 2010 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %. Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный рост объема лизинговых операций.

Подавляющая часть лизинговых операций в странах - членах Leaseurope составляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9 лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к увеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденция сохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 1986 году доля движимого имущества  в  общем объеме лизинговых операций составляла 87 %, а в 1999 году - 83,1 %, в 2011 году – 85,9 %. Несмотря на внушительный объем лизинговых операций в целом по странам Leaseurope, показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок. Примечательно, что какой-либо связи между наличием специального законодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, в Германии, где лизинговая деятельность регулируется специальным законодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций

находился на среднем уровне - 15,8 % в 2007 году.

Правда, в абсолютном выражении  Германия является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: в прошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. ЭКЮ, а недвижимого 5,7 млрд. ЭКЮ. Франция и Португалия, имеющие посвященные лизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов лизинговых сделок - 8,9 млрд. ЭКЮ и 1,1 млрд. ЭКЮ соответственно. В то же время шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемов лизинга (с 2,7 млрд. ЭКЮ в 1992 году до 1,8 млрд. ЭКЮ в 1994 году), принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство.

Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях являются два основных государства - Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). При этом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступает немецкой - 18,853 млрд. ЭКЮ. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше - 1,05 млрд. ЭКЮ. К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы, где по очевидным причинам лизинговые операции только-только начали развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицо очевидная тенденция к росту.

Единственным исключением  является Чехия, в которой в прошлом  году объем

лизинговых операций достиг 817 млн. ЭКЮ, что больше чем, скажем, в Норвегии или Греции. А по показателям удельного веса Чехия вышла на четвертое место среди всех стран Leaseurope. Очевидно, столь широкое по сравнению с остальными бывшими соцстранами распространение лизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономике доминирующее положение занимает частный сектор.

Особенности лизинга  в отдельных странах.               

а)  США

В США лизинг появился еще  в 50-х годах. На долю США приходится половина

мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в  США было

поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в

оборудование в стране).

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые  льготы:

ускоренная амортизация  и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы  налога).  Например,  расходы  по покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота - 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды управлением внутренних доходов министерства финансов США:

- продолжительность лизинга  должна быть меньше 30 лет;

- лизинг не должен предусматривать  возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной - например, за 1 долл.;

- лизинг не должен предусматривать  график платежей, где они вначале  будут

больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что  лизинг

используется как средство уйти от налога;

- лизинг должен обеспечить  арендодателя нормальным рыночным  уровнем прибыли;

- возможность продления  лизинга должна учитывать нормальную рыночную стоимость оборудования.

До 1977 года фирмы могли  брать оборудование в аренду, не отражая его

стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому,

фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая  возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов. В 1976 году Управление стандартизации финансового учета издало постановление № 13, которое заставило учитывать некоторые финансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью этого постановления было разграничить “подлинный лизинг” и покупку с помощью лизинга. В постановлении были перечислены следующие пункты:

- право собственности  в конце сделки переходит к  арендатору;

- лизинговая сделка позволяет  купить оборудование в конце сделки по цене ниже рыночной;

- срок сделки больше  или равен 75 % полезного срока  службы;

- текущая стоимость лизинговых  платежей (без платы за страхование,  управление,

налоги) больше или равна 90 % нормальной рыночной цены оборудования.

Если сделка удовлетворяет  хотя бы одному из этих условий, то имущество

учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующим  долговым

обязательством в пассив (“Обязательства по финансовому лизингу”). Если сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу арендатора.

С 1986 года климат для лизинга  на налоговой основе изменился, так  как

правительство увидело в  нем “субсидию на благо другого государства” (“Экспорт налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

Дело в том, что погашение  лизинговых сделок все-таки обладает большей

гибкостью, чем, например, погашение  обычных ссуд. В США многие лизинговые компании лучше знают оборудование, чем другие кредиторы. Так как кредитоспособность лизинговой компании зависит от возможности реализовать оборудование после истечения срока сделки, то компании очень заинтересованы в лизинге наиболее ценного и эффективного оборудования. В этом случае они охотно берут на себя все подобные риски. Некоторые налоговые льготы все-таки сохраняются.

В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга (нефтяные

танкеры, железнодорожные  контейнеры, компьютеры, самолеты), оперативного

лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно наглядно просматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации.

Международная лизинговая финансовая корпорация (ILFC) с местом нахождения в США была основана в 1973 году и стала государственной компанией в марте 1983 года. Вместе с ирландской Gyness Peat Aviation Group (GPA) она определяет положение на рынке. В ее портфеле более 150 самолетов. Доходы за первое полугодие 2010 года составили 94,8 млн. долл., активы - 1,65 млрд. долл. на 31 мая 2011 года.

Она предлагает клиентам самолеты на 3-15 лет без необходимости брать на себя огромные начальные расходы. Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически от нулевой отметки в 1982 году до 10 % всего лизингового рынка сегодня. Наиболее крупными американскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group, Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp.

 

1.2 Понятия и виды лизинга

 

1.3 Правовые аспекты использования лизинга 

 

Определение лизинга.

В мировой  практике термин “лизинг“ используется для обозначения сделок основанных на аренде оборудования, машин, транспортных средств, сооружений производственного  назначения. В международной практике различают три вида аренды оборудования в зависимости от срока :

- краткосрочная  (рентинг) - на срок от одного  дня до одного года;

- среднесрочная  (хайринг) - на срок от одного  года до трех лет;

- долгосрочная (лизинг) - на срок от трех и  более лет. 

 

Существует  множество определений лизинга:

Лизинг  -  долгосрочная аренда машин и оборудования, купленных арендодателем для  арендатора с целью их производственного  использования, при сохранении права  собственности на них за арендодателем  на весь срок договора.[5]

(“Банковское  дело” под ред. О.И. Лаврушина.)

Лизинг  -  вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (договору лизинга) одно лицо обязуется  приобрести в собственность обусловленное  договором имущество у определенного  продавца и предоставить это имущество  другому лицу за плату во временное  пользование для предпринимательских  целей.[5]

  (“Банки  и банковские операции в России”  В.И.Букато, Ю.И. Львов)

Лизинг - это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в  обмен на лизинговые платежи. Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока  действия лизингового договора или  досрочно по остаточной стоимости.[6]

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно - определение Европейской  федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для  использования их в производственных целях арендатором, в то время  как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право  собственности”.

В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности  на товар переходит от продавца к  покупателю, при лизинге право  собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а  лизингополучатель приобретает  лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового  договора лизингополучатель может  приобрести объект сделки по согласованной  цене, продлить лизинговый договор  или вернуть оборудование владельцу.  

Виды лизинга

Рынок лизинговых услуг характеризуется  многообразием форм лизинга, моделей  лизинговых контрактов и юридических  норм, регулирующих лизинговые операции.

При выделении видов лизинга исходят, прежде всего, из признаков их классификации, которые характеризуют: отношение  к арендуемому имуществу; тип  финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип  передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости лизингового  имущества; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции; отношение к  налоговым, таможенным и амортизационным  льготам и преференциям; порядок  лизинговых платежей. [7]

По  отношению к арендуемому имуществу (или по объему обслуживания) лизинг делится на:

Чистый  (net leasing) , когда все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель. При этом лизингополучатель переводит лизингодателю чистые, или нетто, платежи. Большинство услуг на отечественном лизинговом рынке оборудования являются чистыми.

Полный  , или, как его еще называют “мокрый” лизинг (wet leasing) , когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества. Его используют, как правило, сами изготовители оборудования. По стоимости полный лизинг один из самых дорогих, так как у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, сопровождение квалифицированным персоналом, ремонт, поставку необходимого сырья и комплектующих изделий и др.

Частичный (с частичным набором услуг) , когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

По  типу финансирования лизинг делится на:

Срочный , когда имеет место одноразовая аренда имущества.

Возобновляемый  (револьверный) , при котором после истечения первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. При этом объекты лизинга через определенное время в зависимости от износа и по желанию лизингополучателя меняются на более совершенные образцы. Лизингополучатель принимает на себя все расходы по замене оборудования. Количество объектов лизинга и сроки их использования по возобновляемому лизингу заранее сторонами не оговариваются. [9]

Разновидностью  возобновляемого лизинга является генеральный лизинг, который позволяет лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов. Это очень важно для предприятий с непрерывным производственным циклом и при жесткой контрактной кооперации с партнерами. Генеральный лизинг используется, когда требуется срочная поставка или замена уже полученного по лизингу оборудования, а времени, необходимого на проработку и заключение нового контракта, как правило, нет. По условию соглашения в режиме генерального лизинга лизингополучателю в случае возникновения срочной непредвиденной необходимости в получении дополнительного оборудования достаточно направить лизингодателю запрос на поставку требуемого оборудования со ссылкой на согласованный перечень или каталог. В конце периода, на который заключено соглашение, производится перерасчет лизинговых платежей с учетом разновременности затрат лизингодателя и заключается новое соглашение.

Информация о работе Лизинг в РК