Лизинг в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: Исследование лизинга в его теоретической сущности понимания в привязке к практике и ситуации на территории Казахстана с обоснованием теоретических сторон. Основной целью работы является исследование такого вида кредитных отношений как лизинг. Данный финансово-кредитный инструмент представляет высокий интерес в современной практике и для расширения как производства, так и инвестиционной сферы экономики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………...……...5
1.Обще теоретическая характеристика историй и правовых основ лизинга…….8
1.1. Мировая практика применения лизинга…………………………………......15
1.2.Понятие и виды лизинга……………………………………………………….18
1.3 .Правовые основы использования лизинга…………………………………...18
2.Особенности использования лизинга в Республике Казахстан…….…………34
2.1. Юридическая сторона лизинговых операций в РК Договор финансовой аренды (лизинг)…………………………………………………………………….49
2.2. Юридическая природа договора финансовой аренды……………………....49
2.3 Договор лизинга………………………………………………………...…........52
2.4. Стороны договора лизинга…………………………………………………... 53
2.5. Права и обязанности сторон по договору лизинга…………………………..55
Заключение…………………………………………………………………..…….. 59
Литература……………………………………………………………......................62

Работа содержит 1 файл

дипломка лизинг главная.docx

— 149.05 Кб (Скачать)

Содержание

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………...……...5

 

1.Обще теоретическая характеристика историй и правовых основ лизинга…….8

1.1. Мировая практика применения лизинга…………………………………......15               

1.2.Понятие и виды лизинга……………………………………………………….18

1.3 .Правовые основы использования лизинга…………………………………...18

 

2.Особенности использования лизинга в Республике Казахстан…….…………34

2.1. Юридическая сторона лизинговых операций в РК Договор финансовой аренды (лизинг)…………………………………………………………………….49

2.2. Юридическая природа договора финансовой аренды……………………....49

 

2.3 Договор лизинга………………………………………………………...…........52

2.4. Стороны договора лизинга…………………………………………………... 53

2.5. Права и обязанности сторон по договору лизинга…………………………..55

Заключение…………………………………………………………………..…….. 59

Литература……………………………………………………………......................62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Цель  работы: Исследование лизинга в его теоретической сущности понимания в привязке к практике и ситуации на территории Казахстана с обоснованием теоретических сторон. Основной целью работы является исследование такого вида кредитных отношений как лизинг. Данный финансово-кредитный инструмент представляет высокий интерес в современной практике и для расширения как производства, так и инвестиционной сферы экономики страны. В данной работе будет использованы не только теоретические понятия, но при этом во второй части(глава 3) работы данные о лизинге будет проводится с привязкой к ситуации в Казахстане, так ни одна грамотно составленная дипломная работа не может быть написаны без привязки к стране в которой она пишется или где пишущий ее проживает, собственно также будет затронута и юридическая сторона лизинговых отношений. При этом в первой части(глава 1,2) исследования дается не только теоретическое понимание, но и практическое применение данных знаний и описание процесса лизинга для практического понимания процесса, для в дальнейшей в потенциальной возможности использования данной информации. 

 

Предмет дипломной работы: Лизинг как вид товарного кредита и вид инвестиционной деятельности.

 

Методы  используемые при написании дипломной работы: При написании данной дипломной работы использовались следующие методы; системный метод, комплексный подход, моделирование и метод мозгового штурма, также был использован метод 6 шляп.

 

Особенности данной дипломной работы: Первой особенностью данной работы является то, что высокое значение в ней придается историческому описанию лизинга, т.к. более широкое понимание истории возникновения и развития существенно помогут в понимании данного финансового инструмента, вкупе с теоретическими знаниями помогут при понимании ситуации лизинговых отношений как на практике, так и в особенности при интерпретации его использования в Казахстане. Второй особенностью является то что при написании данной работы широко использовались возможности всемирной паутины. При этом дело сводилось не к банальному скачиванию материалов, а к целевому поиску и использованию таких данных как статистические данные по Казахстану, мнение экспертов по ситуации лизинга в РК для корректировки хода процесса написания дипломной работы, ее цели и непосредственно содержание. Использование материалов иностранной направленности и созданной в сотрудничестве с Казахстаном, корректировок в законодательной базе РК по лизингу, и других подобных материалов. И наконец третей особенностью является то, что несмотря на экономическую направленность данной работы, в ней непосредственно широко затрагиваются и юридические моменты, т.к. данные науки тесно взаимосвязаны, и было бы работа была бы неполной, если бы данные аспекты не затрагивались. Опять же для практического использования полученных знаний необходимо четко знать нормативное и законодательное регулирование изучаемого предмета данной дипломной, во избежание дальнейших недоразумений и оплошностей в случае использования данного кредитного инструмента в будущем на практике.

 

Переход к  рыночной экономике поставил перед  промышленными предприятиями ряд  проблем, главными из которых являются: как утвердиться в необходимых  для них условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за высоких  цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов. Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

Существует  мировая практика кооперации как  внутри стран, так и международная  в использовании промышленного  оборудования, машин, новых технологий, сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской  деятельности - лизинг.

В настоящее  время на рынке лизинговых услуг  работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно  растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить  потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании  оборудования (имущества). Причем при  дефиците финансовых ресурсов, эти  структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое  оснащения их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

 

До начала 60-х годов лизинг в  зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто  арендовали свои помещения. В течение  последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки  аэроплана, компьютера, реактора или  спутника компания может взять его  в лизинг. Авиа- и железнодорожные  компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и  склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.

 

Долголетний опыт использования лизингового  механизма в предпринимательской  деятельности многих стран мира позволяет  сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего  положения в Казахстане в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. Поэтому целесообразно воспользоваться его возможностями и более активно внедрять в производственную деятельность. Для чего вполне естественно будет сначала провести исследование данного финансового инструмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обще теоретическая характеристика историй и правовых основ лизинга.

 

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему  периоду истории хозяйственных  взаимосвязей. Однако это не так. Документы  свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина  “лизинг” (lease) как такового еще  не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н.э.) . Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике” : “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности” . Иными словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое - либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход. [1стр.5]

Арендные (лизинговые) сделки были известны и  во времена, много предшествовавшие IV веку до н.э., то есть годам, когда жил  Аристотель. Они заключались, как  отмечают П. Балтус и Б. Майджер в  книге “Школа европейского лизинга” , еще в древнем государстве  Шумер и датируются примерно 2000 годом  до н.э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов  и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы  не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более  древние времена, хотя пока до нас  не дошло никаких сведений об этом. [1стр.11]

Английский  историк Т. Кларк обнаружил несколько  положений о лизинге в Законах  Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами до н.э. Группа статей, касающихся собственности, - самая большая в судебнике  Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно  рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия  залога имущества.

Другие  древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно  возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.

Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого “мокрого” лизинга. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

Лизинг  в древности не был ограничен  арендой каких-либо конкретных типов  собственности. Фактически из истории  известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

Первое  документальное упоминание о практически  проведенной лизинговой сделке относится  к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель  арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В Венеции также в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам  и владельцам торговых судов очень  дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались владельцам, которые вновь сдавали  их в аренду.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие  уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой  рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал  доспехи для участия в Седьмом  Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в  конечном итоге значительно превысила  первоначальную стоимость амуниции. [1стр.16]

В те же времена операции, аналогичные  современному лизингу, применялись  в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому  поземельному закону признавалась неправомочной. Однако долгосрочная аренда реальной собственности допускалась и  во многих случаях была единственным доступным, из-за жесткой системы  земельного законодательства, средством  приобретения прав на использование  земли. Поэтому предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудование и лошади. В Великобритании одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 года (Statute of Wales) .

В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий  использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть законными  признавались арендные договоры, подписываемые  на разумных основаниях, так как  к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности  извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен.

В начале XX века в Великобритании в  связи с развитием промышленности, увеличением производства различных  видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Информация о работе Лизинг в РК